СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения по стихотворению А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по произведению А.С.Пушкина "Зимнее утро"  может быть полезна учителям начальных классов, работающим по любому УМК. Урок проведён в ТРКМЧП.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по стихотворению А.С.Пушкина "Зимнее утро"»

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

Работа с новым текстом с применением технологии РКМЧП

(развитие критического мышления через чтение и письмо»

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

УМК

«Школа России»

Класс

3 класс

Практическая значимость работы


Урок разработан в свете требований новых ФГОС по УМК «Школа России». Конспект урока составлен на основе технологии развития критического мышления (РКМЧП)

Предметная область

Авторская программа по литературному чтению

Тема

Красота природы и красота души в произведении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Номер урока в теме

6 урок в теме «Великие русские писатели»

Тип урока

Урок чтения и осмысления произведения с использованием методов и приёмов РКМЧП .

Форма урока

Работа с новым текстом с применением технологии РКМЧП .

Формы работы учащихся:

Фронтальная работа, работа в парах.

Средства обучения:


Информационный материал:

-Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Литературное чтение. Учебник для 3-го класса. Часть 1, стр. 88-89

-Словари( толковый словарик, устаревших слов русского языка)

Интерактивный материал:

-Компьютер.

-Проектор.

-Презентация к уроку.

-Фильм на музыку А.Вивальди «Зима»

Раздаточный материал:

-Карточки « Устаревшие слова»

-Картинки с зимним пейзажем.

-Карточки (ладошки с именами учеников)


Цель

Формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение учащихся в технологию РКМЧП (учебные стратегии: «верные и неверные утверждения», «логические цепочки», «диктант значений», « диалог с автором») по теме «Красота природы и красота души в произведении А.С.Пушкина «Зимнее утро»


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения (воспитательные):

-оценивание своего и чужого высказывания к прочитанному произведению, к художественной стороне текста; позитивное отношение к чтению других;

-умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей;

-умение проявлять способность к самооценке ;

-проявление интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (развивающие):

Регулятивные:

-развитие умений самостоятельно прогнозировать и высказывать своё предположение о содержании текста на основе работы с иллюстрацией учебника, заголовком , фамилией автора, ключевыми словами;

-умение определять и формулировать цель и задачи урока;

-способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

-определять степень успешности своей работы и работы других участников урока, формирование умения осуществлять личностную рефлексию.

-умение устанавливать последовательность событий .

Познавательные:

-умение осуществлять смысловое чтение, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием текста произведения;

-умение сравнивать, анализировать, обобщать

-умение находить в произведении средства выразительности;

-понимание главной идеи произведения.

Коммуникативные:

-создание условий для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог.

-ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении заданий;

-умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-умение выражать свои мысли в устной форме , опираясь на доказательства, взятые из текста

произведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения (образовательные):

-выработка привычки к вдумчивому чтению, использование в процессе чтения умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности, формирование умения выразительно читать лирическое произведение;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному произведению;

-формулировать главную мысль произведения.




Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап урока

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты: предметные, метапредметные (УУД)

I. Стадия урока «Вызов» (Знаю)

(10 минут)

Организационный

момент урока

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к деятельности.

Общая готовность учеников к уроку.

Концентрация внимания детей.

Определение плана действий.



Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Каждый урок чтения- это встреча. С кем или с чем?


Учитель поёт 1 куплет песни «Как прекрасен этот мир» Создаёт эмоциональный и психологический настрой на активную познавательную деятельность.

-О чём я пела?

-Что такое красота?

-Где встречаемся с красотой (красота природы, красота в искусстве, красота души человека )

Откроем учебники.


Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.










Ответы на вопросы учителя.

Л: формирование мотивации к обучению и целенаправленного положительного отношения к познавательной деятельности.

Р: организация своего рабочего места.

П:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


К: развивать умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы .

2. Мотивация

к учебной деятельности

Целеполагание урока

Цель: Сформулировать

тему и цель деятельности на уроке, подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению новых знаний, пробудить интерес к чтению стихотворения.



