СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по ФГОС в 5 классе. Урок «открытия» нового знания «Русские басни. Жанр басни.».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта может быть использована как опорный план-конспект на уроке литературы в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по ФГОС в 5 классе. Урок «открытия» нового знания «Русские басни. Жанр басни.».»

Технологическая карта урока литературы по ФГОС .

Тема занятия: «Русские басни. Жанр басни.» Класс: 5. Тип занятия: урок «открытия»нового знания.

Технологическая карта изучения темы.

Тема

Русские басни. Жанр басни.

Цели

Образовательные:

расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы,
кратко познакомить с биографией И.А.Крылова. Развивающие: развить навыки выразительного чтения. Воспитательные: воспитывать чувство эстетического восприятия художественной классической литературы.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов,самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен.

Метапредметные:

Коммуникативные:

строит небольшие монологические высказывания,осуществляет совместную деятельность в рабочей группе.

Регулятивные:

принимает и сохраняет учебную задачу,действует по плану.

Воспитательные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности,осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Основные понятия

Басня,мораль,олицетворение,аллегория.

Образовательные ресурсы

Учебник,сборник басен И.А.Крылова.

Организация пространства

Учебный кабинет,рабочее место,учебник,тетрадь,письменные принадлежности.

Фронтальная работа

Изучение новой темы,прослушивание произведений,биографии баснописца Крылова.

Индивидуальная работа

Записывание тематических понятий в тетрадь,ответ на вопрос учителя. Выразительное чтение.



Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя.

Содержание.

1.Организационный момент.

Готовность к уроку,приветствие учителя.

Приветственное слово. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

-Здравствуйте,садитесь.

Записывание на доске даты,темы урока.

2.Работа по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Вступительное слово. - Сегодня на уроке мы будем говорить о баснях.

    Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи. Чем сказки о животных отличаются от других сказок?

- А кто на самом деле подразумевается под животными?
- Сказки бывают: волшебные,бытовые,о животных.

В сказках о животных главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки. На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки.

3.Формулирование темы.

Записывают в тетрадь определения басни,морали.(Предполагаемые ответы учеников: - В басне, как и в сказках о животных, главные лица – животные.

- Басня пишется в рифму( как стихотворение) и имеет мораль , которая раскрывает её основную мысль.

- Это стихотворение похоже на басню тем, что в нём тоже высмеиваются пороки людей и есть мораль.)

Слово учителя о басне.

-Сегодня на уроке мы начнём изучать короткие рассказы, часто стихотворные, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. В этих рассказах есть короткая мораль, которая раскрывает основную мысль рассказа,то есть на уроке мы будем говорить о баснях.

- Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи.
- Запишем в тетрадь, что такое басня.

«Басня-это короткий рассказ,чаще всего в стихах,главным образом сатирического характера,состоит из вступления,описания,событий и морали.»


4.Знакомство с новым материалом.

Слушают учителя,знакомятся с новым материалом, читают параграф учебника, знакомятся с биографией Крылова. Формулируют ответы на вопросы учителя, высказывают собственное мнение и аргументируют его.

Рассказ учителя по теме урока,сообщение сведений по биографии Крылова.

Жанр,о котором мы будем сегодня говорить,появился более 20 веков назад. Басня широко представлена в литературе разных народов мира. Так,в древней Греции басенным творчеством занимались талантливые писатели Гесиод и Эзоп,много позже во Франции появится острослов Лафонтен,которого за смелые и «колкие» произведения будут преследовать французские власти. В России в жанре басни писали Ломоносов, Сумароков, Майков, Дмитриев,Крылов и другие...

Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец ,через службу получивший дворянство,рано ушел из жизни. Учиться маленькому Ванюше пришлось самостоятельно. Позднее он с благодарностью вспоминал отца,который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь -именно она,из-за нехватки средств, составила сама план его образования и чем могла поддерживала его. С 8 лет Крылов работал переписчиком:нужно было содержать мать и брата.

Став взрослым,Крылов пробует писать в жанре трагедии,но признания не получает,зато комедии,выпуск журнала и первые басни принесли успех молодому поэту,слава его начала расти. При жизни писатель добился большой известности. В возрасте 75 лет Крылов скончался от паралича легких,что явилось следствием пневмонии.

5.Физ.минутка.

Выполняют несколько физических упражнений на снятие мышечного напряжения.

Предлагает небольшую физзарядку для снятия напряжения.

6.Практическая работа.

Учащиеся оформляют работу в тетради.

Чтение басен из сборника произведений Крылова. Диктовка некоторых дат биографии баснописца Крылова.

7.Домашнее задание.

Записывают задание в дневник.

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрации к басням, прочитать биографию Крылова по учебнику.


8.Рефлексия.

Осуществляет ся самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.



Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.



-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать басню от других жанров

Я еще плохо отличаю басню от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!