3. Выявление места и причины затруднения | Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. - О каком жанре эта загадка? - Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству? - Почему сказки называются народными? - Как создавались народные сказки? - В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.
-Отгадайте загадку Кто крадется между сосен? Шубку огненную носит? Чей там хвост в траве густой Замелькал, как золотой? Это – девица краса, Ярко-рыжая ….
-Правильно - лиса! А какие слова вам помогли отгадать загадку?
-Опишите Лису, какая она обычно бывает в разных сказках?
-Посмотрите на слайд. (На слайде картинка журавля) -Кто знает, что это за птица такая? -Кто знает, какая есть сказка с этими героями?
- Как вы думаете, о какой сказке мы будем сегодня говорить? -Правильно, сегодня мы будем в гостях у сказки «Лиса и Журавль» -У этой сказки есть автор? -Что вы можете сказать об этих персонажах? (Слайд с картинкой героев) - Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст. Объясняю слова на слайде из сказки, которые дети могут не знать. Стря́пать – готовить еду. Не обессу́дь – не обижайся. По́тчевать – угощать. Не со́лоно хлеба́вши – уйти голодным. Покуми́лись – стали родственниками, породнились | - Эта загадка о жанре сказка. -Сказки бывают авторские и народные -Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий -Сказки создавалась с помощью того, что передавались из уст в уста -Лиса -Мне помогли слова Огненная шубка, хвост, как золотой, ярко – рыжая -В сказках лиса обычно хитрая -Это птица - Журавль -Есть сказка с названием «Лиса и Журавль» -Сегодня мы будем говорить о сказке «Лиса и Журавль» -Нет, эта сказка народная -Я могу сказать, что эти герои очень разные, даже внешне | Р: 1, 2, 3 Л: 1, 5 К: 1, 2, 3, 4 П: 1, 2, 5 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | -Откройте страницу 84. Сейчас я вам прочитаю сказку, следите и ведите пальчиком после того, как я прочитаю, вы должны будете ответить на вопрос, какой герой вам понравился больше. Будьте внимательны. Читаю сказку. - Кто из героев сказки вам понравился и почему?
-Для того, чтобы определить, кто из вас прав, мы проанализируем сказку. Вы должны ее прочитать. (Вызываю нескольких учеников читать по очереди фрагменты)
- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»? -Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали. - Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слово «вздумала»? -Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте. -Как же Лиса звала Журавля? - Прочитайте, что приготовила Лиса. (прошу одного ученика прочитать вслух) - А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете? - А что сделала Лиса? - Зачем она размазала кашу по тарелке? - Как она угощала гостя? - Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки? - Тогда где же, в чём она допустила промашку? - Прочитайте следующие два предложения о том, как ел Журавль про себя. (прошу одного ученика прочитать вслух) -Как же ел Журавль? - А как едят другие птицы? - Знала ли об этом Лиса? - Как ела Лиса? Прочитайте (прошу одного ученика прочитать) - В чём была её оплошность? - Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? - Как поступает Журавль?
Физминутка Поднимает руки класс – это раз! Завертелась голова - это два, Три – руками три хлопка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.
-Прочитайте про себя первый абзац на странице 85. (Прошу одного ученика прочитать вслух)
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль? - Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет? - Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля? (читает один ученик) - О чем Журавль сразу предупредил Лису? - Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения? (один ученик) - Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? - Давайте прочитаем дальше. Что почувствовала Лиса после такого угощения? -Что значит «взяла досада»? - Вы удивлены этому? Почему? - Да, Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным. Только обида обиде рознь. Это совершенно разные ситуации, чтобы обидеться. Почему? - Но чего Лиса не учла? - А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? - Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае? - Он должен был тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться. - Дочитаем сказку до конца. (Прошу одного ученика дочитать) - Что значит «несолоно хлебавши»? - Найдите в конце сказки пословицу. Перечитаем её ещё раз. -Объясните смысл пословицы. - Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена? - Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой. |
Разные ответы детей.
-Сказано подружились, потому что только начали дружить
-Вздумала, потому что внезапно пришло в голову
-Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
- Лиса звала Журавля по-доброму, как принято у русских людей
-Читают, что Лиса приготовила манную кашу
-Когда мама даёт нам горячую кашу, мы ее остужаем, дуем, чтобы остыла - Лиса размазала кашу по тарелке
-Она размазала кашу по тарелке, чтобы гость не обжёгся
-Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала» - Сложилось мнение, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.
-Она допустила промашку, когда начали есть
-Журавль клевал
-Другие птицы тоже клюют -Да, Лиса знала, ведь все птицы едят одинаково
-Лиса лизала кашу. (Читают предложение)
-Её оплошность была в том, что она увлеклась едой и не обратила внимание на гостя. - Люди, которых обманули могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.
- Журавль не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом. Выполняют физминутку. Читают следующий абзац. Один ученик читает вслух -Журавль приготовил окрошку в кувшине с узким горлышком. -Думаю, что да, умышленно -Покушай, голубчик куманёк, - сама стряпала. - Журавль предупредил Лису, что никакого другого угощения нет Читают, как лиса пыталась отведать угощения. - Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал -Взяла лису досада -Взяла досада означает - грусть, разочарование - Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости. -Потому что Лиса не умышленно обидела Журавля: она его хотела угостить. -Она не учла, что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности; во время приёма надо заниматься гостем, а не собой. -Гость должен вести себя культурно, искренне, честно -Журавль должен был сказать правду Лисе, что ему неудобно есть. Один ученик дочитывает до конца. -Несолоно хлебала значит - Уйти голодным -Как аукнулось, так и откликнулось. -Если что-то сделаешь, жди, что тебе это вернётся -Эта пословица обращена к каждому из нас | Р: 2, 4 Л: 1 К: 1, 2, 3, 4 П: 2, 3, 5 |
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднений | - А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос. - А что же их объединяет? В чём оба провинились? - Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня? - Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? -Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды. Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо. |
-Оба персонажа не хороши.
- Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.
- Народные сказки учат людей честности, трудолюбию, доброте, мудрости -Я сделал вывод, что нужно думать не только о себе, быть гостеприимным и нельзя мстить
| Л: 1, 5,6, 7 К: 1, 2, 4, 5 П: 2, 3, 5 |