Появление проблемы, темы, цели и задач урока.


-Какое произведение поможет нам сегодня наблюдать за красотой.

Кто его автор ?

Создаёт условия для мотивации

(самоопределения)

к учебной деятельности, направляет на сохранение интереса к новому материалу.

Организует подготовку учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

Определим цель урока и его задачи.





А.С.Пушкин «Зимнее утро»
















Цель: Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Определяют задачи урока

Задачи

- познакомиться …

-учиться ……

-развивать ….

Л: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; самоопределение.

Р: принятие и удерживание цели;

-определение учебных задач; планирование своей работы


П: формулировка выводов,

осознание необходимости нового знания.



К:использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

3. Актуализация

полученных знаний.

Работа

с текстом до чтения

Антиципация предстоящего чтения


Цель этапа: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации к чтению нового произведения;
прогнозировать содержание произведения.
















Первичное восприятие стихотворения





Антиципация предстоящего чтения.

Работа с заглавием, иллюстрациями.





Актуализация знаний о поэте.



























По заголовку, иллюстрациям определите жанр ,о чём произведение.

Знакомы с А.С.Пушкиным? Откуда его знаете?

Стратегия « Верные и неверные утверждения»

-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г в Москве.(+)

-Он был единственным ребёнком в семье.(-)

-В семье Пушкиных говорили на французском языке и Саша написал своё первое стихотворение в 6 лет на французском языке (+)

-Любовь к русскому языку Пушкину привили друзья(-)

-В 12 лет Александр поступил в Царско- сельский лицей.(+)

-За высмеивание лжи ,лицемерия царского правительства Пушкин был ссылке в имении Михайловское(+)

- Пушкин написал только сказки(-)

Чтение стихотворения

Оценивает эмоциональное восприятие детьми.

-Понравилось стихотворение? Как я читала? Подтвердились наши предположения?

- Кто главный герой ?







Поднимают карточки При необходимости комментируют.








Ученики слушают стихотворение.

Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверяют свои предположения

о содержании и героях текста.

Главный герой –автор




















Л: формирование учебно- познавательного нтереса;

Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять самопроверку при выполнении учебного задания; прогнозирование.

П:

умение ориентироваться

в своей системе знаний.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

умение строить монологические высказывания, владение диалогической формой коммуникации.




Л:нравственно-этическое оценивание учебного материала.

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста

Р: волевая саморегуляция.

К:формулирование и аргументация своего мнения

II. Стадия урока «Осмысление»

Цель этапа: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, привлечь жизненный опыт детей, необходимый для выполнения задания учителя. Работа с новой информацией, постановка проблемы.


Прочитайте самостоятельно стихотворение и обратите внимание на трудные слова.

Стихотворение Пушкина было написано в 1829 году за один день , причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, где и были написаны знаменитые строки. В стихотворении много устаревших слов.

Организует работу со словарём со словами НЕГА и АВРОРА.

- Соедините трудные ( устаревшие слова ) и выражения со значением.

Организует работу по карточкам в парах.

-Проверьте .

Разделите его на части ( строфы) .

-Сколько частей в стихотворении?

-Как определили.



Читают , отмечают трудные слова.


















Работают со словарём.




Определяют.

Проверяют по образцу.

Предполагают(5 частей)



Л: умение проявлять интерес

к предметно – исследовательской деятельности, предложенной учителем;

П: умение работать со словарём учебника , осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельный поиск информации; использование знаково-символических средств.

Р: умение планировать своё действие в соответствии

с поставленной задачей; контроль и коррекция.

К: умение работать в паре, планировать учебное сотрудничество; высказывать свои мысли вслух, слушать мнения своих одноклассников.



Работа с текстом

во время чтения.

Цель этапа: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, учиться высказывать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы, видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, прием контраста;

пробудить интерес

к выразительному чтению стихотворения.
















Комбинированное чтение текста вслух.







Беседа по содержанию текста по частям.
















Составление картинного плана.




Организует медленное

"чтение с остановками » по частям , ведут «диалог с автором» через текст.






