Тема: Знакомство с произведениями детской литературы | Тип: Изучение нового материала |
Задачи: Совершенствование техники чтения, развитие речи обучающихся, обогащение словарного запаса; Развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения; Формирование у обучающихся потребности в регулярном чтении художественных произведений. |
Планируемые результаты |
Предметные: познакомить обучающихся с рассказами К.Д.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно», их идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью; формировать читательские умения у обучающихся при работе с текстом; формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи. | Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; |
Межпредметные связи: Русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир |
Ресурсы урока: учебник «Азбука», 1 класс, Горецкий В. Г., Бойкина М. В., Виноградская Л. А., мультимедийная презентация по теме урока, компьютер, камера, микрофон |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент |
-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Григорьевна и сегодня я проведу у вас урок литературы. Упражнение «Желаю успеха» -Произнесите добрые пожелания для своих одноклассников и подарите уверенность в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу. | |
Актуализация знаний |
-Прежде, чем приступить к основной работе на уроке, давайте выполним небольшие упражнения, для того чтобы подготовить наш речевой аппарат к дальнейшему чтению. Упражнения для дыхания -Сначала я покажу вам упражнения, а затем вы повторите вместе со мной, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот: а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я; б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15; в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать». Упражнения для интонации -Произнесите, выделяя голосом звук [г] Раз в галошу села Лошадь И сказала: «Я – Галошадь, На гитаре, на гармошке Буду делать иго – гошки!» Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки -Ребята, повторяйте за мной, старайтесь произносить каждый слог четко и громко: ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. Звуко-буквенный анализ слов: -Отгадайте загадки и сделайте звуко-буквенный анализ слов-отгадок: 1) Помогаю человеку Груз вожу, а с ним телегу, Ветра бегаю быстрей, Кто же я скажи скорей! 2) Круглое, румяное, Оно растёт на ветке. Любят его взрослые, И маленькие дети. -Ну какие же вы молодцы! | Произносят текст вслед за учителем, интонационно выделяя звук [г] -Конь, 1 слог, 4 буквы, 3 звука, мягкий знак звука не даёт -Яблоко, 3 слога, 6 букв, 7 звуков, буква «я» в начале слова даёт два звука- [й’а] |
Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности |
-Обратите внимание на слайд, что вы видите? -Что общего у всех этих книг? -Верно, ребята, автор этих книг К.Д.Ушинский -Давным-давно их читали дети и взрослые для своих деток, но и сейчас мы продолжаем читать, познавать и изучать все эти произведения. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями детской литературы и прочитаем рассказы Константина Дмитриевича Ушинского. -Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!» | Обращают внимание на слайд Анализируют представленные изображения -Книги -У них один автор -Познакомимся с рассказами К.Д.Ушинского Задают вопросы учителю, если таковые возникают |
Организация познавательной деятельности |
-Ребята, сейчас я прочту для вас рассказ К.Д.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», ваша задача внимательно следить по тексту, для этого я попрошу вас открыть учебники на странице 95. -О ком этот рассказ? -Как вы думаете, положительный ли Гриша герой? -Почему так считаете? -Что ответил Гриша на просьбу одолжить карандаш? Найдите это предложение в тексте и ответьте на вопрос -А какой же ответ дал Гриша, когда его попросили помочь уложить книги в сумку? Ответьте строчками из текста. -Давайте вернемся к тексту еще раз, прочтите его вполголоса, не забывайте соблюдать знаки препинания при чтении. -Обратимся к вопросам после текста. Прочтите первый вопрос, давайте постараемся дать на него ответ. -Случались ли когда-нибудь с вами подобные истории? -Как можно было бы решить их? -Ребята, как вы думаете, как можно назвать человека, который помогает людям? Как нужно делать это? - Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа. -Ребята, давайте вернемся к названию рассказа. -На что похоже название? Верно, на пословицу, как вы её понимаете? -Давайте запишем её в свои рабочие тетради. Организует знакомство обучающихся с рассказом «Вместе тесно, а врозь скучно» Чтение рассказа учителем - Сейчас вы услышите рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» - О чём этот рассказ? -Посмотрите на слайд, прочтите слово «взаимопонимание» -Как вы его понимаете? -Как вы думаете, понимают ли друг друга брат и сестра? -Верно, очень часто близкие люди ссорятся друг с другом, не задумываясь о чувствах родного человека, говорят ему много плохих слов. -Как вы считаете, что нужно делать в таком случае? -А сейчас, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе чтецов. -Для этого прочитайте жужжащим чтением еще раз рассказ «Помню я была мала», как только вы будете готовы выразительно читать вслух- поднимите руку. -Но прежде, давайте вспомним правила выразительного чтения. Контролирует процесс выразительного чтения Корректирует ошибки обучающихся в процессе чтения Совместно с обучающимися выявляет лучшего чтеца | Слушают рассказ в прочтении учителя Следят за текстом по учебнику -О мальчике Грише -Нет -Потому что Гриша никому не помогал -Носи свой, мой мне самому нужен -Книги твои, сам их и укладывай Совместно с учителем продолжают анализировать текст рассказа Рассуждают над вопросом учителя Отвечают на вопрос -Такого человека можно назвать добрым, отзывчивым, добродушным и т.д. Озвучивают свои предположения Знакомятся с новым словом -Автор рассказа хотел донести до нас, что другим людям нужно помогать -Название рассказа похоже на пословицу Слушают чтение учителя, следя за текстом по учебнику -Этот рассказ о сестре и брате, которые не захотели делить свои игрушки, но потом им стало скучно -Нет -Нужно извиниться перед человеком и спокойной поговорить, выяснить причину ссоры, найти общее решение Вспоминают правила выразительного чтения Читают рассказ «про себя», соблюдая знаки препинания, остановки, правильно расставляя логическое ударение в словах Озвучивают свой вариант прочтение текста Помогают учителю в определении лучшего чтеца |
Подведение итогов урока |
-Итак ребята, наш урок подошёл к концу. -Давайте вспомним с рассказами какого писателя мы познакомились? -Как назывался первый рассказ? Чему он нас научил? -Как назывался второй рассказ? Какой вывод мы сделали после прочтения данного рассказа? | |
Рефлексия |
-Сейчас я предлагаю вам поделится своими впечатлениями об уроке с помощью предложений, представленных на экране. -Прочтите их и закончите фразу: На сегодняшнем уроке я узнал…. Сегодня я сумел…. На этом уроке я похвалил бы себя за…. -Вы отлично поработали сегодня на уроке, спасибо! | Заканчивают предложения, представленные на слайде |