Организационный момент (Цель: мотивация к учебным действиям) | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Итак, сядьте поудобнее, выпрямите спинки, приготовьтесь слушать. Вам было дано домашнее задание выучить наизусть колыбельную песню. Давайте проверим вашу работу. | Приветствуют учителя, организуются на работу -несколько учеников выходят и рассказывают колыбельную. | Регулятивные: Выработка учебной мотивации, установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Подготовка к чтению (Цель: настроить на восприятие нового текста) | Сейчас, ребята, послушаем отрывок песни, закройте глаза, и представьте то, что услышите… (звучит песня «Родительский дом»). Скажите, о чем эта песня? Что вы услышали? Да, правильно. Так о чем же мы с вами будем говорить? Сегодня мы будем говорить о семье, о родителях. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте пословицу: «На что и клад, коли в семье лад» Как вы понимаете смысл этой пословицы? Все верно! Да! Если в семье все дружны и все друг с другом ладят, то это не сравнится ни с какими сокровищами мира. Ведь главная ценность – это мир и благополучие в семье. Давайте выделим слово «лад», как вы думаете, что это такое? Лад – это старинное слово, и означает нон согласие, мир. Сейчас поработайте в парах. На своих столах вы видите список пословиц, пожалуйста, прочитайте их про себя. А теперь подумайте, и скажите, какие из этих пословиц подходят к теме «семья»? Список пословиц: Нет друга – ищи, а нашел – береги. Своя семья – самые верные друзья. Сердце матери лучше солнца греет. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Вся семья вместе, так и душа на месте. Подходящие пословицы: 2,3,5 Все молодцы! Мы с вами не случайно начали разговор о том, что такое семья, почему важен мир и лад в семье. Потому что сейчас, мы с вами обратимся к произведению Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Откройте, пожалуйста ваши учебники на с. 83. Найдите глазками произведение. А вы знаете, кто такой Л.Н. Толстой? Рассмотрите его портрет. (на слайде) Мы с вами помним, что Лев Николаевич Толстой родился в Тульской губернии в имении Ясная поляна. Он хорошо учился и с самого детства мечтал стать писателем. И когда он стал уже взрослым юношей, он начал писать свои первые работы. Они были очень удачными, люди любили их читать. Лев Николаевич писал о любви, Родине и даже о войне. Но кроме этого, он был еще и баснописцем. Ребята, а кто такой баснописец? Так вот, кроме повестей, рассказов и романов, Лев Толстой писал еще и басни. И с одной из них мы с вами сейчас познакомимся. Это басня «Отец и сыновья» (на слайде) | - песня о доме, о родителях - о семье - читают пословицу - если в семье все хорошо, то не нужно никаких сокровищ. - договоренность - находят пословицы, проговаривают - писатель - это человек, который пишет басни | Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре; |
Первичный синтез (Цель: отработать навык чтения, слушания и понимания текста) | Я прочитаю басню, а вы следите глазками и слушайте внимательно. О чем басня? Конечно! Писатель показывает нам на примере отца и его сыновей, как важно, чтобы в семье был лад и благополучие. Пока они вместе, их не одолеет ни одна сила, потому что они сами сильны. А как только братья начнут жить поодиночке, сразу станут уязвимыми и слабыми. Посмотрите иллюстрацию (на слайде) Итак, чему же учит произведение? Найдите фразу «жить в согласии», как вы понимаете, что это значит? Жить дружно, мирно, ладить друг с другом. Правильно. А теперь скажите, басня – это что такое? А какова особенность басни? Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе. В котором действующими лицами могут быть звери и птицы, они олицетворяют людей. В басне всегда есть учение, мораль, совет. | - о том, что отец показал сыновьям, как они слабы друг без друга. Тому, что нужно жить в мире и согласии Жить в мире - это жанр произведения | Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; умение ориентироваться в тексте учебника; умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Физкульминутка (Цель: снять физическое напряжение) | Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (делают кольцо руками) | Выполняют физминутку | Регулятивные: Смена деятельности, отдых |
Анализ текста (Цель: формировать умение анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать его понимание интонационно) | Итак, мы с вами определили, о чем же эта басня. Что является главным в ней. А теперь давайте прочитаем еще раз. Сначала по предложению, а затем полностью (прошу учащихся читать). Хорошо, а теперь кто – нибудь один прочитает полностью. А остальные ребята не сидим просто так, следим, запоминаем. Хорошо, ребята, скажите, а басня «Отец и сыновья» актуальна в наше время? Во все времена главной ценностью будет являться семья, ее единство. Кроме этого, басня учит нас уважать старших. Автор показывает нам, как слово отца имеет огромное значение, его мудрость и любовь к своим сыновьям. | Учащиеся по одному читают произведение - да | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; осуществление взаимного контроля; Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение обобщать и классифицировать по признакам; умение находить ответы на вопросы; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Вторичный синтез (Цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения и доказывать свою точку зрения) | А теперь обратимся к произведению Алексея Николаевича Плещеева, это отрывок стихотворения «Старик». Закройте глаза и послушайте. (читаю произведение) О чем стихотворение? Ребята, посмотрите, как любит дедушка своих внуков! Он обещает им поймать белку, найти грибы и сделать свисток, только всему свое время. Обратите внимание на слова «посулил» и «срок». Как вы их понимаете? Сравните, пожалуйста, это произведение с басней Л. Н. Толстого. В чем сходство? Если вам захочется, найдите и прочитайте полное стихотворение «Старик» | - о том, что дедушка обещал сделать своим внукам свисток и поймать белку. - «посулил» - пообещал, «срок» - время - похожие герои: в басне отец и сыновья, а в стихотворении дедушка и внуки. | Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе прочитанных произведений; Познавательные: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Итог урока (Цель: закрепить алгоритм языкового разбора) | Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод? Из прочитанных произведений. Конечно! Важным всегда остается любовь к своей семье, своим родителям. Уважение к старшим, вашим бабушкам, дедушкам. Важно не только их любить и уважать, но еще и прислушиваться к словам, советам, брать с них хороший пример | - Что нужно любить старших, уважать своих родителей, свою семью. Чтить и беречь свои традиции. | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: строить логическое устное речевое высказывание. |