СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы « Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока выполнена с учетом современных новейших технологий и требований к проведению современного урока литератуы

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы « Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»»

Технологическая карта урока литературы « Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Предмет

Литература

Преподаватель

Попова Любовь Ивановна

Курс

1

Базовый учебник

под. ред. Ю. В. Лебедева. 10 кл. Базовый уровень.Ч.2.М.:Просвещение, 2016 г.

Тема урока

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тип урока

урок открытия нового знания

Цели урока

Знакомство студентов с образом Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Планируемые результаты

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной и учебно-исследова-

тельской деятельности.

Регулятивные: овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятель-

ности.

Познавательные:рассказывают об образе Петербурга в русской литературе;сопоставляют описания Петербурга А. С. Пуш­киным, Н. В. Гоголем, Н. А, Некрасовым;выполняют исследовательскую работу в группах на тему «Петербург Достоевского»;участвуют в аналитической бе-

седе.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме.актуализируют знания студентов о Петербурге в русской литературе XIX века; определяют особенности города «униженных и оскорбленных»

в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; подходят к осмыслению главного конфликта романа –

конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; развивают умения внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, со-

поставлять, размышлять, высказывать свои суждения.


Технологии

Технология критического мышления . Информационно-коммуникационная технология

Формы работы

Индивидуальная, самостоятельная, групповая, коллективная формы работы

Межпред-метные связи

История , изобразительное искусство,архитектура, МХК, русский язык.

Внутри-предметные связи

Использование метода сопоставления и интеграции материала, обобщение материала на основе сравнения для составления алгоритма, сравнительной характеристики.

Виды деятель-ности преподавателя

Организация учебной деятельности учащихся по поиску и обработке информации,обобщению учебной деятельности,постановке учебных задач , актуализация знаний студентов, мотивация к пробуждению познавательной деятельности ,создание проблемной ситуации,развитие эмоциональной сферы студентов с использованием интеллектуальных заданий,консультирование,помощь в адаптации студентов к решению задач урока,поощоение,аргументация выставленных оценок.

Виды деятельности студентов

Примененяют на практике полученные знания;проводят анализ,синтез,обобщение материала; осуществляют поиск решения проблемы и формулируют решение по намеченному плану,выполняют практические задачи самостоятельно,индивидуально,в группе,в коллективе;осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,формулируют затруднения,проводят рефлексию.

Виды используемых ЭОР:

Видеоряд : соло Ролана Быкова в экранизации повести Н. В. Гоголя «Шинель», презентация «Архитектура Петербурга»,презентация «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»»;

Материалы и оборудование

ПК преподавателя, компьютер, мультимедийный проектор, м\м доска, учебная доска, раздаточный материал, иллюстративный мате­риал, листочки для студентов. Учебник «Литература» 10 кл., 2 часть под.ред. Ю. В. Лебедева.Тексты романа Ф.Достоевского для каждой группы .

Интернет-ресурсы

https://www.ivi.ru/watch/33921

http://www.fcior.edu.ru/card/28521/zhizn-i-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

http://www.fcior.edu.ru/card/28484/roman-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

http://www.fcior.edu.ru/card/28461/prestuplenie-i-nakazanie-kak-roman-tragediya-v-5-aktah-bazovoe-izuchenie.html

https://pedsovet.org/publikatsii/literatura/obraz-peterburga-v-proizvedenii-fmdostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

http://www.fcior.edu.ru/card/15832/sravnitelnaya-harakteristika-trenazher-dlya-sravnitelnogo-analiza-geroev-romana-prestupleniya-i-naka.html

http://www.fcior.edu.ru/card/28499/kontrolnyy-test-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

http://www.myshared.ru/slide/1342824/

www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Подготови-

тельный этап к уроку

Подготовить ИКТ , доску, раздаточный материал ,иллюстрационный материал,тексты произведения, места студентов для групповой формы работы

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Планируемые результаты УУД

Организацион-ный момент

Приветствие.Обращает внимание на иллюстрации Петербурга и эпиграфы к уроку(на доске)

1.Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит... (А. С. Пушкин)

2. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. (Ф. Достоевский )

Самостоятельно определяют тему урока:«Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Регулятивные

Актуализация знаний

Предлагает посмотреть видеоряд: соло Ролана Быкова в классической экранизации повести Н. В. Гоголя «Шинель» как средство актуализации знаний студентов и подготовки для создания проблемной ситуации https://www.ivi.ru/watch/33921

После просмотра подбирают и записывают (в тетради) определения к слову Петербург


Познавательные: рефлексия

Целеполагание

Предлагает узнать по описанию город.О каком городе идет речь?

Это один из красивейших городов мира. Основан в 1703 году в устье Невы Петром I . В этом городе ного  уникальных  памятников архитектуры. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города. Его называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитек-турных шедевров сразу нескольких эпох. А каким вы знаете этот город? Заполните первый столбик таблицы.

Сделайте вывод,что станет предметом нашего разговора на уроке, исходя из темы? Предположите, какие цели будут поставлены перед вами?

1.Выражают свои мысли по поводу предложенного описания.

2.Самостоятельно формулируют цели урока, определив границы знания и незнания путем заполнения таблицы о Петербурге (на данном этапе урока заполняют первый столбик)

Индивилуальная работа.


