2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Прочитайте загадку про себя. (Слайд 1) Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. -Что же это? (Это гриб) -Докажите свой ответ. (Растет среди травы, есть ножка и шляпка) - Прочитаем медленно, быстрее, еще быстрее. Прочитайте вопросительное предложение из нашей загадки. На какие слова нужно поставить логическое ударение, чтобы передать вопросительную интонацию? (Кто стоит) Прочитайте загадку с удивлением в голосе, как будто вы очень удивились, увидев у дорожки этот незнакомый вам объект. (Читают 2-3 ученика) Прочитайте весело, сердито. А сейчас я хочу предложить вам такую загадку. (Слайд 2) еТскт -Какое слово рассыпалось? Что такое текст? - Является ли текстом, прочитанная нами загадка? -Здесь спрятались ещё два слова. Отыщите их. (Художественный, научный). ХУнДОаЖЕуСТчВнЕНыНЫйЙ | Отгадывают загадку, находят вопросительное предложение, читают загадку с изменением интонации. Отгадывают зашифрованные слова, выявляют место затруднения | понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; | К: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; | развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их; | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Значит, какую мы поставим себе цель на урок, что мы должны узнать сегодня? (Что это за тексты и как их отличить друг от друга) -Совершенно верно. Мы научимся отличать художественный текст от научного и в конце урока сможем ответить на вопрос, загадка про грибок, это какой вид текста. - Но, чтобы достичь нашу цель, мы должны составить план действий для её достижения. У меня уже составлен план, но, видимо, в компьютере произошёл сбой и все его пункты перепутались. Давайте вместе установим последовательность нашей работы. (Слайд 3) Сравниваю тексты и составляю таблицу. Читаю тексты. Применяю свои знания. Делаю вывод. (Учащиеся устанавливают последовательность действий, в результате получается план работы, который фиксируется на доске) Читаю тексты. Сравниваю тексты и составляю таблицу. Делаю вывод. Применяю свои знания. | Формулируют цель урока, составляют план работы на уроке | Умение составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; | Р: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; Р: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | развития способности мыслить, рассуждать, вы- двигать предположения и доказывать или опровергать их; | |
5.Реализация построенного проекта | -Что или кто нам поможет реализовать наш план? (учитель, учебник…) -Откройте учебник на с.76. 1. С какими произведениями мы сейчас работаем в учебнике, о чем они, как называется раздел? (Люблю природу русскую. Осень.) -Чем хороша осень, чем она богата? - Кто из вас собирал грибы? Какие чувства вы испытывали? 2. А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, который отправился в лес за грибами. - Вам знакомо имя этого автора? Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства. Раз уж мы завели сегодня речь о грибах, подберите слова к схеме: Грибы (какие?) А как В. Берестов назвал свое стихотворение? («Хитрые грибы»). Как вы думаете, почему грибы – хитрые? (Дети высказывают свои предположения) 3. Слушание стихотворения В. Берестова «Хитрые грибы» (читает учитель). -Понравилось ли вам стихотворение? - Оправдались ли наши прогнозы относительно «хитрых» грибов? Прочитайте стихотворение про себя. Найдите непонятные слова. - Что обозначает слово кочки? - Объясните значение слова лукошко. Проверим себя с помощью толкового словаря. (Задание получает пара учащихся, сидящих за одной партой, в это время класс работает над выборочным чтением). 3. Выборочное чтение. -Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы. -Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку. -Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста. (Грибочки) -Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? -Что мы можем сказать о нем, как о человеке? -Для чего, на ваш взгляд, автор рассказал эту историю? -Девочки, найдите вопросительное предложение, а мальчики восклицательное. Покажите, с какой интонацией их нужно читать? 4. Проверка значения слово лукошко по толковому словарю. 1.Продолжаем работу по нашему плану. Познакомимся еще с одним текстом на с. 77. Прочтите его название. («Грибы») Прочитайте текст про себя и узнайте, о каких грибах в нем говорится? 2.Учащиеся читают текст, затем один ученик читает вслух, отвечают на поставленный перед чтением вопрос. - Кто является автором этого текста? (Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.) Слайд (Прочитываем хором это слово на слайде) – Кто знает, что такое энциклопедия? (Ответы учащихся). Где можно проверить правильность толкования слова энциклопедия? (в толковом словаре). Чтение значения слова энциклопедия. (Задание дано заранее 1 учащемуся). Сообщение ученика: – Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний». - Какие бывают энциклопедии? Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие. Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», «Техника», «Живой мир» и другие. (Учитель показывает названные издания). -В какой из этих энциклопедий можно найти информацию о грибах? (Природа) 3.Обратимся к нашему плану. На следующем этапе нашего урока мы должны выявить сходство и различие прочитанных текстов, одновременно будем вносить данные в таблицу. (На слайде чистая таблица, после обсуждения каждого вопроса появляется соответствующая запись) - Кто автор этих текстов? (Поэт и ученый) - Определим тему текстов. (И один, и второй тексты про грибы) Для чего были созданы эти произведения? Обсудите в парах. («Хитрые грибы» - чтобы передать настроение, чувство грибника, поделиться этой историей с другими; а текст «Грибы» дает нам конкретные знания.) - На уроках чтения мы учимся наблюдать за жизнью слов в произведении. Какие слова часто используют авторы текстов, в каком значении? (в переносном). В каком из этих текстов мы встретились с такими слова? ( «Хитрые грибы»: хитрые грибы, испугались грибы, спрятались). - Можем ли мы, читая эти произведения понять отношение автора к своим героям – грибам? (В стихотворении – да, во втором тексте – нет) -Давайте же внимательно посмотрим на нашу таблицу. -Чем же похожи тексты? Чем различаются? | Тема | Автор | Цель написания | Средства выражения мыслей | Отношение автора к героям | «Хитрые грибы» | О грибах | поэт | Передать впечатления, чувства, настроение | Переносное значение | Хорошо понятно | «Грибы» | О грибах | ученый | Дать конкретные знания | Научные слова, прямое значение | Не понятно | - Для определения вида произведения надо смотреть на то, чем они похожи или на то, чем они отличаются друг от друга? (На то, чем отличаются) Тогда уберем из нашей таблицы соответствующую графу (Слайд ) | Автор | Цель написания | Средства выражения мыслей | Отношение автора к героям и событиям | «Хитрые грибы» | Поэт | Передать впечатления, чувства, настроение | Переносное значение | Хорошо понятно | «Грибы» | Ученый | Дать конкретные знания | Прямое значение | Не понятно | | Подбирают слова по заданию учителя, высказывают предположение о содержании произведения, слушают аудиозапись, отвечают на вопросы. Выборочно читают строки из стихотворения в соответствии с заданием. Находят в толковом словаре значение слова. Учащиеся самостоятельно читают текст. Отвечают на поставленный вопрос. Объясняют значение слова Сравнивают прочитанные тексты с опорой на вопросы, заполняют таблицу, делают вывод. | Знакомство с произведением В.Д. Берестова «Грибы», читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей; читать целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов | П: анализировать текст рассказа: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки. П: соотносить иллюстрации с текстом произведения; К: участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему; Р: оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении/ слушании произведения; Р: удерживать в памяти последовательность событий прослушанного/прочитанного текста; | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 4. Следующий пункт плана. -Сделайте вывод, какое же из этих произведений является художественным, а какое научным. Работа в парах. («Хитрые грибы» В. Берестова – художественное произведение, «Грибы» - научное) -Почему вы так решили? (Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы). – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной. – А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения. | Сравнивают прочитанные тексты с опорой на вопросы, заполняют таблицу, делают вывод. | | П: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения. К: обсуждать содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного | Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Пользуясь данной таблицей, определите виды текстов: Ёж Ёж-маленький зверёк с вытянутой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Ходит ёжик по дорожке Ходит ёжик по дорожке, Замочил он свои ножки. Постелю я коврик новый, Жёлто-розово-лиловый. Весь дрожит он и промок, Как осиновый листок. Ты мой ёжик не болей Молочка скорей попей. Белов И. -Как мы это сделаем? Определим цель написания (основную мысль), средства выражения мыслей, отношение автора к событиям. - Выполняем - А теперь, проверим, проверка на слайде. | Определяют вид текста самостоятельно, доказывают свой выбор, проверяют свой ответ. | | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; корректно и аргументированно высказывать свое мнение Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок | понимание принципов культуры общения, проявления уважительного отношения к собеседнику | |