II. Актуализация и мотивация Практический – работа со стихотворением Метод выразительного чтения | 7 мин. | Слайд 1 Речевая разминка Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей « Га-га-га!» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет? А что неправда? — Прочитайте медленно. — Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. — Прочитайте стихотворение с удивлением. - Весело. — Какое это стихотворение? Как его нужно читать? - Какой жанр устного народного творчества напоминает это стихотворение? Чтобы начать урок, мы должны знать тему нашего урока. А чтобы её узнать, обратите внимание на доску. (На слайде портрет А.И.Введенского) Как вы думаете кто это? - Ребята - это поэт. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Введенского, который был очень дружен с поэтами: Д. Хармсом и Ю. Владимировым. | Выполняют речевую разминку Нет - Шуточное - Весело Небылицы - Автор. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Наглядный - презентация Словесный– беседа Проблема | 5 мин. | Слайд 2.Портрет. А. Введенский родился в 1904 году в семье Петроградского служащего. Он изучал литературу, языки в Петроградском университете, что дало ему возможность псать произведения для детей и заниматься переводами. Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. В своем творчестве он опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, закличек. Слайд 3-4. Выставка книг - Откроем учебники на с. 177 и прочитаем, с каким его произведением мы сегодня будем работать. - «Ученый Петя» -Значит, тема сегодняшнего урока Александр Введенский «Ученый Петя». -Чему вы должны научиться? -Для чего вам это нужно? - Как вы думаете, о чем это стихотворение? – Рассмотрите иллюстрации. Можно ли по названию стихотворения и иллюстрациям определить, про кого и про что пойдет речь? Ученый Петя – значит, он какой? (Умный.) ? Соответствует ли название стихотворения содержанию? | - Ученый Петя - Научиться выразительно читать, отвечать на вопросы. - Это нам нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим). | Р: целеполагание. Л:смыслообразование. ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
IV. Открытие нового знания Словесный– беседа V. Физкультминутка | 10 мин | Первичное восприятие текста. Чтение стихотворения учителем. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно создает? - Когда слушаешь это стихотворение, что хочется сделать: заплакать, улыбнуться, рассердиться? А значит это стихотворение можно назвать юмористическим. - Назовите действующих лиц стихотворения. - Как Петю назвал автор? - Ребята, а кто такой учёный? -Давайте заглянем в словарь и узнаем точное лексическое значение слова «ученый». Слайд 5 Разг. Получивший какие-либо специальные или разносторонние знания; грамотный, образованный. Высококвалифицированный специалист в области какой-либо науки. Давайте подберем к слову ученый синонимы. Ну а теперь все тихо встали, Дружно вытянули шеи И, как гуси, зашипели, Пошипели, помолчали, И, как зайки, поскакали, Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. – Я тоже хочу с вами поиграть (“Бывает, не бывает”.) 2. Снег на улице летает, Гусь в калоше засыпает, Птичка по небу летит, Кошка домик сторожит. Эти стихи для физкульминутки и игры я взяла из небылиц А. Введенского. | - Да. - Весёлое. - Улыбнуться. - Петя и дети. - Учёный. - Предположения детей. Читают определение. -Знающий, профессор, опытный, образованный, умудренный, начитанный, эрудированный, высокообразованный Делают движения | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПО: поиск и выделение необходимой информации |
V1.Первичное закрепление во внешней речи Практический: повторное чтение Практический: составление вспомогательного плана Проблема – решение. | 7 мин | - Прочитаем стихотворение про себя. - Читаем стихотворение по цепочке вслух. - А теперь узнаем, как Петю представил автор. Прочитаем этот отрывок. -Тогда другой вопрос, а зачем автор назвал стихотворение «Ученый Петя»? - Соотнеси название с содержанием стихотворения. Что вызывает у тебя улыбку? - Давайте представим себе, что о себе думал мальчик, за какие качества автор хотел посмеяться над ним? - Как надо прочитать название стихотворения: с восхищением, с усмешкой, с грустью? Что подсказывает тебе правильный ответ? - А как менялось отношение ребят к Петиным ответам, давайте проследим. (Сказали, удивились, засмеялись) Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети? (Почему облетает зеленый лист?) - Что ответил Петя? - Так ли это, как вы считаете? У нас на уроке настоящие маленькие ученые, которые нам будут давать научные объяснения. Слайд 6 - Листья на деревьях опадают осенью потому, что с наступлением холодов корневые волоски не могут всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. Так как растения испаряют воду с поверхности листьев, то растения могут погибнуть от засухи, если они вовремя не избавятся от листьев. Листочки, которые опадают, не содержат ничего полезного, питательного. Питательные вещества находятся осенью у растений в корне и стебле (сердцевине), а в листьях осенью содержится только то, что растениям не нужно. Растения от этого избавляются. Они сбрасывают листву, а с ней уходят из растения ядовитые вещества. Если на зиму останутся листья, а зима будет снежной, - ветки надломятся под тяжестью снега. - Прочитайте второй и третий вопросы, которые задавали дети Пете. - Попробуйте ответить сами, почему идет снег? Слайд 7 - Вся вода, находящаяся на Земле, постепенно испаряется с поверхности рек, озер, морей и океанов под действием солнечных лучей. Поэтому в воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.