СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по стихотворению Лермонова "Бородино". Урок в рамках ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы»

Технологическая карта урока литературы 5 класс

Учитель Завьялова Валентина Владимировна

Предмет Литература

Класс 5 А

Тема: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

Тип урока: Изучение истории литературы

Технологии: Технология критического мышления, технология проекта.

Цели: Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значение Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 года; формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812года в изобразительном искусстве. Формирование умения обобщать и систематизировать полученные сведения, навыка работы с учебником, построения диалога с гипотетическим изменением социальной роли учащихся. Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.

Этапы

урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельнность

ученика

УУД





1

3 минуты

Мотивация

(самопределение к деятельности)

Цель:

Мотивиповать учачихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Определить содержательные

рамки урока

1.Включает песню «Вставайте,люди

русские..»

С.С.Прокофьева.

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном

опыте учащихся.

3.Просит подобрать ассоциа-ции к слову Бородино

4.Просит выдви-

нуть предположе-ние о теме предстоящего урока

1.Слушают песню

«Вставайте,люди

русские..»

С.С.Прокофьева.

Слушают вопросы учителя и отвеча-ют на них.

Называют ассоциа

ции, связанные со

словом

Бородино

Выдвигают предположение о

теме урока

Личностные УУД:

Жизненное,личнос

Тное самоопределение,

Ценностно-смысловая ориентация; нроав

ственно-этическое

оценивание

РегулятивныеУУД:

ориентирование в

ситуации,целепола

гание,прогнозирова

ние.

ПознавательныеУУД:

выбор критериев для

сравнения, критичес-

кое оценивание, выс

казывание

КоммуникативныеУУД:

умение вступать в диа

лог, участвовать в кол-

лективном обсуждении





Проблемы, владение

монологической и

диалогической формами речи.

2




10-12


минут

Актуализация

знаний и фиксация затруд-

нений в деятель-

ности

Цель:

Актуализировать

учебное содержа

ние, необходимое для

изучения нового

материала;

актуализировать

мыслительные

операции:

сравнение,анализ

обобщение;

зафиксировать

затруднение при

выполнении

учащимися

пробного учебно

го действия

Активирует знания

учащихся.

Организовывает

работу

в парах по состав-

лению бортового

журнала урока.


Создает проблем-

ную ситуацию.

Организует

обсуждение содержания выступлений уча-

щихся

Организовывает

просмотр видео-

ролика о том,как

протекала

Бородинская

битва


Учащиеся слуша-

ют учителя и сос-

тавляют борто-вой журнал

«Что мы знаем о

М.Ю.Лермонтове?

из начальной

школы?»

Подготовленный

учащийся расска-

зывает, почему

Лермонтову инте-

ресна тема

Отечественной

войны, основыва-

ясь на биографических

сведениях. Все слушают и дополняют свои

бортовые журналы.

Слушают сообщение учаще-

гося об историчес-

ких событиях,

лежащих в основе

стихотворения

«Бородино».

Учащиеся просматривают

видеоролик о

Бородинской битве и записывают основные этапы

Битвы.

Осуществляют

самопроверку по

эталону, дополня-

ют свои записи.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД:

Целеполагание,

планирование,
контроль, рефлексия

Познавательные УУД:

работа с ассоциацией,

моделирование, поиск

информации, установле-

ние причинно-следствен

ных связей, сравнение,

формулирование идей,

построение речевого

высказывания.

КоммуникативныеУУД:

умение ясно, точно выра

жать свои мысли,

регуляция речевого

поведения.






3


10

минут



Постановка

учебной задачи

(проблемы)


Цель:

организовать

коммуникативное

взаимодействие

на основе анализа

поэтического

произведения



Учитель рассказы

вает о первых

стихотворениях

Лермонтова, пос-

вященных

Бородинской

битве «Поле Бородина», «Два

великана».

Организовывает

обсуждение степе

ни выразительности

чтения и содержания стихотворения

«Два великана».

Организует чтение стихотворе

ния «Бородино» с

фиксацией внима-

ния обучающихся

на выразительнос-

ти чтения, на раз-

витии сюжета.

Организовывает

Работу по осмыслению содержания текста.



Слушают учителя.

Слушают вырази-

тельное чтение

наизусть подготов-

ленным учеником

стихотворения

«Два великана».

