II.Актуализация знаний. 1. Речевая гимнастика (работа с чистоговоркой), самооценивание – взаимооценивание 2. Определение темы, целеполагание, определение плана деятельнсоти. В процессе определения темы – обеспечение межпредметной связи, связи с жизнью, воспитательный момент. Работа со слайдами и Доской Рефлексия - самооценивание | - Начнем наш урок с проговаривания чистоговорки: сначала ее скажу я, а после мы все вместе. Зы-зы-зы – нет капусты у козы Ай-ай-ай – приближается трамвай Сначала медленно проговариваем все звуки и слова отчетливо, далее медленнее/быстрее. Теперь нам расскажет чистоговорку _________. Даю указание провести самооценивание/взаимооценивание. Хорошо, _________ расскажи чистоговорку с радостой интонацией. Сегодня на уроке мы познакомимся с великим писателем русской классики. А что бы узнать его фамилию предлагаю разгадать загадки и записывать на доске первую букву получившегося ответа. Она хозяйственно жужжит, Быстрей к себе домой летит. Людям вкусный мед дала, А зовут ее… Только прозвенел звонок, В классе начался урок. Знает школьник и родитель — Проведет урок … Голове зимою зябко. Пригодиться в стужу… Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днём терял он вес И наконец совсем исчез. Выковыривать я рад В булке вкусный виноград. Ну кому ж пришло на ум Спрятать в булочке... Пять ступенек – лесенка, На ступеньках – на ступеньках песенка. Хорошо, ребята! А кто мне прочитает что у нас получилось? А скажите, пожалуйста, кто-то уже слышал имя и отчество этого писателя? Верно, Александр Сергеевич Пушкин. А может, кто-то что-то о нем уже знает? Скажите, пожалуйста, что что мы делаем на уроке литературного чтения? А кто мне назовет нашу тему урока с помощью этих подсказок: Пушкин и читаем сказки? Верно, тема урока «Сказки и Пушкин» А какую цель мы поставим?/чего мы хотим достичь за урок? Скажите, а что мы сделаем вначале? 1. Просчитаем сказку и потом изучим жизнь Александра Сергеевича или же сначала 2. познакомимся с Александром Сергеевичем и только потом прочитаем его сказку? У кого-то возникли трудности? | Проговаривают скороговорку, следуя четким методическим указаниям учителя. Проводят самооценивание / взаимооценивание Слушают инструкцию учителя, настариваются на работу Пчела – первая буква П Учитель – первая буква У Шапка - первая буква Ш Календарь – первая буква К Изюм – первая буква И Ноты – первая буква Н Пушкин Александр Сергеевич Пушкин Нет Читаем книги Читаем сказки Пушкина Прочитаем одну сказок Пушкина познакомимся с Александром Сергеевичем и только потом прочитаем его сказку Нет |
III.Формирование новых знаний Сведения об авторе Первичное закрепление сведений об авторе Работа с типами сказок Работа по антиципации Первичное чтение Эмоционально – оценочная беседа Физкультминутка Вторичное восприятие, словарная работа. | Ребята, будьте внимательны, сейчас я ознакомлю вас с биографией Александра Сергеевича, после я задам вопросы. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Родители и предки А.С. Пушкина имели прекрасное образование. Отец (Сергей Львович Пушкин) серьезно увлекался поэзией. Мать (Надежда Осиповна) отлично владела французским языком. Кроме того, дядя (Василий Львович) был известным поэтом того времени. Все это оказало значительное влияние на будущее Александра. В детстве Пушкин проводил немало времени в подмосковном селе Захарово. За ним присматривали бабушка, а также няня – Арина Радионовна, к которой Пушкин относился с большой любовью. Позже он написал несколько произведений, в которых содержится упоминания о ней. В 12 лет Пушкин успешно сдал экзамены и поступил в элитный Царскосельский лицей под Петербургом. Там он проучился последующие 6 лет. Именно в это время он начал активно изучать литературу (в том числе французскую), а также познакомился с известными писателями и поэтами, которые единодушно признали его талант. По окончании лицея Пушкин переехал в Санкт-Петербург, где поступил на службу. В это время поэт вел активную светскую жизнь, посещал множество мероприятий, состоял в различных литературных обществах, а также работал над новыми произведениями. Викторина о Пушкине. (3 вопроса): Где родился Александр Сергеевич Пушкин? Где учился Александр Сергеевич по достижении 12-ти лет? В каком городе он жил по окончании Царскосельского лицея? Скажите, ребята: кто из вас уже читает дома сказки? А что такое сказка? - Хорошо, а кто мне скажет, в какой они форме вы уже читали сказки? в форме стиха или в форме Сегодня мы познакомимся со стихотворной сказкой – т.е. сказкой, написанной в стихах. Рассмотрите иллюстрацию: О чем вам говорит название произведения? О чем оно будет? Сейчас я прочитаю стихотворение, вы подумайте от чьего имени ведётся повествование. Следите пальчиком по тексту. От чьего имени ведётся повествование? Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Какой момент стихотворения вам более всего понравился? Почему? Подтвердили мы свои предположения? Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся) Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны) Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх) Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев) И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики») Вот студеною зимой (Дети машут руками.) Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на Даже хитрая лиса (несколько секунд, потом встают) Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны) Скачет по полю лиса. (Прыжки) Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы) Ребята! сейчас каждый прочитает отрывок сказки жужжащим способом, т.е. вполголоса. Молодцы, сейчас я буду просить пятерых прочитать по отдельным строчкам и сразу же будем анализировать. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». – «Братец мой, — Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На сторо́же я стою Только в очередь мою. Какие настроение передается куплете? – Так какое настроение хотел передать поэт, в этой части сказки? - Что хотел передать автор? -Вам понравилось, как передал автор усилия Енисея? Удалось ему это сделать? Благодаря чему? | Слушают учителя, настраиваются на работу. Слушают учителя. 1. В Москве 2. В Царскосельском лицее 3. В Санкт – Петербурге. Я,я,я,я,я,я,я,я,я, Сказка – это вымышленная история, где добро побеждает зло В форме рассказа Высказывают свои предположения Слушают учителя, настраиваются на работу. Дают ответы на поставленные учителем вопросы Выполняют физкультминутку Месяц и луна — это одно и то же небесное тело. Мольба — это горячая, страстная просьба. Тьма глубокая - ночь Обычай - общепринятый порядок Жених — неженатый мужчина, имеющий или ищущий невесту, будущий муж. На стороже - в состоянии напряжённого ожидания чего-либо |