Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Любовь в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети»
технологическая карта урока литературы в 10 классе
подготовила учитель
русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Исенова Мадина Двыскалиевна
Оленегорск, 2022
Пояснительная записка к уроку:
УМК: И.Н.Сухих, Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч. 1— М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Предметная область: литература
Класс: 10
Тема урока: Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тип урока: урок изучения нового материала
Место урока в ТП: по теме «И.С.Тургенев. Творчество писателя» -8 часов (5 урок).
Цель урока: рассмотреть различные проявления любви на примере героев романа
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;
развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;
воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. совершенствовать умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
2. совершенствовать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. показать сюжетные линии, связанные с темой любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», углубить идейно эмоциональное восприятие художественного произведения, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев;
2. анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами.
Оборудование урока (текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», компьютер, экран, проектор, презентация к уроку).
Технологии урока: элементы технологии «деятельностного метода», проблемного обучения, технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, приёмы развития функциональной грамотности «Мудрые совы», «Мировое кафе».
Способ организации деятельности учащихся на уроке: исследование, дискуссия.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы контроля на уроке: самоконтроль, обучающий контроль.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ этапа п п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный. | Эмоциональный настрой. Мотивация. | Подготовиться к уроку | Р: учиться основам саморегуляции эмоциональных состояний |
2. | Определение темы урока. | -Я хочу вам прочитать одно письмо: «…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…,а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам». -Кто автор этого письма? Кому оно могло быть адресовано? -Догадались, какова тема урока? -Да, вы правы. Мы несколько уроков изучаем роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и сегодня поговорим о любви. Эпиграфом к уроку станут слова самого писателя: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд). | Размышляют об авторстве письма , адресате, логически соотнося с материалом предыдущих уроков. -Письмо И. Тургенева Полине Виардо (слайд). - Любовь в романе «Отцы и дети». | Позн.: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
3. | Актуализация опорных знаний. Самооценка. | - Проведем небольшую разминку. Перед вами вопросы по содержанию романа. Ваша задача-определить правильный вариант из предложенных. (Слайды) -А сейчас каждый из вас оценит свои знания по предложенным критериям в листе самооценки за это задание. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Самооценка. | Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Р: уметь оценивать выполнение учебной задачи; владеть приемами самооценки. |
| Целеполагание | - Ребята, а что для вас любовь? (Показать слайд со словами-ассоциациями). - Какие цели Вы поставите для себя на этом уроке по данной теме? -Давайте вернёмся к роману. Какие виды любовных отношений между мужчиной и женщиной показывает нам Тургенев? (опора на предыдущий слайд). -Я с вами согласна. Докажем эти формулы любви на примерах из произведения. Попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь – это благо. | Ответы учеников. - Узнать какие виды любви мы наблюдаем в произведении между парами? Ученики называют пары и соотносят с опорным словом. Слайд: Любовь=испытание? Любовь=наваждение? Любовь=уважение? Любовь=дружба? | Р: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; устанавливать целевые приоритеты. Позн: осознавать познавательную задачу, уметь сформулировать проблему, аргументировать её актуальность; давать определение понятиям. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. |
| Изучение нового материала. прием «Мудрые совы». Самооценка. Физминутка Приём «Worldcafe» («Мировое кафе»), Самооценка. | -Для решения этих проблем я предлагаю поработать в группах. Чтобы было вам удобнее, я выбираю экспертов для каждой группы (имена ребят). Предлагаю в ходе обсуждения отношений между героями, имена которых написаны на карточках (показать), выбрать и доказать одну из формул (слайд с формулами). Время- 3 минуты. -Я прошу каждого из вас оценить свой вклад в обсуждение вопроса в группе в листе самооценки. Спасибо! -Встали все! Небольшая зарядка для глаз. - Я прошу экспертов остаться на местах. А группы ребят переходят за соседние столики. Эксперты должны познакомить пришедших к ним ребят с точкой зрения команды. Задача ребят- опровергнуть или дополнить суждение эксперта. Время 2 минуты. - Время закончено. Эксперты остаются на своих местах, остальные ребята переходят за другие столики. И вновь эксперты доказывают, а ребята дополняют или вносят исправления в слова эксперта. Время 2 минуты. - Закончили. Я попрошу команды вернуться на свои места. Эксперты, расскажите ребятам о том, какую помощь вам оказали ваши одноклассники. Время 1 минута. - Оцените свой вклад в обсуждении вопроса в других командах. (листы самооценки) | Групповая работа. Ученики характеризуют отношения предложенной пары. Самооценка. Следят за движущимся предметом. Переход членов группы за соседние столики. Работа в новой группе. Переход учеников в новые группы. Ученики возвращаются за свои столики. Эксперты знакомят членов группы с полученной от других ребят информацией. | Р: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; владеть приемами самооценки. Позн.: организовать поисковое чтение и показать умение структурировать текст; проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. К: формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Л: проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной учебно-исследовательской, творческой деятельности; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. |