После каждой строфы проводит анализ.

Наблюдает за средствами выразительности.





В 4 строфе организует словесное рисование, наблюдение за подбором слов )

«…весёлым треском трещит затопленная печь»



Организует составление картинного плана .

Стратегия «Логические цепочки»







-Что можете сказать о поэте Пушкине?

Читают текст вслух (слежение, слушание),

в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Выполняют задания учителя. Выборочное чтение, наблюдение, сравнение ).Работают со средствами выразительности ( сравнение, эпитет , метафора)

«Словесное рисование»





Учатся слушать звуковые повторы

(аллитерация)

Релаксация « Дрова в печи»



Подбирают картинки в соответствии с частью и дают заглавие словами их текста.(3 чел)

Он любит родину, умеет видеть красоту, талантлив. В России нет человека кто не знал бы А.С. Пушкина , не читал его сказок и стихотворений




Л: проявление интереса

к предметно – исследовательской деятельности, предложенной учителем, к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Р: умение устанавливать последовательность событий ю

П: смысловое чтение, извлечение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, находить в произведении средства выразительности.

К: умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста ; работать в группе;

слушать и слышать других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Работа с текстом после чтения.

Беседа

по содержанию в целом

Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения посредством сравнения с музыкальным произведением.




Прослушивание музыкального произведения.


Организует прослушивание музыки

А .Вивальди

«Зима»(итальянский композитор 17 века) сравнение поэтического и музыкального произведений.

Что объединяет? Слова- существительные


Слушают музыку , сравнивают её со стихотворением.






Счастье, радость, красота, восторг, зима и т.д.

Л: нравственно-этическое оценивание ;

П: построение речевого высказывания ; сравнение произведений.

Р:волевая саморегуляция;

К:формулирование и аргументация своего мнения.


III этап урока

Стадия «Рефлексия»

Цель этапа: Включение

нового знания в систему знаний и повторение.

Рефлексия

учебной деятельности

Цель этапа: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

Рефлексия

эмоционального состояния

Цель этапа:

умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности

на уроке.

Определение главной мысли.

-Какая главная мысль произведения ?

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Возвращает к этапу урока «Вызов».

-Вернёмся к задачам урока .

- получилось читать выразительно?(ладошку)

-Помог анализ стихотворения увидеть красоту природы,?

Красоту в искусстве-поэзии , музыке, изобразительном искусстве?




Понравилась ли вам ваша работа на уроке.


-Где и в чём красота души?

-Слова Ф. Достоевского

«Имя Пушкин весёлое и солнечное , доброе и светлое , тёплое до необычайности , бьющее энергией. Предивен Пушкин , вобравший всё лучшее в свою гениальную русскую душу. Пушкин стал родным для всех, потому что не только изобразил все главные проявления жизни в стихах и прозе, но он жил, любя, и «носил в себе силу любящего всеединяющего духа».


Проговаривают главную мысль .

Оценивают, проводят рефлексию собственной и коллективной деятельности на уроке.







Проводят рефлексию.




















А.С.Пушкин- не просто поэт. Он удивительный и гениальный. Его знают от мала до велика Его произведения читают во всём мире и восхищаются ими.


Познавательные:
понимание главной идеи произведения.

Регулятивные: соотносят поставленную цель и полученный  результат деятельности.

Л: внутренняя позиция школьника; умение проявлять способность к самооценке ; адекватное понимание причин успеха или неуспеха своей деятельности.

П: понимание главной идеи произведения; умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; рефлексия своей деятельности;

Р:определяют степень успешности своей работы, формируют умения осуществлять личностную

рефлексию.


Коммуникативные: используют речевые средства
для представления результата деятельности.




Информация

о домашнем задании




Задание по выбору

Предлагает выучить стихотворение наизусть или читать выразительно.

Познакомиться с другими стихотворениями поэта .


Записывают задание.


Л: осознание собственной успешности при выборе домашнего задания.

П:

Р: умение самостоятельно работать с дополнительной литературой во внеурочное время.