Этапы урока и деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Цель этапа:выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Приветствует учащихся, организует необычное начало урока: эмоциональный вход в урок. | Приветствие учителя. Звучит аудиофрагмент «Ой ты, наш батюшка тихий Дон!» |
II. Этап актуализации и фиксирования затруднения в пробном учебном действия Цель этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие. Организуют мыслительную деятельность обучающихся, организует работу по определению цели и задач урока. Учитель: - Что прозвучало? - Вы с ней уже встречались? - Ребята, каким настроением пронизана песня? Какова тональность? - Случайно ли сейчас прозвучала эта песня? - В «Тихом Доне» встречается 34 текста песен. В старинной казачьей песне, взятой автором эпиграфом к роману, предваряется рассказ о противоестественной, братоубийственной войне, о гибели казачьих родов, о трагедии народа, | - Старинная казачья песня. - Она служит эпиграфом к третьей книге романа М. Шолохова «Тихий Дон». - Звучит сила, тревога, какой-то богатырский размах. Неспокойно становится на душе от этой песни. - Нет, не случайно. Очевидно, что сегодня мы будем говорить о казачестве. |
III. Этап локализации индивидуальных затруднений Цель:осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Организует работу по тестам. Учитель: - Итак, в центре нашего урока – казачество и произведение М. Шолохова «Тихий Дон». Приступая к изучению этого произведения, мы должны поставить цели к нашему сегодняшнему уроку. - Что же о романе мы можем и должны узнать сегодня? | Предположения обучающихся: Особенности жанра, историю создания, образную систему и т. д. |
IV. Этап разработки проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения проверки знаний. Цель: выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Учитель: - Посмотрите на тему урока. Это высказывание А. Н. Толстого. Прочитайте его, какие особенности романа отмечает писатель? - Роман не просто большой. Он очень большой. Чтобы охватить на уроке как можно больше материала, какая форма работы может нам помочь? - Итак, мы сегодня работаем в трёх группах: 1) «Литературоведы», 2) «Географы и этнографы», 3) «Историки». Кроме того у каждого из вас на столах лежит таблица, которую вы должны запомнить материалом, который будет рассмотрен на уроке. | Вариант ответа: - "… «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное» (А. Н. Толстой) А. Н. Толстой подчёркивает необычность языка, национальность и народность романа. - Работа в группах. Таблица «Приложение № 2» |
V. Этап реализации выбранного плана по разрешению затруднения. Цель: поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации. Организует выступления обучающихся. Учитель: - Движение к определению особенностей жанра произведения мы начнём издалека. Давайте посмотрим, его географию. Итак, где же разворачиваются события романа? - О каких исторических событиях идёт речь? С какими реальными историческими лицами мы встречаемся? - Пришло время выслушать группу «Этнографов». В центре романа – казаки. Что же это за народ? | Выступление «Географов»: - (краткое содержание выступления) Прототип местности, изображенной в «Тихом Доне», — вся Область Войска Донского, как называли ее до революции. А если уточнить, то не вся область, а Верхний Дон. А еще точнее — станицы Вёшенская, Каргинская и близлежащие хутора, то есть те места, где родился и вырос М. А. Шолохов и где случилосьВерхнедонское, иначе — Вёшенское восстание. На страницах романа мы видим Москву и Петроград, Новороссийск, подробно описан съезд казаков-фронтовиков в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) и т. д. Григорий Мелехов в течение всей мировой войны находился на фронте. Он воевал и в Восточной Пруссии. (Ребята показывают на карте места, описанные в романе, рассказывают о пути главного героя, останавливаются на краеведческом аспекте: упоминание Балашова, саратовской губернии) Выступление «Историков» группа 2: - (краткое содержание выступления) Действие романа разворачивается с 1912 по 1922 год. Первое подлинное историческое событие, о котором упоминается в романе, - начало Первой мировой войны. Подробно описывается знаменитая Галицийская битва, говорится о Брусиловском прорыве. Говорится о февральских и октябрьских событиях 1917 года, подробно описана политическая обстановка на Дону зимой - весной 1918 года. Изображение белоказачьего Вешенского мятежа занимает почти четверть текста "Тихого Дона". Мы видим восстание казаков Верхнего Дона против Советской власти весной 1919 года, говорится и о Гражданской войне. Выступление «Историков» группа 1: - (краткое содержание выступления) В романе 699 персонажей, среди них около 200 – это реальные действующие лица. Среди них есть подлинные исторические деятели – генералы Л. Корнилов, А. Каледин, П. Краснов (глава Донского правительства во время восстания 1919 г.), большевики – казаки Федор Подтелков и Михаил Кривошлыков и т. д. Исторические лица менее высокого ранга входят в систему персонажей «на равных» с вымышленными. (Обучающиеся дают краткую справку о некоторых исторических лицах, показывают фотографии). Выступление «Этнографов» 1: - (краткое содержание выступления) - Донские казаки. Как ни странно, но известна даже точная дата рождения донского казачества. Ею стало 3 января 1570 года. Иван Грозный, разгромив татарские ханства, по сути, предоставил казакам все возможности обживать новые территории, селиться и пускать корни. Казаки гордились вольностью, хотя и приносили присягу на верность тому или иному царю. Цари же в свою очередь не торопились закабалять эту лихую ватагу окончательно. