СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 10 классе "Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 10 классе "Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»





Любовь в романе И.С. Тургенева

«Отцы и дети»


технологическая карта урока литературы в 10 классе


подготовила учитель

русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Исенова Мадина Двыскалиевна






Оленегорск, 2022

Пояснительная записка к уроку:

УМК: И.Н.Сухих, Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч. 1— М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Предметная область: литература

Класс: 10

Тема урока: Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тип урока: урок изучения нового материала

Место урока в ТП: по теме «И.С.Тургенев. Творчество писателя» -8 часов (5 урок).

Цель урока: рассмотреть различные проявления любви на примере героев романа

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;

  1. развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;

  1. воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:


1. совершенствовать умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

2. совершенствовать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. показать сюжетные линии, связанные с темой любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», углубить идейно эмоциональное восприятие художественного произведения, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев;

2. анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами.


Оборудование урока (текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», компьютер, экран, проектор, презентация к уроку).

Технологии урока: элементы технологии «деятельностного метода», проблемного обучения, технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, приёмы развития функциональной грамотности «Мудрые совы», «Мировое кафе».


Способ организации деятельности учащихся на уроке: исследование, дискуссия.


Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Формы контроля на уроке: самоконтроль, обучающий контроль.










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

этапа п п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД


1.

Организационный.



Эмоциональный настрой.

Мотивация.


Подготовиться к уроку




Р: учиться основам саморегуляции эмоциональных состояний


2.

Определение темы урока.


-Я хочу вам прочитать одно письмо:

«…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…,а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам».

-Кто автор этого письма? Кому оно могло быть адресовано?



-Догадались, какова тема урока?

-Да, вы правы. Мы несколько уроков изучаем роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и сегодня поговорим о любви. Эпиграфом к уроку станут слова самого писателя: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд).














Размышляют об авторстве письма , адресате, логически соотнося с материалом предыдущих уроков.

-Письмо И. Тургенева Полине Виардо (слайд).


- Любовь в романе «Отцы и дети».

Позн.: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.


3.

Актуализация опорных знаний.






Самооценка.

- Проведем небольшую разминку. Перед вами вопросы по содержанию романа. Ваша задача-определить правильный вариант из предложенных. (Слайды)


-А сейчас каждый из вас оценит свои знания по предложенным критериям в листе самооценки за это задание.

Ученики отвечают на поставленные вопросы.






Самооценка.

Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.


Р: уметь оценивать выполнение учебной задачи; владеть приемами самооценки.

Целеполагание

- Ребята, а что для вас любовь?

(Показать слайд со словами-ассоциациями).

- Какие цели Вы поставите для себя на этом уроке по данной теме?




-Давайте вернёмся к роману. Какие виды любовных отношений между мужчиной и женщиной показывает нам Тургенев? (опора на предыдущий слайд).


-Я с вами согласна. Докажем эти формулы любви на примерах из произведения. Попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь – это благо.

Ответы учеников.


- Узнать какие виды любви мы наблюдаем в произведении между парами?


Ученики называют пары и соотносят с опорным словом.





Слайд:

Любовь=испытание?

Любовь=наваждение?

Любовь=уважение?

Любовь=дружба?

Р: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; устанавливать целевые приоритеты.

Позн: осознавать познавательную задачу, уметь сформулировать проблему, аргументировать её актуальность; давать определение понятиям.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками.

Изучение нового материала.

прием «Мудрые совы».







Самооценка.




Физминутка




Приём «Worldcafe» («Мировое кафе»),
















Самооценка.

-Для решения этих проблем я предлагаю поработать в группах. Чтобы было вам удобнее, я выбираю экспертов для каждой группы (имена ребят). Предлагаю в ходе обсуждения отношений между героями, имена которых написаны на карточках (показать), выбрать и доказать одну из формул (слайд с формулами). Время- 3 минуты.



-Я прошу каждого из вас оценить свой вклад в обсуждение вопроса в группе в листе самооценки. Спасибо!

-Встали все! Небольшая зарядка для глаз.


- Я прошу экспертов остаться на местах. А группы ребят переходят за соседние столики. Эксперты должны познакомить пришедших к ним ребят с точкой зрения команды. Задача ребят- опровергнуть или дополнить суждение эксперта. Время 2 минуты.


- Время закончено. Эксперты остаются на своих местах, остальные ребята переходят за другие столики. И вновь эксперты доказывают, а ребята дополняют или вносят исправления в слова эксперта. Время 2 минуты.

- Закончили. Я попрошу команды вернуться на свои места. Эксперты, расскажите ребятам о том, какую помощь вам оказали ваши одноклассники. Время 1 минута.


- Оцените свой вклад в обсуждении вопроса в других командах. (листы самооценки)

Групповая работа. Ученики характеризуют отношения предложенной пары.







Самооценка.



Следят за движущимся предметом.



