СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы на тему «Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет вам   творчески погрузить обучающихся в   анализ лирического произведения. А работа с лирическим произведением всегда на уроке  дается нелегко.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы на тему «Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №60

города Тюмени







Технологическая карта урока литературы


на тему «Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…»











Составила: учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №60города Тюмени

Четверкина Лилия Петровна










2024

Учитель Четверкина Лилия Петровна.

Урок 40 литературы в 6 классе по ФГОС.

Технологическая карта урока

Предмет:

Литература

Класс

6

Название раздела:

Из русской литературы 19 века

Тема урока:

Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…»

Тип урока:

комбинированный урок

Цели деятельности учителя:

актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; организовать работу над содержанием понятия «лирический герой».

Задачи:

совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения стихотворения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык стихотворения; развитие творческих способностей учащихся; воспитание интереса к русской поэзии и любви к родной стране.

Предметные результаты:

знать содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; основные нормы русского литературного языка; уметь создавать устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные результаты

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение, строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий, поступков. Испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине.

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

презентация

Педагогические технологии:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ИКТ – технология (презентация); здоровьесберегающее обучение.

Модернизация урока:

Урок с применением средств ИКТ

Гроза в музыке:

Гроза в картинах русских художников:

УМК:

Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 6 кл.: Учебник – хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.

Структурные элементы урока:

Этап урока

Цель на данном этапе.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

  1. Организация начала урока.  Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Подготовка к уроку. Приветствие - Доброе день! Добрый день солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать хорошей работы на уроке

Самоорганизация на учебную деятельность

Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

II. Проверка домашнего задания

Учитель спрашивает ,какое задание ребята выполняли к уроку .

-Перечислите изобразительно-выразительные средства, известные вам .(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)

Ученики отвечают

(Поиск изобразительно выразительных средств в стихотворении «Соловей»)

Ребята называют найденные средства

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Личностные : самоопределение, адекватная самооценка

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других


III. Актуализация знаний

Учитель предлагает прослушать аудиозапись романса, определить со стихами какого автора мы будем работать на уроке

Ученики отвечают

Личностные: формирование познавательного интереса

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

IV. Вызов. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое.


-Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель.

-Найдите ключевые слова. – Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения?

2. « Корзина идей»

-Что запечатлено на картинах и фотографиях?

-А можно определить время года, не зная название картин?

-С помощью чего изображают художники природу?

- А с помощью чего это можно сделать в литературе?

Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока: « Природа в стихотворении Ф.И.Тютчева»

-Подумайте, что мы сегодня узнаем на уроке? ( Какие стихи посвящены природе)

-Чему сегодня научимся? (Понимать стихи поэтов, их мысли)

А сейчас я предлагаю окунуться в мир поэзии.

Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений:

1 слайд «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

2 слайд «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)

3 слайд «Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)

4 слайд «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)

5 слайд «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

- Кто автор этих стихотворений?

(Ф.И.Тютчев)

Включение в работу, самоопределение















Называют слова: природа, гроза, весна, поэзия, красота и т.д.









Отвечают на вопросы учителя, определяют цель и задачи урока.


Регулятивные УУД;

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные

УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем



Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.









Духовно-нравственное воспитание.

III. Актуализация знаний

1. Устный фронтальный опрос

-Какие стихи о природе вы знаете?

-Как можно назвать одним словом изображение природы?

«Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.

Отвечают на вопросы учителя


Личностные УУД: испытывают чувство уважения к культурному наследию своей страны, любовь к Родине.

IV. Знакомство с новым материалом в учебнике

Учитель выясняет ,что ребята знают о Тютчеве.

Даёт задание : Прочитать статью в учебнике с.156-157.Составить план

1.Происхождение Тютчева. Детские годы.

2.Образование и воспитание(учитель С. Раич)

3.Обучение в Московском университете

4.Дальнейшая служба..

5.Тютчев-поэт.

6.Особенности поэзии.

Что вам запомнилось больше всего из сведений данных в учебнике

Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии, поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с литературой. 22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник»

Его произведения о Родине, о любви и, конечно же, о природе.

