УМК | «Школа России» |
Класс | 3 класс |
Практическая значимость работы | Урок разработан в свете требований новых ФГОС по УМК «Школа России». Конспект урока составлен на основе технологии развития критического мышления (РКМЧП) |
Предметная область | Авторская программа по литературному чтению |
Тема | Красота природы и красота души в произведении А.С.Пушкина «Зимнее утро» |
Номер урока в теме | 6 урок в теме «Великие русские писатели» |
Тип урока | Урок чтения и осмысления произведения с использованием методов и приёмов РКМЧП . |
Форма урока | Работа с новым текстом с применением технологии РКМЧП . |
Формы работы учащихся: | Фронтальная работа, работа в парах. |
Средства обучения: | Информационный материал: -Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Литературное чтение. Учебник для 3-го класса. Часть 1, стр. 88-89 -Словари( толковый словарик, устаревших слов русского языка) Интерактивный материал: -Компьютер. -Проектор. -Презентация к уроку. -Фильм на музыку А.Вивальди «Зима» Раздаточный материал: -Карточки « Устаревшие слова» -Картинки с зимним пейзажем. -Карточки (ладошки с именами учеников) |
Цель | Формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение учащихся в технологию РКМЧП (учебные стратегии: «верные и неверные утверждения», «логические цепочки», «диктант значений», « диалог с автором») по теме «Красота природы и красота души в произведении А.С.Пушкина «Зимнее утро» |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения (воспитательные): -оценивание своего и чужого высказывания к прочитанному произведению, к художественной стороне текста; позитивное отношение к чтению других; -умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей; -умение проявлять способность к самооценке ; -проявление интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (развивающие): Регулятивные: -развитие умений самостоятельно прогнозировать и высказывать своё предположение о содержании текста на основе работы с иллюстрацией учебника, заголовком , фамилией автора, ключевыми словами; -умение определять и формулировать цель и задачи урока; -способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. -определять степень успешности своей работы и работы других участников урока, формирование умения осуществлять личностную рефлексию. -умение устанавливать последовательность событий . Познавательные: -умение осуществлять смысловое чтение, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием текста произведения; -умение сравнивать, анализировать, обобщать -умение находить в произведении средства выразительности; -понимание главной идеи произведения. Коммуникативные: -создание условий для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог. -ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении заданий; -умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; -умение выражать свои мысли в устной форме , опираясь на доказательства, взятые из текста произведения. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения (образовательные): -выработка привычки к вдумчивому чтению, использование в процессе чтения умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности, формирование умения выразительно читать лирическое произведение; - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; -высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному произведению; -формулировать главную мысль произведения. |
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты: предметные, метапредметные (УУД) |
I. Стадия урока «Вызов» (Знаю) (10 минут) Организационный момент урока Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к деятельности. | Общая готовность учеников к уроку. Концентрация внимания детей. Определение плана действий. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Каждый урок чтения- это встреча. С кем или с чем? Учитель поёт 1 куплет песни «Как прекрасен этот мир» Создаёт эмоциональный и психологический настрой на активную познавательную деятельность. -О чём я пела? -Что такое красота? -Где встречаемся с красотой (красота природы, красота в искусстве, красота души человека ) Откроем учебники. | Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание. Ответы на вопросы учителя. | Л: формирование мотивации к обучению и целенаправленного положительного отношения к познавательной деятельности. Р: организация своего рабочего места. П:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К: развивать умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы . |
2. Мотивация к учебной деятельности Целеполагание урока Цель: Сформулировать тему и цель деятельности на уроке, подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению новых знаний, пробудить интерес к чтению стихотворения. | Появление проблемы, темы, цели и задач урока. | -Какое произведение поможет нам сегодня наблюдать за красотой. Кто его автор ? Создаёт условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, направляет на сохранение интереса к новому материалу. Организует подготовку учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Определим цель урока и его задачи. | А.С.Пушкин «Зимнее утро» Цель: Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро» Определяют задачи урока Задачи - познакомиться … -учиться …… -развивать …. | Л: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; самоопределение. Р: принятие и удерживание цели; -определение учебных задач; планирование своей работы П: формулировка выводов, осознание необходимости нового знания. К:использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
3. Актуализация полученных знаний. Работа с текстом до чтения Антиципация предстоящего чтения Цель этапа: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации к чтению нового произведения; прогнозировать содержание произведения. Первичное восприятие стихотворения | Антиципация предстоящего чтения. Работа с заглавием, иллюстрациями. Актуализация знаний о поэте. | По заголовку, иллюстрациям определите жанр ,о чём произведение. Знакомы с А.С.Пушкиным? Откуда его знаете? Стратегия « Верные и неверные утверждения» -А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г в Москве.(+) -Он был единственным ребёнком в семье.(-) -В семье Пушкиных говорили на французском языке и Саша написал своё первое стихотворение в 6 лет на французском языке (+) -Любовь к русскому языку Пушкину привили друзья(-) -В 12 лет Александр поступил в Царско- сельский лицей.(+) -За высмеивание лжи ,лицемерия царского правительства Пушкин был ссылке в имении Михайловское(+) - Пушкин написал только сказки(-) Чтение стихотворения Оценивает эмоциональное восприятие детьми. -Понравилось стихотворение? Как я читала? Подтвердились наши предположения? - Кто главный герой ? | Поднимают карточки При необходимости комментируют. Ученики слушают стихотворение. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверяют свои предположения о содержании и героях текста. Главный герой –автор | Л: формирование учебно- познавательного нтереса; Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять самопроверку при выполнении учебного задания; прогнозирование. П: умение ориентироваться в своей системе знаний. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; умение строить монологические высказывания, владение диалогической формой коммуникации. Л:нравственно-этическое оценивание учебного материала. П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста Р: волевая саморегуляция. К:формулирование и аргументация своего мнения |
