СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы с профессиональной направленностью "Илья Ильич Обломов как вневременной тип и одна из граней национального характера"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы разработана для специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств.

Цель: показать образ жизни Обломова, его черты характера, условия, их сформировавшие; проанализировать образы Ильинской и Штольца, осмыслить их связь с основной идеей романа; совершенствовать навыки идейно-художественного анализа текста, умение характеризовать героя, сопоставлять героев; развивать монологическую речь обучающихся, умение вести дискуссию, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы с профессиональной направленностью "Илья Ильич Обломов как вневременной тип и одна из граней национального характера"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина

Литература

Специальность / профессия

11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств


Тема занятия

Илья Ильич Обломов как вневременной тип и одна из граней национального характера

Содержание темы

И.А. Гончаров роман «Обломов». Образ Обломова: детство, юность, зрелость. Понятие «обломовщины» в романе И.А Гончарова, «обломовщина» как имя нарицательное. Образ Обломова в театре и кино, в современной массовой культуре, черты Обломова в каждом из нас

Тип занятия

комбинированное

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, творческая работа

Цель: показать образ жизни Обломова, его черты характера, условия, их сформировавшие; проанализировать образы Ильинской и Штольца, осмыслить их связь с основной идеей романа; совершенствовать навыки идейно-художественного анализа текста, умение характеризовать героя, сопоставлять героев; развивать монологическую речь обучающихся, умение вести дискуссию, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности

Приветствие обучающихся.

актуализация мотивов учебной деятельности

Обучающиеся приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к образовательной деятельности

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно

к различным контекстам

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

наблюдение

Актуализация содержания, необходимого для выполнения заданий, подготовка к изучению нового материала

Кратко излагает факты биографии И.А. Гончарова, творческую историю романа «Обломов»

Обучающиеся делают запись темы в тетради, слушают мини-лекцию.

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения


Устный контроль


2. Основной этап занятия


Мотивация учебной деятельности

Формулирует проблемный вопрос:


«Я старался показать в романе, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель»- писал Гончаров. Достиг ли он своей цели?

Обучающиеся формулируют цель урока и способы ее достижения

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста


Формирование новых знаний и способов деятельности

Дает новый материал и ведет аналитическую беседу:

1. Проанализируйте начало романа «Обломов» Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова?


Проанализируйте «Сон Обломова» (ч.1 гл.9).

Какое слово более точно называет состояние Обломова – лень или покой? Приведите примеры из текста.



Что связывает Обломова и Штольца, каковы их взаимоотношения?

Сравните этих героев – что в них общего, чем они отличаются?


Сравните образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Как складывались отношения Обломова с этими героинями?

Почему герой женится на Агафье?

Аналитическая работа в группах. Работа с текстом романа. Обучающиеся анализируют роман, отвечают на вопросы.





Анализируют эпизод, отвечают на вопросы, аргументируют ответы, приводят цитаты из текста, делают выводы.





Составляют сравнительную характеристику Обломова и Штольца в форме таблицы. Заполняют таблицу в тетради



Составляют сравнительную характеристику Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной отвечают на вопросы, аргументируют ответы, приводят цитаты из текста, делают выводы.

Заполняют таблицу в тетради.

Читают и анализируют диалоги Ольги и Обломова.

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Наблюдение Анализ устных ответов

Наблюдение за заполнением таблицы.

Анализ письменного задания

Систематизация новых знаний и умений

Ведет обобщающую беседу.


Какие художественные средства Гончаров использует при обрисовке своих героев?


Как Гончаров относится к своим героям?

Как относится автор к Обломову – с сочувствием или иронией?


Какая главная жизненная ценность у Ильи Обломова? Поддерживаете ли вы его точку зрения?

Обучающиеся рассуждают, отвечают на вопросы


Обучающиеся обобщают услышанное, сопоставляют героев, заполняют таблицу в тетради


ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Наблюдение. Анализ устных ответов.


Закрепление (первичное) изученного материала, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организует творческую работу.

Написать эссе на одну из тем:

1) Кто необходим будущей России – Штольц или Обломов?

2) Следует ли перевоспитывать Обломова и Штольца?

3) Испытание любовью Ильи Обломова.



Выполняют творческую работу в тетради.

По желанию – зачитывают несколько работ.

.



ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Наблюдение Анализ устных ответов и письменного задания (эссе)


3. Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы

Беседа

Преподаватель предлагает порассуждать над проблемным вопросом, формулированным в начале занятия:

«Я старался показать в романе, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель»- писал Гончаров. Достиг ли он своей цели?


Рефлексия. Сегодня на уроке мне удалось…


Выставление оценок с комментированием каждой

Обучающиеся высказывают свое мнение, рассуждают. Студенты самостоятельно делают выводы по изученному на уроке, отвечают на вопросы аргументированно, свободно высказывают свое мнение, рефлексируют.

Обсуждение выставленных оценок







ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Наблюдение Анализ устных ответов

4. Задания для самостоятельного выполнения

Преподаватель предлагает задание для

самостоятельного выполнения: подготовиться к практической работе (сочинению «Что от Обломова есть во мне?») – подобрать цитатный материал, продумать структуру сочинения.

Обучающиеся знакомятся с методическими рекомендациями. Выполняют задание

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Анализ письменного задания