Озвучивают анализ

степени выразительности

чтения, участвуют

в обсуждении содержания поэти-

ческого произведе-

ния во фронтальном режиме.

Слушают актерское

чтение с иллюстра-

тивным рядом

стихотворения

«Бородино».

Выражают чувства,

которые они испы-тали, слушая сти-

хотворение.

Обращают внимание на устаревшие слова,

Фиксируют затруднения в их

понимании.




Личностные УУД:

Жизненное, личностное самоопределение,

ценностно-смысло-

вая ориентация.


РегулятивныеУУД:

Прогнозирование, рефлексия, оценка.


ПознавательныеУУД:

систематизация,

сопоставление,

сравнение, анализ,

объяснение образа,

работа с ассоциацией, поста-

новка проблемы,

нахождение причин-но следственных

связей.

КоммуникативныеУУД:

взаимодействие со сверст

никами, умение вступать

в диалог,регуляция рече-

вого поведения, владение

монологической диалогической формами речи.





4




10

минут

Построение

проекта выхода

из затруднения.

Работа над смыслом текста

Организовывает работу с устарев-шей лексикой:

просит любого

ученика соотнести картинку и название.

Ставит цель на выявление темы,

идеи, композиции стихотворения.

Организует

обсуждение характеров героев с подтверждением

из текста.Органи

зует обсуждение

обобщающего

вывода о смысле

поэтического

произведения.

Организовывает

прослушивание

отрывка песни

«Бородино»

На слова

Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки организовывает

обсуждение ри-

сунков по произ

ведению Лермон

това «Бородино»





Осуществляется

взаимопроверка

подготовленными

учащимися-

языковедами,

проводится лекси-

ческая работа.

Анализируют поэ-

Тическое произведение с

целью

определения:

темы, идеи;

характера героев;

роли и значения

лирического героя
смысла поэтического

произведения.

Участвуют в беседе по обсужде

нию характера

русского солдата,

делают вывод по

обсуждению стихотворения.

Слушают фрагмент песни,

участвуют в обсуждении рисунков.


Личностные УУД:

ценностно-смысловая

ориентация.


РегулятивныеУУД:

прогнозирование.


ПознавательныеУУД:

выдвижение гипотез

и их обоснование,

построение логической

цепи рассуждения,

установление причинно-

следственных связей,

сравнение, моделирование.


КоммуникативныеУУД:

Умение ясно, точно выра-

жать свои мысли, регуля-

ция речевого поведения,

умение вступать в диалог

участвовать в коллектив-ном обсуждении проблем

интегрироваться в группы сверстников, владение монологической

и диалогической формами речи.



5


5

минут




Самостоятельная работа с провер-

кой по эталону


Цель:


тренировать

способность к

самоконтролю и

самооценке;


проверять свое

умение применять полученные знания;


развивать умение

самостоятельной

проверки по

эталону.









Организует

самостоятельную

деятельность

учащихся по

применению

новых знаний






Работают самостоятельно,

осуществляют самопроверку,

сравнивая с эталоном

Личностные УУД:

самоопределение


РегулятивныеУУД:

контроль в форме

сличения способа дейст-

вия и его результата

с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона; коррекция; оценка.


6


5

минут



Рефлексия

деятельности


Цель:


Оценить результаты

собственной

деятельности



Организовывает

работу в группах

по составлению

синквейна на

тему «Бородино»

или «Мои впечатления от

урока».

Организовывает

фронтальную

беседу.

Предлагает выбрать

домашнее задание.

Составление

синквейна

в руппах.

Осуществляют

самооценку

собственной учебной деятель-

ности, соотносят

цель и результаты,

степень их соот-

ветствия и выбирают домаш-

нее задание.

Учащийся, призер

муниципального

литературного

праздника

читает стихотворение

собственного сочинения об

Отечественной

войне

«Размышления потомков»


Личностные УУД:

Смыслообразование,

нравственно-этическая ориентация, оценивание

усваемого содержания,

(исходя из социальных и личностных ценностей),

обеспечивающее личност

ный моральный выбор.


РегулятивныеУУД:

Контрольв форме сличения способа действия и его результата

с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона; коррекция;

оценка.

КоммуникативныеУУД:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

ПознавательныеУУД:

доказательство.