СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»»

Технологическая карта урока литературы

УМК: «Начальная школа 21 века»

Дата проведения: 03.03.2021

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

Цель: познакомить с творчеством писателя Л. Н. Толстого и его произведением «Отец и сыновья»

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого; найти главную мысль в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом; обучить анализу художественного произведения с позиции читателя;

Развивающая: развивать умение различать жанры, логическое мышление, технику чтения; способствовать развитию воображения, личности ребёнка средствами художественного произведения;

Воспитывающая: воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям; создать условия для формирования любви к культуре и традициям родного края;

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать интерес к произведение Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», приобрести первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев учебной успешной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: овладеть приемами понимания произведения, построить речевые высказывания; выделить существенную информацию из текста; строить рассуждение.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.

Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации к учебнику, портрет Л. Н. Толстого, аудиозапись песни «Родительский дом», раздаточный материал пословицы.

Тип урока: изучение нового материала, урок - слушание

Формы работы на уроке: фронтальная

Методы:

  1. Метод творческого чтения

  2. Эвристический метод

  3. Репродуктивный метод

Приемы:

  1. Выразительное чтение

  2. Устное словесное рисование

  3. Создание иллюстраций к произведению

Контроль: устный

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Подготовка к чтению (5 мин)

  3. Первичный синтез (15 – 20 мин)

  4. Физминутка (2-3 мин)

  5. Анализ текста (5-7 мин)

  6. Вторичный синтез (5 мин)

  7. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия (3-5 мин)




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

(Цель: мотивация к учебным действиям)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Итак, сядьте поудобнее, выпрямите спинки, приготовьтесь слушать.


Вам было дано домашнее задание выучить наизусть колыбельную песню. Давайте проверим вашу работу.

Приветствуют учителя, организуются на работу






-несколько учеников выходят и рассказывают колыбельную.

Регулятивные:

Выработка учебной мотивации, установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  1. Подготовка к чтению

(Цель: настроить на восприятие нового текста)

Сейчас, ребята, послушаем отрывок песни, закройте глаза, и представьте то, что услышите…

(звучит песня «Родительский дом»).

Скажите, о чем эта песня? Что вы услышали?

Да, правильно. Так о чем же мы с вами будем говорить? Сегодня мы будем говорить о семье, о родителях.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте пословицу:

«На что и клад, коли в семье лад»

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Все верно! Да! Если в семье все дружны и все друг с другом ладят, то это не сравнится ни с какими сокровищами мира. Ведь главная ценность – это мир и благополучие в семье.

Давайте выделим слово «лад», как вы думаете, что это такое?

Лад – это старинное слово, и означает нон согласие, мир.

Сейчас поработайте в парах.

На своих столах вы видите список пословиц, пожалуйста, прочитайте их про себя.

А теперь подумайте, и скажите, какие из этих пословиц подходят к теме «семья»?

Список пословиц:

  1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

  2. Своя семья – самые верные друзья.

  3. Сердце матери лучше солнца греет.

  4. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

  5. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Подходящие пословицы: 2,3,5

Все молодцы!

Мы с вами не случайно начали разговор о том, что такое семья, почему важен мир и лад в семье. Потому что сейчас, мы с вами обратимся к произведению Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Откройте, пожалуйста ваши учебники на с. 83. Найдите глазками произведение.

А вы знаете, кто такой Л.Н. Толстой? Рассмотрите его портрет. (на слайде)

Мы с вами помним, что Лев Николаевич Толстой родился в Тульской губернии в имении Ясная поляна. Он хорошо учился и с самого детства мечтал стать писателем. И когда он стал уже взрослым юношей, он начал писать свои первые работы. Они были очень удачными, люди любили их читать. Лев Николаевич писал о любви, Родине и даже о войне. Но кроме этого, он был еще и баснописцем.

Ребята, а кто такой баснописец?

Так вот, кроме повестей, рассказов и романов, Лев Толстой писал еще и басни. И с одной из них мы с вами сейчас познакомимся.

Это басня «Отец и сыновья» (на слайде)






- песня о доме, о родителях


- о семье






- читают пословицу

- если в семье все хорошо, то не нужно никаких сокровищ.