знал

знаю

хочу узнать

Нева



красивый



белые ночи



Фонтаны



мосты




Регулятивные

Мотивация к учебной деятельности

Предлагает обсудить,есть ли аналогии между просмотренным видеорядом по повести Н.В.Гоголя «Шинель» и романом Ф.Достоев-0ского.

Группа делится на 3 группы.Прием «Мои ожидания»:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока .

Мотивирует к составлению алгоритма «Петербург Достоевского» на заключительном этапе урока.Предлагает найти в тексте романа ключевые слова для описания Петербурга.Консультирует.

Обсуждают предложенное задание. Коллективная работа. Ответы студентов на вопрос. Прогнозируют рефлексию(получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.).Групповая работа.Находят в тексте романа ключевые слова для описания Петербурга: 1 группа:  пейзажа (жара страшная , духота, особенная летняя вонь, отвратительный и грустный колорит), 2 группа:  интерьера (грязь,гроб,шкаф,желтые обои), 3 группа-улицы (толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, пьяная девочка на бульваре, многолюдно,враждебность и недоверчивость….)

2.Работа с учебником ( с.90) Иссле-довательская работа Подбирают эпитеты для описания иллюстрации Д.А.Шмаринова к роману «Преступление и наказание» «Доходный дом».Осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Коммуникативные



Регулятивные;

рефлексия




Повторение изученного

Предлагает вспомнить изученные произведения, в которых описывается Петербург и заполнить таблицу







Заполняют таблицу «Петербург в произведениях классиков русской литературы».Групповая форма.

п/п

Автор

Название произведения

1.

Н.В.Гоголь

«Невский проспект», Нос», «Шинель», «Портрет»,«Женить-ба»,Ревизор» «Ночь перед Рождеством»

2.

А.С. Пушкин

«Медный всадник»,

«Евгений Онегин»

3.

Н.А.Некра-сов

Стих-я

Осуществляют взаимоконтроль и взаимооценивание.

Регулятивные;

рефлексия



Обобщение изученного

Подводит студентов к составлению общего алгоритма «Петербург Достоевского ».














Показ презентации «Архитектура Петербурга».

http://www.myshared.ru/slide/1342824/

Просьба прокомментировать слова писателя об архитектуре Петербурга.

«Архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Он отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод, все постепенно заимствовано и все по-своему перековеркано». (Ф.М.Достоевский)

Записывают алгоритм ,каждая группа свой, проговаривают вслух и представляют презентацию своего алгоритма. Аргументируют свою точку зрения, приводят примеры. Формулируют общий алгоритм: Петербург Достоевского - город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки, где совершаются преступления, где не-возможно дышать, это город уни-женных и оскорбленных.П.-это своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им.Просмотр презентации .Самостоятельная форма работы. Заполнение второй колонки таблицы (знаю) о Петербурге Достоевского

знал

знаю

хочу узнать

Нева

вражде-бен чело-веку, тес-ит, давит его,  рож-дает безыс-ходность, толкает на скан-далы и преступ-ления


красивый

белые ночи

Фонтаны

мосты

музеи

парки

памятники

старинные

здания

Комментирование высказывания писателя об архитектуре города. Индивидуальная форма работы. Самооценивание

Регулятивные,ком-

муникативные;

рефлексия









Познавательные: структурирование знаний







Регулятивные; рефлексия


Открытие нового знания

Роман «Преступление и наказа-ние» называют «петербургским романом», почему? Обратимся к содержанию электронного ресурса. Изучите самостоятельно предлагаемые материалы и дайте ответ на вопрос.

www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Воспринимают информацию в текстовой и аудиовизуальной форме, осмысливают полученную информацию.


Познавательные: структурирование знаний

Контроль усвоения материала

Составьте диаманту  по теме «Петербург».Справка:Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Составляют диаманту. Пример:

Петербург грязный, серый

Угнетает, ожесточает, давит

Величественный город, душащий городишко

Омертвляет, разочаровывает, губит

Мрачный, жестокий

Убийца.

Регулятивные;

рефлексия


Подведение итогов урока

«Пятиминутное эссе» (написать, что узнали по данной теме, и задать вопрос, на который так и не получили ответа).

Пишут эссе

Регулятивные;

рефлексия

Формули-ровка домашнего задания

Предлагает заполнить третью графу таблицы(хочу узнать), после чего определить самим , какое д/з будет на дом.

Заполняют третьею графу таблицы, начиная со слов «Почему…?», «В связи с чем…?» и т.д.

Дома ответить на свои же вопросы

Регулятивные;

рефлексия

Рефлексия

Предлагает заполнить карточки по рефлексии ,подвести итоги своей учебной деятельности

Оценка и самооценка деятельности студентов на уроке. Заполнение карточек

Выводы.

Регулятивные;

рефлексия


Критерии оценивания практического задания

Количество баллов

Содержательная составляющая:

11 баллов

Продемонстрировать владение методикой составления технологической карты урока

2 балла

Продемонстрировать методику развития речевых навыков учащихся посредством использования ЭОР

2 балл

Продемонстрировать методику литературного, эстетического воспитания школьников посредством ЭОР

3 балла

ссылок на интернет сайты, презентаций, видеороликов и т.д.

2 балла

Техническая составляющая:

1 балл

Документ Word, оформленный в соответствии со стандартами

1 балл