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Учитель: - Ну а теперь ближе к тексту. - Посмотрите видеофрагмент. ( Приложение 4:Видеофрагмент из кинофильма «Тихий Дон» «Сватовство»). - Опираясь на просмотренный видеоролик, определите, о чём мы будем дальше вести разговор. - Вы уже прочитали первые главы этого произведения. Много ли здесь говорится об укладе жизни казачьей семьи? - Харлампий Васильевич Ермаков (1891—1927 гг.) - прототип Григория Мелехова. Его предки - бабка-турчанка, четыре Георгиевских креста за храбрость, служба в Красной гвардии, участие в восстании, затем сдача красным в плен и поход на Польский фронт. Даже внешне Харлампий Ермаков и Григорий Мелехов схожи: чернявые, горбоносые. Первое дело в отношении Ермакова раскрутили, припомнив ему то, что, как и Мелехов на страницах «Тихого Дона», он в 1919-м выступал на стороне мятежных казаков и даже возглавлял 1-ю Повстанческую дивизию. Правда, как он сам утверждал на допросах, «всего несколько месяцев». К повстанцам он примкнул, разругавшись с красным командиром Подтелковым из-за того, что отказался расстреливать пленных. История мечущегося Гришки Мелехова напоминает судьбу Харлампия. В рядах Добровольческой армии он так же отступал до Новороссийска, но отказался от эмиграции. Вновь поступил на службу - под знамена Первой конной Семена Буденного. Тот, кстати, отмечал его как отчаянного рубаку, смелого командира. Он воевал с Врангелем, потом с белополяками. В конце концов Ермаков вернулся на родной хутор Базки. Дважды арестовывали. 17 июня его расстреляли по личному распоряжению Ягоды. | - О традициях казаков. - Мы видим, что семейный уклад казачьей семьи, организацию труда, обряды сватовства, свадьбы и т. д. Выступление группы «Этнографов» 2 с описанием традиций казачьей семьи, показанных на страницах «Тихого Дона». |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: закрепление пробного учебного действия по новой теме. - Но вот мы и познакомились с фоном, на котором разворачиваются действия произведения. Переходим к анализу самого произведения и даём слово «Литературоведам». Во время их выступления заполните таблицы, предложенные вам в начале урока. - Как вы понимаете смысл названия? - Как вы думаете, долго ли работал М. Шолохов над этим произведением? - А всегда ли в мировой литературе авторство чётко установлено? Не возникает ли вопросов о его достоверности? | Ребята дают ответы, потом сопоставляют их с материалом выступления подготовившегося по этой теме ученика. Выступление 1. «Смысл названия. История создания». Ребята дают ответы, потом сопоставляют их с материалом выступления подготовившегося по этой теме ученика. Выступление 2. «Проблема авторства». |
VIII. Этап включения в систему знаний. Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. Учитель: - Мы уже много услышали о романе. Каковы ваши предположения о его жанре? - Необычен и язык этого произведения. Давайте обратимся к описанию пейзажа. Какова его роль? Какие образные средства выразительности вы здесь увидели? | Ребята дают ответы, потом сопоставляют их с материалом выступления подготовившегося по этой теме ученика. Выступление 3. «Жанр романа». (Обязательно сопоставление с романом Л. Н. Толстого «Война и мир»). Выступление 4. «Пейзаж в романе-эпопее». Сообщение о языке пейзажных зарисовок. Природа у Шолохова – это отражение состояния души человека. Мятущаяся, кричащая, красивая и светлая, она показывает, как меняется человек. Пейзаж в романе «Тихий Дон» соотносится с бурной рекой человеческих судеб. Классик подбирает эпитеты и описания природы, чтобы облегчить восприятие читателем тяжелых судеб людей, попавших в водоворот сложных событий. Роль пейзажа в романе сложна. Природа дополняет, объясняет, расширяет пространство книги. Картины природы в романе "Тихий Дон" точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. Выразительное чтение описания пейзажа. Обучающиеся работают с карточками (Приложение 3): находят образные средства выразительности. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной. - Обратимся ещё раз к теме урока: "… «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное». Эти и другие достоинства романа заметил не только А. Н. Толстой. 10 декабря 1965 года в Стокгольме была вручена Нобелевская премия по литературе Шолохову М. А. «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Мысль о Шолохове как самом достойном кандидате на Нобелевскую премию впервые прозвучала в зарубежной прессе, в частности в шведских газетах, в 1935 году, когда “Тихий Дон” ещё не был завершён, но его автор уже слыл “всемирно известным”, “мировым писателем”, а роман — “советской “Войной и миром””. В 1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов. Именно этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. - Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока? | Обучающиеся делают выводы. Зачитывается образец заполненной таблицы. Подводится итог удовлетворительности/неудовлетворительности работы на уроке. |
Домашнее задание | Составить 1) генеалогическое древо семьи Мелеховых, 2) хронологическую таблицу, отражающую этапы жизненного пути главного героя романа. |