СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Афанасий Афанасьевич Фет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Афанасий Афанасьевич Фет"»

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Михайловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столах должны быть: учебник, дневник, ручка.

Приветствуют учителя








Проверяют, все ли у них есть на столах.

  1. Речевая разминка

Чтение отрывка из стихотворения про себя:

Он кружится

Легкий, новый

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

– Прочитайте

– О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали?





– С чем сравнивает поэт снежное покрывало?



– Каким представляет автор снег?



– Прочитаем его, начиная шепотом, потом усиливая голос.



– Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение. (Спрашивает нескольких учеников)

- Выразительное чтение стихотворения











- Это стихотворение о первом снеге. Мы его назвали «Первый снег».

- Он сравнивает его с платком пуховым.

- Он называет его новым, легким. Потому что он первый.

Читают, начиная шепотом, потом усиливая голос.

Читают несколько учеников.

  1. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какое было домашнее задание?

(Тютчев Ф.И. «Весенняя гроза»)

Критерии оценивания чтения наизусть:

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст


2-3 рассказывают стихотворения наизусть.

  1. Целеполагание

- Для того, чтобы понять с каким произведением будем знакомиться, отгадайте несколько загадок:

Белый пух на землю ляжет,

Скроет землю пух лебяжий,

Засверкает, заискрится,

В яркий жемчуг превратится.



Под гору — коняшка,

В гору — деревяшка.



Раскинулась скатерть,

Для всех еды хватит:

Что на нее положишь,

То своим трудом умножишь.

– По отгадкам определите, о чем мы будем читать поэтическое произведение?


Отгадывают загадки.





- Снег.







- Санки.







- Поле.







- Стихотворение о зиме.


  1. Организация познавательной деятельности

- Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором говорили, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

- Давайте посмотри небольшой фильм об этом поэте. Все внимание на доску.

- О ком был фильм?

- Кто помнит годы жизни А.А.Фета?

- Какая настоящая фамилия у Фета?

- Где вырос Фет?


- Когда Фет начал писать стихи?

- О чем писал стихи Фет?


– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаем, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.


- Откройте учебник на стр. 64-ой, послушайте стихотворение, какое чувство у вас возникнет?

Включает видео со стихотворением:

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Н

Регулятивные:

оценивать результат собственной учебной деятельности;

формулировать цель, задачи, с помощью под-водящего диалога, ис-пользовать речь для регуляции своего

е колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тероватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

- Давайте прочитаем стихотворение. Кто хочет попробовать?

– От чьего имени написано стихотворение?

– Что он увидел из окошка? Что его удивило? 





– Чему рад ребенок? Что его восхищает? 



– Все ли слова вам понятны? 

– «Тороватый – щедрый, не скупой.»

(можно посмотреть в словарике в конце учебника)

- «Все убрал кусты» - слово «убрал» приведено здесь в значении «украсил, придал нарядный вид»

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?



– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему?





– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? 





– Отличаются ли чувства мальчика, от ваших чувств, при виде первого снега? 

– Ребята, скажите, что такое «Рифма»? 

– Найдите рифму в стихотворении. (окошка - кошка, одело-побелело, синий- иней, тороватой – ватой, спору – гору, откажешь – скажешь)

– Давайте выразительно прочитаем стихотворение.


Физминутка


– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

– Послушайте стихотворение на стр. 65-ой «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

- Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

- Давайте прочитаем стихотворение. Кто хочет попробовать?

- какие слова вам были не понятны?

Прихотливый- капризный, не спокойный.

Смежает- закрывает.(можно найти в словарике в конце учебника)

Над жаркой нивой (нива- засеянное поле)- над жарким летним полем.

Золотые переливы (переливы- когда цвет немного меняет свой оттенок) –урожай золотым цветом переливается под капризный ветер.

Над безбрежной жатвой (безбрежная- значит широкая, жатва- уборка урожая)- идет, широкая, большая уборка урожая.

Огнедышащее око- жаркий, горящий глаз.



– Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? 

– Как нужно читать стихотворение?

–давайте прочитаем стихотворение выразительно. Кто хочет попробовать?

Дети внимательно слушают учителя.




Смотрят фильм.


Об Афанасии Афанасьевиче Фете.

1820-1892

Шеншин

В деревне Новоселки Орловской обл.

В детстве.

О природе.






Открывают учебник, слушают стихотворение.

Дети внимательно слушают и смотрят на доску.



















- Понравилось.





- Оно написано от имени ребенка.

- Он увидел, что грязи нет, весь двор одело. Что всё посветлело, побелело.

- Его восхищает то, что теперь можно кататься с горы на салазках.

- Непонятно слово «Тороватый».

Ищут слово в словарике.







- «Мама! Погляди хоть ты! Весело бежать!» - Они помогают передать чувство радости, восхищения.

- Правда, мама? – Эго нужно читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы.

- С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой.





- Созвучное окончание строк.

Ищут рифму в стихотворении.





Один ученик выразительно читает стихотворение.













Слушают стихотворение.



























































- Хлебное поле.



- Читать нужно не торопясь, соблюдая все паузы.

Выразительное чтение стихотворения детьми.

Читает 1 ученик.

  1. Итог урока.

Рефлексия.

– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня?

- И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны.

– Поднимите левую руку, если вам понравилось, как вы работали на уроке. Поднимите правую руку – если вам не понравилось, как вы работали на роке.


- Мы познакомились с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета.



- Поднимают руки.


  1. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…»

С. 64, учить

Записывают домашнее задание в дневник.



Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема: Афанасий Афанасьевич Фет

Планируемые результаты:

Личностные: знать наизусть 3-4 стихотворения о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Предметные: прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова; определять различные средства выразительности; использовать приемы интонационного чтения.

Метапредметные:

- познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте;

- регулятивные: формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока;

- коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Ресурсы: учебник (литературное чтение 3 класс, Школа России), презентация.