II. Стадия урока «Осмысление» Цель этапа: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, привлечь жизненный опыт детей, необходимый для выполнения задания учителя. Работа с новой информацией, постановка проблемы. | | Прочитайте самостоятельно стихотворение и обратите внимание на трудные слова. Стихотворение Пушкина было написано в 1829 году за один день , причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, где и были написаны знаменитые строки. В стихотворении много устаревших слов. Организует работу со словарём со словами НЕГА и АВРОРА. - Соедините трудные ( устаревшие слова ) и выражения со значением. Организует работу по карточкам в парах. -Проверьте . Разделите его на части ( строфы) . -Сколько частей в стихотворении? -Как определили. | Читают , отмечают трудные слова. Работают со словарём. Определяют. Проверяют по образцу. Предполагают(5 частей) | Л: умение проявлять интерес к предметно – исследовательской деятельности, предложенной учителем; П: умение работать со словарём учебника , осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельный поиск информации; использование знаково-символических средств. Р: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль и коррекция. К: умение работать в паре, планировать учебное сотрудничество; высказывать свои мысли вслух, слушать мнения своих одноклассников. |
Работа с текстом во время чтения. Цель этапа: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, учиться высказывать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы, видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, прием контраста; пробудить интерес к выразительному чтению стихотворения. | Комбинированное чтение текста вслух. Беседа по содержанию текста по частям. Составление картинного плана. | Организует медленное "чтение с остановками » по частям , ведут «диалог с автором» через текст. После каждой строфы проводит анализ. Наблюдает за средствами выразительности. В 4 строфе организует словесное рисование, наблюдение за подбором слов ) «…весёлым треском трещит затопленная печь» Организует составление картинного плана . Стратегия «Логические цепочки» -Что можете сказать о поэте Пушкине? | Читают текст вслух (слежение, слушание), в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Выполняют задания учителя. Выборочное чтение, наблюдение, сравнение ).Работают со средствами выразительности ( сравнение, эпитет , метафора) «Словесное рисование» Учатся слушать звуковые повторы (аллитерация) Релаксация « Дрова в печи» Подбирают картинки в соответствии с частью и дают заглавие словами их текста.(3 чел) Он любит родину, умеет видеть красоту, талантлив. В России нет человека кто не знал бы А.С. Пушкина , не читал его сказок и стихотворений | Л: проявление интереса к предметно – исследовательской деятельности, предложенной учителем, к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Р: умение устанавливать последовательность событий ю П: смысловое чтение, извлечение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, находить в произведении средства выразительности. К: умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста ; работать в группе; слушать и слышать других; высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Работа с текстом после чтения. Беседа по содержанию в целом Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения посредством сравнения с музыкальным произведением. | Прослушивание музыкального произведения. | Организует прослушивание музыки А .Вивальди «Зима»(итальянский композитор 17 века) сравнение поэтического и музыкального произведений. Что объединяет? Слова- существительные | Слушают музыку , сравнивают её со стихотворением. Счастье, радость, красота, восторг, зима и т.д. | Л: нравственно-этическое оценивание ; П: построение речевого высказывания ; сравнение произведений. Р:волевая саморегуляция; К:формулирование и аргументация своего мнения. |
III этап урока Стадия «Рефлексия» Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности Цель этапа: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Рефлексия эмоционального состояния Цель этапа: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. | Определение главной мысли. | -Какая главная мысль произведения ? Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами. Возвращает к этапу урока «Вызов». -Вернёмся к задачам урока . - получилось читать выразительно?(ладошку) -Помог анализ стихотворения увидеть красоту природы,? Красоту в искусстве-поэзии , музыке, изобразительном искусстве? Понравилась ли вам ваша работа на уроке. -Где и в чём красота души? -Слова Ф. Достоевского «Имя Пушкин весёлое и солнечное , доброе и светлое , тёплое до необычайности , бьющее энергией. Предивен Пушкин , вобравший всё лучшее в свою гениальную русскую душу. Пушкин стал родным для всех, потому что не только изобразил все главные проявления жизни в стихах и прозе, но он жил, любя, и «носил в себе силу любящего всеединяющего духа». | Проговаривают главную мысль . Оценивают, проводят рефлексию собственной и коллективной деятельности на уроке. Проводят рефлексию. А.С.Пушкин- не просто поэт. Он удивительный и гениальный. Его знают от мала до велика Его произведения читают во всём мире и восхищаются ими. | Познавательные: понимание главной идеи произведения. Регулятивные: соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности. Л: внутренняя позиция школьника; умение проявлять способность к самооценке ; адекватное понимание причин успеха или неуспеха своей деятельности. П: понимание главной идеи произведения; умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; рефлексия своей деятельности; Р:определяют степень успешности своей работы, формируют умения осуществлять личностную рефлексию. Коммуникативные: используют речевые средства для представления результата деятельности. |
Информация о домашнем задании | Задание по выбору | Предлагает выучить стихотворение наизусть или читать выразительно. Познакомиться с другими стихотворениями поэта . | Записывают задание. | Л: осознание собственной успешности при выборе домашнего задания. П: Р: умение самостоятельно работать с дополнительной литературой во внеурочное время. |