- договоренность









- находят пословицы, проговаривают






















- писатель















- это человек, который пишет басни

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные:

 умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре;

  1. Первичный синтез

(Цель: отработать навык

чтения, слушания и

понимания текста)

Я прочитаю басню, а вы следите глазками и слушайте внимательно.

О чем басня?


Конечно! Писатель показывает нам на примере отца и его сыновей, как важно, чтобы в семье был лад и благополучие. Пока они вместе, их не одолеет ни одна сила, потому что они сами сильны. А как только братья начнут жить поодиночке, сразу станут уязвимыми и слабыми. Посмотрите иллюстрацию (на слайде)

Итак, чему же учит произведение?

Найдите фразу «жить в согласии», как вы понимаете, что это значит?

Жить дружно, мирно, ладить друг с другом.

Правильно. А теперь скажите, басня – это что такое?

А какова особенность басни?

Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе. В котором действующими лицами могут быть звери и птицы, они олицетворяют людей. В басне всегда есть учение, мораль, совет.


- о том, что отец показал сыновьям, как они слабы друг без друга.












Тому, что нужно жить в мире и согласии

Жить в мире



- это жанр произведения

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; умение ориентироваться в тексте учебника; умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Физкульминутка

(Цель: снять физическое напряжение)

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (делают кольцо руками)


Выполняют физминутку

Регулятивные:

Смена деятельности, отдых

  1. Анализ текста

(Цель: формировать умение анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать его понимание интонационно)

Итак, мы с вами определили, о чем же эта басня. Что является главным в ней. А теперь давайте прочитаем еще раз. Сначала по предложению, а затем полностью (прошу учащихся читать).

Хорошо, а теперь кто – нибудь один прочитает полностью. А остальные ребята не сидим просто так, следим, запоминаем.

Хорошо, ребята, скажите, а басня «Отец и сыновья» актуальна в наше время?

Во все времена главной ценностью будет являться семья, ее единство.

Кроме этого, басня учит нас уважать старших. Автор показывает нам, как слово отца имеет огромное значение, его мудрость и любовь к своим сыновьям.



Учащиеся по одному читают произведение








- да







Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; осуществление взаимного контроля;

Познавательные:

умение выявлять сущность, особенности объектов; умение обобщать и классифицировать по признакам; умение находить ответы на вопросы;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Вторичный синтез

(Цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения и доказывать свою точку зрения)

А теперь обратимся к произведению Алексея Николаевича Плещеева, это отрывок стихотворения «Старик». Закройте глаза и послушайте. (читаю произведение)

О чем стихотворение?


Ребята, посмотрите, как любит дедушка своих внуков! Он обещает им поймать белку, найти грибы и сделать свисток, только всему свое время.

Обратите внимание на слова «посулил» и «срок». Как вы их понимаете?

Сравните, пожалуйста, это произведение с басней Л. Н. Толстого. В чем сходство?

Если вам захочется, найдите и прочитайте полное стихотворение «Старик»






- о том, что дедушка обещал сделать своим внукам свисток и поймать белку.






- «посулил» - пообещал, «срок» - время


- похожие герои: в басне отец и сыновья, а в стихотворении дедушка и внуки.


Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе прочитанных произведений;

Познавательные:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  1. Итог урока

(Цель: закрепить алгоритм языкового разбора)

Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод? Из прочитанных произведений. Конечно! Важным всегда остается любовь к своей семье, своим родителям. Уважение к старшим, вашим бабушкам, дедушкам. Важно не только их любить и уважать, но еще и прислушиваться к словам, советам, брать с них хороший пример

- Что нужно любить старших, уважать своих родителей, свою семью. Чтить и беречь свои традиции.

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

строить логическое устное речевое высказывание.


  1. Задание на дом

(Цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Вашим домашним заданием будет выучить басню «Отец и сыновья» и нарисовать иллюстрацию к ней. Как вы видите, как понимаете эту басню. Как вы представляете.

Записывают домашнее задание.




Методист: ______________/Эмрих Т. М.

Учитель: ___________/Наумова М. Б.

Оценка: ______




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!