6. | Закрепление. Организация обратной связи Взаимооценка | -А сейчас вернемся к проблемам (вернуть слайд с формулами). Любовь-это испытание? Пара каких героев нам доказывает это? -Как вы думаете, существуют ли подобные отношения в современном мире? Счастлив ли человек от такой любви? - Переходим к следующей формуле «Любовь=наваждение?» Чья пара подтверждает это? -Какие вопросы вы можете задать этой группе? - «Любовь=уважение?» … -«Любовь=дружба?» … -Уважаемые эксперты! Кто из одноклассников вам больше всего помог? -Молодцы, ребята! | Выступление эксперта 1 группы. Остальные ученики слушают, дополняют и готовят вопросы. Задают вопросы. Эксперты и группа отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Эксперты оценивают работу одноклассников, совместно с учителем комментируют и выставляют отметки. | К: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра; формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога. Л: проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами взаимооценки. |
7. | Подведение итогов урока. Актуальность романа. Самооценка | -Роман был написан в 19в. Как вы думаете, если бы Тургенев писал роман в наши дни, какие герои могли бы исчезнуть? (все бы остались) - Вот поэтому роман изучается и в наше время, а тему любви мы рассматриваем сегодня на уроке. В рассмотренных историях любви подчёркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями, ведь, по словам Тургенева, «только ею, только любовью держится и движется жизнь». -Оцените свою работу сегодня на уроке. | Выдвигают свои предположения. Приходят к мнению, что все рассмотренные виды любви существуют во все времена. Каждый лик любви достоин внимания и уважения, т.к. проявление настоящей любви прекрасно. По мнению автора, любовь – это всегда благо, но особенно – если она взаимная. Самооценка. | Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Позн: формулировать собственное отношение к произведениям литературы, давать им оценку. Л:формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками |
8. | Рефлексия. | -Предлагаю вам выбрать слово, которое ближе вам для определения понятия любви. Карточки у вас на столах. (Раскрываю створки доски) – В ходе нашего обсуждения у нас выросло Дерево Любви. Добавим свои слова-ассоциации. -Я хочу вам пожелать настоящей взаимной любви. Благодарю вас за урок! | Выбирают. Ученики прикрепляют к дереву выбранные карточки. | Р: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной задачей. Л: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать уважение к личности, доброжелательное отношения к окружающим. |
9. | Домашнее задание на слайде. | РЭШ Урок 14 Практические задания. | записывают домашнее задание, | |
Приложение 1.
Лист самооценки ____________________________________________
____________________________________(фамилия, имя)
1 этап Ответы на вопросы теста. | 8б - 5 6-7 б – 4 4-5 б – 3 1-3 б - 2 | Самооценка |
2 этап - Участвовал(а) ли я в обсуждении вопросов в своей группе? | 5 бал.- работал хорошо; 4 бал. - скорее, хорошо; 3 бал. - скорее, плохо; 2 бал. - плохо, не умею. | |
3 этап - Участвовал(а) ли я в обсуждении вопросов в других группах? | 5 бал.- работал хорошо; 4 бал. - скорее, хорошо; 3 бал. - скорее, плохо; 2 бал. - плохо, не умею. | |
ИТОГО (Моя оценка за урок) | Я доволен своей работой. Я мог бы лучше работать. Мне было трудно (укажите причину). | |
Приложение 2.
Карточка для работы в группах
1 группа:
Базаров – Одинцова.
Вопросы для обсуждения:
1.Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.
2. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевны Одинцовой?
3. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
4. Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?
5. Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?
2 группа:
Павел Петрович – княгиня Р.
Вопросы для обсуждения
1. Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р.?
2. Как сложилась их любовные отношения?
3. Что подарил Павел Петрович княгине Р. и что символизировал этот подарок?
4. Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
3 группа:
Николай Петрович – Фенечка.
Вопросы для обсуждения
1. Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? (гл.8)
2. Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл.5)
3. Есть ли разница в отношении Николая Петровича к первой жене и к Фенечке? (гл.1, конец 8 гл.)
4. Сравните эти отношения с отношениями Базаровой – Одинцовой.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
4 группа:
Аркадий – Катя.
1. «Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные». Что этим хотела сказать Катя?
2. Охарактеризуйте этих молодых людей.
3. Катя и Анна Одинцовы. Общее и различия?
4. Почему у этой любви есть будущее?
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.