Ученики читают составленный план.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: умение структурировать знания

V. Осмысление

1. Слово учителя.

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе  отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Я предлагаю прослушать исполнение стихотворения мастером художественного слова.

2. Прослушивание стихотворения в записи со сменой кадров.

3. Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова. Попробуем их объяснить:

Нива -  большое поле, засеянное хлебом. Струя - струя узкий поток жидкости.

Вихрь - сильный ветер; порывистое, стремительное круговое движение воздуха.

Смятенье – растерянность, тревога. Кайма - полоса по краю ткани.

Слова «нивы», «вихрь» использованы в прямом значении, а все остальные слова – в переносном значении.

Струя  здесь - струя света. Смятенье – растерянность, тревога (о земле).

Кайма здесь  - то, что окаймляет, окружает небо.

4. Анализ стихотворения

-Что нужно сделать, чтобы понять мысли поэта?

(Подвести учащихся к мысли, что для этого нужно проанализировать стихотворение)

Заполнение кластера. Работа с текстом

-Что такое тема? Какова тема данного стихотворения

-Что такое идея? Какова идея данного стихотворения?

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение? - Поэт описывает грозовую красоту какого времени года? (весны или раннего лела) - Гроза- это кратковременное явление. Что она приносит? (приносит радость и свежесть)
– Как бы вы назвали это стихотворение?
– Найдите и прочитайте в содержании название этого произведения.

Слушают.





















Объясняют значение слов.







Обсуждение

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Духовно-нравственное воспитание.



Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия

Познавательные УУД:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; проводят исследование прочитанного текста.



коммуникативные УУД: проявление активности в решении познавательных задач

VI. Осмысление

 -Ребята, как вы думаете, есть ли в стихотворении действующий герой – человек?

­- В стихотворениях Тютчева мы всегда находим пример единения человека с природой. Безусловно, лирический герой здесь есть. Это человек, чьими глазами мы наблюдаем изменения в природе перед грозой, во время грозы и после ее окончания. Попробуйте понять, какие чувства испытывает лирический герой, свой результат запишите по группам в таблицу в графу «Движения души лирического героя».

- С чем у вас ассоциируется слово «гроза»?  (Гроза  ассоциируется с тревогой. Гроза – явление природы. Во время грозы я испытываю страх.)

- Обратимся к толковому  словарю  Ожегова, где слово «гроза» имеет следующее значение: 

«Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие» 


Что услышали

Что увидели

Что почувствовали



Дальний гром

Солнце смотрит

Ветра тёплого порывы

За тучей прогремело

Принахмурилась земля

Дождь порой


Ветра тёплого порывы

Дождь порой

Чаще капли дождевые

Раскаты громовые

Нивы зеленеющие



Молнии струя


– Найдите в стихотворении слова, которые подтверждают, что поэт пишет о природе, как о живых существах. Вернемся к кластеру.

- Вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце. Вспомните, как называется литературный прием, когда противопоставлены действия, явления природы. (Антитеза)

-Назовите другие средства выразительности.

(эпитеты - "зеленеющие нивы", «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей», сравнение «вихрем» пыль летит с полей, метафора - солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля)

Работа над выразительным чтением

-Подготовимся к выразительному чтению. Что значит прочитать стихотворение выразительно?

-Расставьте логическое ударение и отметьте паузы в стихотворении.



Отвечают на вопросы учителя











Работа со словарём





Заполняют таблицу

































Работают в парах с простым карандашом в руке

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.





Коммуникативные УУД:

умение работать в паре













Познавательные:

Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями





VII. Рефлексия.



Интерактивный прием «Микрофон». Продолжите фразу:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 - Что было особенно интересно?

-На уроке меня заинтересовало…



Выполняют задание

7 баллов-оценка 5

5-6 баллов – оценка 4

3-4 балла – оценка 3

Ниже 3 баллов - оценка 2

Регулятивные УУД

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

VIII. Информация о домашнем задании

1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева.

2. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению или написать мини-сочинение на тему «Гроза».