Водяной пар постепенно поднимается вверх и когда температура становится ниже нуля, онзамерзает. Так образуются снежинки. Маленькие кристаллы сначала очень малы и свободно летают в воздухе, соприкасаясь друг с другом исклеиваясь. Так они становятся тяжелее. И когда они набирают вес на столько что становятсятяжелее воздуха, снежинки начинают падать на землю. Это явление называется снегопадом. - Кто такой зяблик? (Птичка) - Почему зяблик не летит? - Зяблик произошло от слова зябнуть - мёрзнуть. Зяблики прилетают ранней весной и улетают поздней осенью, когда все зябнут и мёрзнут. Достаточно вспомнить одну старую русскую примету, которая гласит, что поет зяблик к морозу. Эти маленькие перелетные птицы действительно прилетают с зимовки очень рано, когда весна только-только вступает в свои права и сразу же начинают петь свои песни. Причем конец трели зяблика часто обрывается резким росчерком, словно у певца вдруг внезапно перехватило горло, например, от холода. В народе говорили, что если поет зяблик, то и человеку еще предстоит зябнуть, жди весенних холодов. - Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети. - Что ответил Петя? - Как на самом деле происходит смена дня и ночи? Слайд 8 - Помимо вращения земли вокруг солнца земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками. При этом находясь на поверхности Земли, мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд. Так летом световой день длится дольше ночи, а зимой наоборот, ночь длиннее дня. - А как живут рыбы под водой? Действительно ли они живут в домиках?(Дети утверждают, что нет.) - Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик (у рыб он называется гнездо). Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогащает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту. - Какой вопрос в конце произведения ставит автор? (А не врет ли Петя?) – Ребята, какие ответы на вопросы давал Петя? (Неправильные, смешные, нелепые.) - Действительно ли Петя Ученый? Давайте дадим ему характеристику. Каким вы его увидели? Слайд 9 – В чем же заключается ученость Пети? - Что же действительно нужно делать, чтобы стать ученым? - Где же можно найти ответы на интересующие вас вопросы? (В энциклопедиях) - К какому литературному жанру отнесём это произведение? | - Он решил над ним пошутить. - Глупость Пети. - За ложь. - С усмешкой. - Сказали, удивились, засмеялись - Почему облетает зеленый лист? Выступает 1 ученый Почему идёт снег? Почему зяблик не летит? Выступает 2 ученый. - Птичка Он улетел в теплые края - Почему дни короче? А река покрылась льдом? Выступает 3 ученый. - А не врет ли Петя? Всё он знает, понимает, всё другим он объясняет. -Хорошо учиться, много читать. - В энциклопедиях. | ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПО: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
VI1. Самостоятельнаяработа Словесный: объяснение Практический: подбор по смыслу слов. Работа с пословицами | 5-6мин | – Ребята, а можно ли сказать, что А. Введенский нам помог увидеть необычное в обычном? – Можно ли его смешную историю про Петю продолжить? – Я предлагаю вам пофантазировать. Представьте, что вы – Петя. Вам задали вопрос: “Почему облако белое?” Слайд 10-11 – Конечно, большое стихотворение мы сейчас не сможем сочинить. А вот досказать одно словечко в каждую строчку – это мы с вами сделаем. а) Внимание! В каждой строчке не хватает по одному слову. Вам на выбор предлагаю три слова. Вы должны выбрать одно, подходящее по смыслу. б) Теперь вы самостоятельно доскажите словечко, отвечая на вопрос “Кто раскрасил радугу?” Возьмите белый лист, переверните и положите перед собой. – Ребята, задание подобное: в каждой строчке пропущено слово; ниже записано по 3 слова, выберите нужное и запишите. в) Проверка полученных стихов. – Понравилось фантазировать? И этому мы поучились у поэта А.И. Введенского, который был большим выдумщиком. Слайд 12 -Соберите пословицы и соотнеси их смысл с содержанием стихотворения. -Подходят ли они к стихотворению «Ученый Петя»? | . | ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПО: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VI11. Рефлексия деятельности Словесный– беседа Готовый продукт 1Х. Домашняя работа. | 5 мин. | Посмотрите на экран. – Прочитайте фамилии. – Что объединяет все эти имена? - Стихотворение, какого поэта мы сегодня читали? - Как называется стихотворение, которые мы изучили? - Что бы вы посоветовали Пете? - Вы хотели бы дружить с таким мальчиком? _ Чему учит нас это произведение? -Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока? Посмотрите на доску, у нас получилась книжка – раскладушка, которая поможет ребятам в следующем году поработать над этой темой урока. - Оцените результат своей деятельности. Опустите бусинку в зеленый кармашек, если вы всё поняли и у вас всёполучилось. В желтый – если что-то не поняли, что-то не получилось. В красный–если ничегоне поняли,ничегоне получилось. Стр177-180 читать, придумать самим похожую историю (по желанию) | (Поэты, веселые люди, писали смешные истории, небылицы; они сделали журнал “Чиж” и “Еж”). - А. Введенского. Ответы детей - «Ученый Петя» Оценивают работу на уроке | Р: оценка. ПО: структурирование знаний. ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |