МОБУ СОШ № 7 п. Веселый
Название предмета | Литературное чтение |
Тема | М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика главных героев. |
Класс | 4 |
Тип урока | урок решения частных задач |
Форма организации | Урок с применением ФГОС |
Методы | Словесные, наглядные, практические |
Формы работы | Коллективная под руководством учителя, групповая, индивидуальная |
Цель урока | Продолжить работу над турецкой сказкой М. Ю. Лермонтова « Ашик – Кериб», формировать умение давать характеристику главным героям и анализировать их поступки |
Планируемые результаты: Предметные Метапредметные: познавательные регулятивные коммуникативные Личностные | - Формировать умение определять главную мысль и героев произведения; формировать свое отношение к героям произведения; совершенствовать умение находить в тексте слова, которые позволяют характеризовать героев сказки; отвечать на вопросы по содержанию произведения , подтверждая ответ примерами из текста; составлять рассказ о герое по плану; развивать умения осмысливать характеры героев, раскрываемые автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку. - Умение анализировать и сравнивать произведения, строить речевые высказывания при анализе собственного выбора средств выразительности; - Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Умение выражать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию, слушать и слышать собеседника, вести диалог; - Самостоятельно ставить цель и формулировать для себя задачи урока, планировать пути достижения целей, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение навыками самоконтроля и самооценки; способность понимать учебную задачу, стремиться её выполнять; выражать собственное мнение, аргументировать его; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. |
Задачи | -Закрепить особенности волшебных сказок; - развивать речь учащихся, высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному произведению; -воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности; понравилось из прочитанного и почему); |
Оборудование | Ноутбук, проектор |
Средства обучения | Учебник «Литературное чтение», презентация, пазлы «Фотография М.Ю.Лермонтова» |
Автор УМК | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. |
Этап урока | Содержание и ход урока | Формируемые УУД | Методы обучения |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Психологический настрой на урок. | - Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руку и пожелайте хорошего настроения и удачи на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое. | Приветствуют учителя. Выполняют указания учителя | Регулятивные: умение действовать по предложенному плану. | Словесный (беседа). |
2. Мотивация к учебной деятельности | - А сейчас посмотрите на слайд. Предлагаю вам всем вместе продолжить предложения. Я читаю начало фразы, а вы хором её продолжаете. Тексты будем мы … Информацию из текста … Точку зрения … На вопросы … Новое для себя… И, конечно, без сомненья, Речь при этом … | Продолжают фразы, которые зачитывает учитель | Личностные: личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Словесный (беседа). |
3. Актуализация знаний | - Сформируйте группы по 4 человека. - Вспомните основные три правила работы в группе. - Я каждой группе даю конверт с пазлами. Собрав их, вы узнаете, над творчеством какого писателя мы будем сегодня работать. На данную работу у вас 2 минуты. - Чей портрет у вас получился? ( На слайде 1 такой же портрет М.Ю.Лермонтова) - Над какими жанрами литературы работал этот писатель? -Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? - На доске пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты». Как вы её понимаете? - Сегодня мы продолжим работать над сказкой. Прочитайте тему урока: Характеристика главных героев сказки «Ашик – Кериб». - Какие задачи поставите себе на урок? | Образуют группы, повторяют правила работы в группе, работают над созданием портрета писателя. Включение учащихся в деятельность по актуализации знаний о писателе Отвечают на поставленные вопросы Рассуждают, высказывают своё мнение. | Коммуникативные: вступают в сотрудничество, определять общую цель и пути её достижения в совместной деятельности Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. | Практический, беседа. |
4. Проверка первичного восприятия текста | - Вспомните, на какие 2 группы делятся все сказки? (Слайд 3) Каждая из этих групп, в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные. - К какой группе относится эта сказка? Докажите. - Дома вы должны были прочитать сказку с того момента, когда Ашик – Кериб пришёл на свадьбу к Магуль-Мегери и стал играть на саазе и до конца. Сейчас вам нужно рассказать, как развивались события от лица Ашик – Кериба, а потом от лица Магуль-Мегери - Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки. Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом в учебнике. Прочитайте выразительно. Остальные внимательно слушают и оценивают чтение ученика. | Отвечают на вопросы, доказывают. Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли) Пересказывают фрагмент текста Определяют фрагмент сказки по иллюстрациям к тексту. Находят отрывок в тексте и выразительно читают. Оценивают правильность и выразительность чтения. | Предметные: осознавать цель чтения, выборочное чтение в соответствии с задачей чтения, читать целыми словами, читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, отражая настроение автора. | Наглядный Приёмы: творческий пересказ, выборочное чтение, самооценка и взаимооценка. |
5.Физкультминутка | - Если я назову положительное качество человека, то вы подпрыгиваете, а если отрицательное, то делаете повороты туловищем влево, вправо. Доброта, отзывчивость, зависть, верность, трусость, внимательность, трудолюбие, хитрость, заботливость, лживость, честность, хвастовство, злость, бессердечность, подлость. | Выполняют движения | Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни Регулятивные: Проводить физическую разгрузку в ходе работы. | Практический |
6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразовательном и творческом уровне | а) - Назовите главных героев сказки. - Перед вами таблица. В первой колонке вам надо записать положительных героев, а во второй - отрицательных. Теперь называете героя и характеризуете его по плану: Имя героя, его место жительства. Какие поступки совершает? Какой характер у героя? Что думает о нём автор? Что вам понравилось и не понравилось в герое? б) Творческая работа в группах - Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы разделимся на 6 групп. Каждая группа будет составлять «синквейн» о герое сказки. Не забываем правила работы в группах. Вспомним алгоритм составления синквейна. 1. Ашик-Кериб 4, 6 группа 1. Магуль-Мегери 2, 5 группа 1. Куршуд-бек. 1, 3 группа -Теперь проверим, выступают по одному участнику с каждой группы. | Отвечают на вопросы, заполняют карточку. Обсуждают, высказывают свою точку зрения Составляют синквейн, зачитывают его перед олдноклассниками | Личностные: - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения. Коммуникативные: умение работать в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению своих товарищей. | Приёмы: анализ образа литературного героя, «Синквейн». |
6.Организация осмысления | - Сейчас мы проведём небольшой тест, в нём 5 вопросов. Читаете вопросы на слайде, выбираете нужный ответ и записываете его в тетрадь. - Теперь проверьте свою работу с эталоном. Оцените на шкале оценивания. | Выполняют итоговый тест, осуществляют самопроверку. Сравнивают ответы со слайдом. | Регулятивные: - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности | Практический |
7. .Итог урока | - Прочитайте пословицу «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Чему можно поучиться у главных героев? -Дайте советы отрицательному персонажу. - Чем закончилась сказка? - Предположите, что могло произойти дальше? | Ответы детей на вопросы учителя. (Ставить цели и добиваться их, помнить о доме, где ты родился, не забывать родителей, если встретил любовь – не забывай её) Делают выводы. Дают советы. | Познавательные: - понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок Коммуникативные: - оценивать поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением, аргументировать свою точку зрения. Личностные: Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему. | Приём «Творческие вопросы» |
8.Рефлексия | «Фразеологизмы» - Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке: хлопал ушами, слышал краем уха, шевелил мозгами, тяп-ляп, засучив рукава, в поте лица. | Выбирают фразеологизм, анализируют свою работу на уроке. | Личностные: - оценка и рефлексия собственной деятельности. | Словесный (беседа) |
9.Домашнее задание | - К следующему уроку приготовить сообщение о Л.Н.Толстом (не больше пяти предложений). Урок окончен, всем спасибо! | Записывают задание в дневник. | Регулятивные | |