СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика главных героев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить работу над  турецкой сказкой М. Ю. Лермонтова « Ашик – Кериб», формировать умение давать характеристику главным героям  и   анализировать  их поступки

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика главных героев.»

МОБУ СОШ № 7 п. Веселый

Учитель начальных классов: Галиулина Ольга Сайфитиновна

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Название предмета

Литературное чтение

Тема

М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика главных героев.

Класс

4

Тип урока

урок решения частных задач

Форма организации

Урок с применением ФГОС

Методы

Словесные, наглядные, практические

Формы работы

Коллективная под руководством учителя, групповая, индивидуальная

Цель урока

Продолжить работу над турецкой сказкой М. Ю. Лермонтова « Ашик – Кериб», формировать умение давать характеристику главным героям и анализировать их поступки

Планируемые результаты:

Предметные






Метапредметные:

познавательные


регулятивные




коммуникативные



Личностные


- Формировать умение определять главную мысль и героев произведения; формировать свое отношение к героям произведения; совершенствовать умение находить в тексте слова, которые позволяют характеризовать героев сказки; отвечать на вопросы по содержанию произведения , подтверждая ответ примерами из текста; составлять рассказ о герое по плану; развивать умения осмысливать характеры героев, раскрываемые автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.


- Умение анализировать и сравнивать произведения, строить речевые высказывания при анализе собственного выбора средств выразительности;

- Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Умение выражать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию, слушать и слышать собеседника, вести диалог;

- Самостоятельно ставить цель и формулировать для себя задачи урока, планировать пути достижения целей, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение навыками самоконтроля и самооценки; способность понимать учебную задачу, стремиться её выполнять; выражать собственное мнение, аргументировать его; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.


Задачи

-Закрепить особенности волшебных сказок;

- развивать речь учащихся, высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному произведению;

-воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности;

понравилось из прочитанного и почему);


Оборудование

Ноутбук, проектор

Средства обучения

Учебник «Литературное чтение», презентация, пазлы «Фотография М.Ю.Лермонтова»

Автор УМК

 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.






Этап урока

Содержание и ход урока


Формируемые УУД


Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руку и пожелайте хорошего настроения и удачи на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.

Приветствуют учителя.

Выполняют указания учителя

Регулятивные:

умение действовать по предложенному плану.

Словесный (беседа).

2. Мотивация к учебной деятельности

- А сейчас посмотрите на слайд. Предлагаю вам всем вместе продолжить предложения. Я читаю начало фразы, а вы хором её продолжаете.

Тексты будем мы …
Информацию  из  текста …
Точку  зрения …
На вопросы …
Новое для себя…
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …

Продолжают фразы, которые зачитывает учитель

Личностные: личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом


Словесный (беседа).

3. Актуализация знаний

- Сформируйте группы по 4 человека.

- Вспомните основные три правила работы в группе.

- Я каждой группе даю конверт с пазлами. Собрав их, вы узнаете, над творчеством какого писателя мы будем сегодня работать. На данную работу у вас 2 минуты.

- Чей портрет у вас получился? ( На слайде 1 такой же портрет М.Ю.Лермонтова)

- Над какими жанрами литературы работал этот писатель?

-Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

- На доске пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты». Как вы её понимаете?

- Сегодня мы продолжим работать над сказкой. Прочитайте тему урока: Характеристика главных героев сказки «Ашик – Кериб».

- Какие задачи поставите себе на урок?

Образуют группы, повторяют правила работы в группе, работают над созданием портрета писателя.






Включение учащихся в деятельность по актуализации знаний о писателе

Отвечают на поставленные вопросы






Рассуждают, высказывают своё мнение.







Коммуникативные: вступают в сотрудничество,

определять общую цель и пути её достижения в совместной деятельности









Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.






Практический,

беседа.




















4. Проверка первичного восприятия текста

- Вспомните, на какие 2 группы делятся все сказки?

(Слайд 3) Каждая из этих групп, в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

- К какой группе относится эта сказка? Докажите.

