ОТКРЫТЫЙ УРОК
литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Э.Н. Успенский. «Чебурашка».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
помочь вспомнить произведение Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»;
познакомиться с творчеством Э. Успенского.
Воспитательные:
воспитание патриотизма;
воспитание гуманизма;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
воспитание дисциплинированности;
воспитание эстетических качеств.
Развивающие:
развитие мышления;
развитие познавательных умений;
развитие умения учебного труда;
развитие самостоятельности.
Оборудование урока:
Учебник «Родная речь»; выставка книг Э. Успенского; медиапроектор; фигурки зверей; заготовки для панно.
Орг. Момент.
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Мы встретились впервые, но я надеюсь, что наша совместная работа будет продуктивной, принесёт удовольствие и пользу и мне, и вам. Меня зовут Ольга Александровна. Я работаю учителем в средней школе с. Новотроицкое. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь к ним лицом, улыбнитесь! Спасибо.
Слайд 2.
- Девиз нашего урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Объясните смысл этой пословицы.
Проверка домашнего задания.
Постановка целей урока.
Слайд 3.
-Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного многим произведения. Как звали одного из главных героев вы узнаете, если разгадаете шифровку.
А Ч Р Е Б У Ш К
Шифр: 245631781
- Правильно, это Чебурашка!
-Кто написал это произведение? ( Э. Н. Успенский)
Слайд 4.
- А теперь сформулируем тему урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок из произведения Э.Н. Успенского… «Крокодил Гена и его друзья». Это очень популярная книга, поэтому такая зачитанная.)
Цели нашего урока: познакомиться с творчеством Э. Успенского. На уроке мы будем развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, творчество, воспитывать чувство товарищества и уважения друг к другу.
Беседа о творчестве писателя.
Слайд 5.
Эдуард Николаевич Успенский – наш современник. По образованию он инженер. Но его добрый, весёлый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь – он стал писателем. Его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям. Они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми. И всё-таки, главное достоинство его книг – неповторимый мир сказочных героев. Работает Успенский в разных жанрах: сказки, детективы, фантастические повести, стихи, сценарии мультфильмов. Вот какой многогранный и талантливый человек – Эдуард Николаевич Успенский. Успенский на редкость весёлый писатель и удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал для них множество книг.
Слайд 6.
- Самые известные и любимые всеми произведения:
«Крокодил Гена и его друзья»
«Дядя Фёдор, Пёс и Кот»
«Про Веру и Анфису»
«Колобок идёт по следу»
(выставка книг)
-Кто из вас уже встречался с героями книги «Крокодил Гена и его друзья»? Постарайтесь найти эту книгу, честное слово, она доставит вам удовольствие.
-Кто помнит, как Чебурашка попал в город?
Первичное чтение.
Слайд 7.
Подготовка, отработка техники чтения
---Читайте сначала по слогам, затем целыми словами
Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного
Слайд 8.
---Читайте целыми словами
Груз-----погрузили
Фрукт---фруктовый
Брак------бракованную
Зверь-----зверёк
Город----городской
- Откройте учебник на странице 137. Итак, «Чебурашка» - отрывок из книги Успенского. Я начну, а вы продолжите… (хорошо читающие учащиеся)
Первичное восприятие текста.
-Понравилось произведение?
-Что особенно?
-Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (это повесть – сказка)
-Как называется всё произведение, отрывок из которого мы сейчас читали? («Крокодил Гена и его друзья»)
7. Физкультминутка.
Слайд 9.
-Давайте отдохнём под песенку Чебурашки.
-Как музыка передаёт настроение героя?
-Какой он?
7. Повторное чтение (выборочное)
Проверка понимания смысла прочитанного.
Слайд 10.
-Где жил Чебурашка? (прочитайте)
-Как он попал в ящик с апельсинами? (прочитайте)
-Как Чебурашка оказался в магазине? (расскажите)
-Почему у главного героя такое странное имя? (прочитайте)
-Почему его не приняли в зоопарк? (прочитайте)
-Где стал жить и работать Чебурашка? (расскажите)
-Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (расскажите)
Слайд 11.
-Как вы думаете, ребята, к какому типу текста можно отнести это произведение? (описание, повествование, рассуждение).
-Это повествование! События сменяют друг друга. К тексту можно поставить вопрос Что произошло?
8. Синквейн.
Слайд 12.
- А сейчас мы поработаем в парах. Обобщим то, о чём говорили на уроке. Работа у вас займёт всего 5 строчек. Слушайте внимательно…, записывайте на листочках.
1 строка: одно слово, название, тема. (сущ.) Кто?
2 строка: два слова, описание объекта (прил.) Какой?
3 строка: три слова, действия объекта (глаг.) Что делал?
4 строка: предложение, показывающее отношение к теме. Кем стал главный герой?
5 строка: одно слово, синоним, близкое по смыслу к теме. (сущ.) Кто?
ЧЕБУРАШКА.
ДОБРЫЙ И ЗАБАВНЫЙ.
ИГРАЛ, ДРУЖИЛ, ПОМОГАЛ.
ОН ЛУЧШИЙ ДРУГ ГЕНЫ.
ЗВЕРЁК.
9. Панно.
Слайд 13.
-Напомните мне, ребята, где раньше жил Чебурашка?
-А теперь он прибыл к нам и похоже ему здесь нравится, ведь у него появилось много друзей. (о них вы прочитаете в книге… Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья») Давайте сделаем Чебурашке подарок – панно.
10. Итог урока.
-С произведением какого автора мы познакомились?
-Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Успенский? (плохо жить одному, хорошо, когда рядом есть друзья!)
Слайд 14.
-Дополни пословицы:
Не имей 100 рублей, а имей… (100 друзей)
Нет друга – ищи, а нашёл -… (береги)
Доброе братство лучше… (богатства)
11. Д. / З.
Слайд 15.
Общее задание: читать стр. 137 – 140.
По выбору задание:
-пересказать самый интересный отрывок;
-составить словесный портрет Чебурашки.
7