Переход членов группы за соседние столики. Работа в новой группе.






Переход учеников в новые группы.





Ученики возвращаются за свои столики.

Эксперты знакомят членов группы с полученной от других ребят информацией.

Р: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; владеть приемами самооценки.

Позн.: организовать поисковое чтение и показать умение структурировать текст; проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

К: формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Л: проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной учебно-исследовательской, творческой деятельности; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.


6.



















Закрепление.

Организация обратной связи





















Взаимооценка

-А сейчас вернемся к проблемам (вернуть слайд с формулами). Любовь-это испытание? Пара каких героев нам доказывает это?

-Как вы думаете, существуют ли подобные отношения в современном мире? Счастлив ли человек от такой любви?

- Переходим к следующей формуле «Любовь=наваждение?» Чья пара подтверждает это?

-Какие вопросы вы можете задать этой группе?

- «Любовь=уважение?» …

-«Любовь=дружба?» …

-Уважаемые эксперты! Кто из одноклассников вам больше всего помог?

-Молодцы, ребята!

Выступление эксперта 1 группы.


Остальные ученики слушают, дополняют и готовят вопросы.

















Задают вопросы.




Эксперты и группа отвечают на вопросы одноклассников и учителя.


Эксперты оценивают работу одноклассников, совместно с учителем комментируют и выставляют отметки.

К: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра; формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога.

Л: проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами взаимооценки.

7.

Подведение итогов урока. Актуальность романа.












Самооценка

-Роман был написан в 19в. Как вы думаете, если бы Тургенев писал роман в наши дни, какие герои могли бы исчезнуть? (все бы остались)

- Вот поэтому роман изучается и в наше время, а тему любви мы рассматриваем сегодня на уроке. В рассмотренных историях любви подчёркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями, ведь, по словам Тургенева, «только ею, только любовью держится и движется жизнь».

-Оцените свою работу сегодня на уроке.


Выдвигают свои предположения. Приходят к мнению, что все рассмотренные виды любви существуют во все времена.

Каждый лик любви достоин внимания и уважения, т.к. проявление настоящей любви прекрасно.

По мнению автора, любовь – это всегда благо, но особенно – если она взаимная.








Самооценка.


Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Позн: формулировать собственное отношение к произведениям литературы, давать им оценку.


Л:формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

8.

Рефлексия.

-Предлагаю вам выбрать слово, которое ближе вам для определения понятия любви. Карточки у вас на столах.

(Раскрываю створки доски) – В ходе нашего обсуждения у нас выросло Дерево Любви. Добавим свои слова-ассоциации.


-Я хочу вам пожелать настоящей взаимной любви. Благодарю вас за урок!


Выбирают.




Ученики прикрепляют к дереву выбранные карточки.

Р: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

Л: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать уважение к личности, доброжелательное отношения к окружающим.

9.

Домашнее задание на слайде.

РЭШ Урок 14 Практические задания.

записывают домашнее задание,








Приложение 1.


Лист самооценки ____________________________________________

____________________________________(фамилия, имя)

1 этап Ответы на вопросы теста.

8б - 5

6-7 б – 4

4-5 б – 3

1-3 б - 2

Самооценка

2 этап

- Участвовал(а) ли я в обсуждении вопросов в своей группе?


5 бал.- работал хорошо;

4 бал. - скорее, хорошо;

3 бал. - скорее, плохо;

2 бал. - плохо, не умею.


3 этап

- Участвовал(а) ли я в обсуждении вопросов в других группах?


5 бал.- работал хорошо;

4 бал. - скорее, хорошо;

3 бал. - скорее, плохо;

2 бал. - плохо, не умею.


ИТОГО (Моя оценка за урок)

Я доволен своей работой.

Я мог бы лучше работать.

Мне было трудно (укажите причину).










Приложение 2.

Карточка для работы в группах

1 группа:

Базаров – Одинцова.

Вопросы для обсуждения:

1.Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

2. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевны Одинцовой?

3. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

4. Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

5. Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?



2 группа:

Павел Петрович – княгиня Р.

Вопросы для обсуждения

1. Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р.?

2. Как сложилась их любовные отношения?

3. Что подарил Павел Петрович княгине Р. и что символизировал этот подарок?

4. Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.

5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.



3 группа:

Николай Петрович – Фенечка.

Вопросы для обсуждения

1. Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? (гл.8)

2. Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл.5)

3. Есть ли разница в отношении Николая Петровича к первой жене и к Фенечке? (гл.1, конец 8 гл.)

4. Сравните эти отношения с отношениями Базаровой – Одинцовой.

5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.



4 группа:

Аркадий – Катя.

1. «Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные». Что этим хотела сказать Катя?

2. Охарактеризуйте этих молодых людей.

3. Катя и Анна Одинцовы. Общее и различия?

4. Почему у этой любви есть будущее?

5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.