Орг. этап | Личностные: внимание, уважение к сверстникам; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция | - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем всем отличного настроения. Не забываем , что это залог успеха. Сегодня мы работаем в группах. У каждого - на столе оценочный лист. Вы оцениваете себя, а работу группы - эксперты. | Самоопределение, оценивание готовности к уроку. Оценочный лист (ОЛ) | |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Словарная работа. Постановка проблемы | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспи-тание уважительного отношения к культуре; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». О чем он пойдет, вы скажете сейчас сами. Внимание на экран (просмотр отрывка): - Каких героев вы узнали? Кто же это? В чём признаётся Владимир Маше? - У Пушкина цикл прозаических и лирических произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф (строки из стихотворения): Любовь одна- веселье жизни хладной, Любовь одна-мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. Ребята , вот теперь попробуйте определить тему нашего урока и запишите в тетрадь вместе с эпиграфом. - Какие поставите цели? - Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? -У каждого из вас своё мнение по поводу данных вопросов. Поэтому эти проблемные вопросы будем рассматривать на уроке. -Но вначале я попрошу вас найти определение слова любовь в словаре. В каком? | Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках. Называют главных героев и что общего между ними. (ОЛ) Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о спасительной силе любви, которая помогает выжить в сложных ситуациях и сохранить свою честь. Формулируют тему урока, цели. На доске подсказки: Целеполагание: Продолжить исследование (анализ) текста. Понять взаимоотношения Маши и Владимира Учиться подтверждать ответы цитатами, перевоплощаться. Работа со словарем, высказывание личного мнения | Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988) |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Поиск решения проблемы | Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы | В словаре несколько определений слова любовь, но мы выберем следующее: Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Красивое высокое чувство. Люди на многое готовы, чтобы хотя бы раз испытать такое в жизни. -Но давайте теперь подумаем, такой ли была любовь Владимира Дубровского и Маши Троекуровой? Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос. Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка….. -Что означает обещание «не отвергнуть преданности»? | Дети внимательно слушают, следят по тексту. Высказывают свое мнение. Прослушивание Учитель рассказывает классу о том , что ещё в средние века в Европе была традиция служить даме,ничего при этом не требуя взамен.Рыцарь преданно служил своей даме сердца. | |
Этап контроля и самоконтроля. Этап коррекции знаний и способов действий | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос Регулятивные: умение анализировать и делать выводы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | - Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Слишком уж разные они и по происхождению и по положению в обществе. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос: - Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой. Работа в группах. Подбор учащимися слов, характеризующих образы героев романа. 1 группа: храбрость, благородство, решительность, великодушие, честность, искренность, умение любить, смелость… (Владимир Дубровский) Дать характеристику герою , используя данные слова (до 4-5 предложений). - Как вы понимаете слова афоризма? К какому герою их можно отнести 2 группа: Романтичность, нерешительность, искренность, стойкость,гордость,упрямство, честность… (Маша Троекурова) Ребята,подумайте как вы понимаете данный афоризм ?К кому из наших героев его можно отнести? -Любить глубоко-это значит забыть о себе. (Ж.Руссо). (Дубровский ,полюбив Машу,забывает обо всём,о своих планах.Он тайно охраняет её покой, пока не представился случай появиться в доме в качестве учителя.) - Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете? - Почему? - Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира? - Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? (письменно) - Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни? Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? - Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль. | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя, отвечают на проблемные вопросы. Работа в группах. Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы. (ОЛ) Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. (ОЛ) Записать основную мысль в тетрадь, зачитать. | |
Этап подведения итогов Этап рефлексии | Личностные: Самооценка на основе успешности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира. – С каким героем хотел бы встретиться? – Какие вопросы по тексту ещё остались? – Чью бы роль хотел исполнить в фильме? - Я предлагаю вам проанализи-ровать свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы, оценивая себя. Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами. Самоанализ. Оценочный лист. Озвучивание результатов. | |