- Дома вы должны были прочитать сказку с того момента, когда Ашик – Кериб пришёл на свадьбу к Магуль-Мегери и стал играть на саазе и до конца. Сейчас вам нужно рассказать, как развивались события от лица Ашик – Кериба, а потом от лица Магуль-Мегери


- Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом в учебнике. Прочитайте выразительно.

Остальные внимательно слушают и оценивают чтение ученика.


Отвечают на вопросы, доказывают.

Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)



Пересказывают фрагмент текста




Определяют фрагмент сказки по иллюстрациям к тексту.

Находят отрывок в тексте и выразительно читают.

Оценивают правильность и выразительность чтения.

Предметные: осознавать цель чтения, выборочное чтение в соответствии с задачей чтения, читать целыми словами, читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, отражая настроение автора.












Наглядный

Приёмы: творческий пересказ,

выборочное чтение, самооценка и взаимооценка.



5.Физкультминутка

- Если я назову положительное качество человека, то вы подпрыгиваете, а если отрицательное, то делаете повороты туловищем влево, вправо.

Доброта, отзывчивость, зависть, верность, трусость, внимательность, трудолюбие, хитрость, заботливость, лживость, честность, хвастовство, злость, бессердечность, подлость.


Выполняют движения

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Регулятивные:

Проводить физическую разгрузку в ходе работы.


Практический

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразовательном

и творческом уровне

а) - Назовите главных героев сказки.

- Перед вами таблица. В первой колонке вам надо записать положительных героев, а во второй - отрицательных.

Теперь называете героя и характеризуете его по плану:

  1. Имя героя, его место жительства.

  2. Какие поступки совершает?

  3. Какой характер у героя?

  4. Что думает о нём автор?

  5. Что вам понравилось и не понравилось в герое?

б) Творческая работа в группах
- Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы   разделимся на 6 групп. Каждая группа будет составлять «синквейн» о герое сказки. Не забываем правила работы в группах.
Вспомним алгоритм составления синквейна.
1. Ашик-Кериб 4, 6 группа
1. Магуль-Мегери 2, 5 группа
1. Куршуд-бек. 1, 3 группа

-Теперь проверим, выступают по одному участнику с каждой группы.

Отвечают на вопросы, заполняют карточку. Обсуждают, высказывают свою точку зрения
















Составляют синквейн, зачитывают его перед олдноклассниками

Личностные:

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.

Коммуникативные:

умение работать в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению своих товарищей.

Приёмы: анализ образа литературного героя,

«Синквейн».

6.Организация осмысления

- Сейчас мы проведём небольшой тест, в нём 5 вопросов.

Читаете вопросы на слайде, выбираете нужный ответ и записываете его в тетрадь.

- Теперь проверьте свою работу с эталоном. Оцените на шкале оценивания.

Выполняют итоговый тест, осуществляют самопроверку.

Сравнивают ответы со слайдом.


Регулятивные:

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности


Практический

7. .Итог урока

- Прочитайте пословицу «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- Чему можно поучиться у главных героев?

-Дайте советы отрицательному персонажу.

- Чем закончилась сказка?

- Предположите, что могло произойти дальше?


Ответы детей на вопросы учителя.

(Ставить цели и добиваться их, помнить о доме, где ты родился, не забывать родителей, если встретил любовь – не забывай её)

Делают выводы. Дают советы.


Познавательные:

- понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок

Коммуникативные:

- оценивать поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Приём «Творческие вопросы»

8.Рефлексия

«Фразеологизмы»

- Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке: хлопал ушами, слышал краем уха, шевелил мозгами, тяп-ляп, засучив рукава, в поте лица.


Выбирают фразеологизм, анализируют свою работу на уроке.

Личностные:

- оценка и рефлексия собственной деятельности.

Словесный (беседа)

9.Домашнее задание

- К следующему уроку приготовить сообщение о Л.Н.Толстом (не больше пяти предложений). Урок окончен, всем спасибо!

Записывают задание в дневник.

Регулятивные





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!