Тема:*Книга в жизни человека. | Тип:*урок открытия нового знания |
Цель:* совершенствование умения чтения, пересказа, целенаправленной работы с информацией, исследовательской деятельности. Содержательная цель: углубление представлений о ведущей проблеме изучения литературы в 5 классе – внимание к книге; формирование собственного запроса на становление себя как читателя, культурного человека; |
Планируемые результаты* |
Предметные: выразительно читать; находить и выделять необходимую информацию в учебнике; определять структурные элементы книги; участвовать в дискуссии; работать со словарем; участвовать в диагностических мероприятиях | Метапредметные: регулятивные: выбирать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; составлять первоначальный стратегический план собственных действий; коммуникативные: формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; участвовать в исследованиях. | Личностные: постоянно совершенствовать культуру речи; формировать личную мотивацию к обучению; осознать ответственность за собственные успехи и неудачи. |
Формы организации учебной деятельности:*фронтальная, групповая |
Методы, приемы организации учебной деятельности:*проблемный |
Межпредметные связи: история,русский язык, математика, география – работа с аппаратом учебника |
Ресурсы урока:* учебник,ч.1.с.3-6; рабочая тетрадь, ч.1.с.3-6; фонохрестоматия к учебнику |
Учебно-методический комплекс: по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. |
Опорные понятия, термины: Книга Кодекс Папирус Пергамент Свиток |
Ход урока* |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Мотивационно-целевой |
Создаёт эмоциональный настрой. Проверяет готовность к работе. Проверяет учащихся. Создает позитивный эмоциональный настрой для самостоятельной работы учащихся в процессе занятия (Прием "Удивительное рядом" - Памятник "Раскрытая книга"). Предлагает сформулировать цель урока, акцентирует внимание на значимости достижения позитивного результата. Актуализирует знания учащихся о роли книги в жизни человека, круге чтения самих учащихся. Спрашивает о том, что читали летом, какую книгу не только читали, но и любят перечитывать. Каких авторов дети знают и любят? Какие книги есть в домашней библиотеке? Мягко побуждает детей задавать вопросы о чтении друг другу. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Предлагают свои решения задания "Фантазер Предлагают варианты цели урока, обсуждают возможные результаты работы на занятии |
Проектировочный |
Проводит беседу о роли книги в жизни человека, о круге чтения самих учащихся. Организует работу с учебником на с.3 Проводит дискуссию о роли книги в жизни человека. Организует и направляет проблемную, исследовательскую и диагностическую работу. | Отвечают на вопросы учителя и товарищей,рассказывают о прочитанных книгах. Читают статью учебника «К читателям»,задают вопросы, формируют проблемную задачу урока. Выстраивают связные ответы, возражают, приводят факты из своего читательского опыта, опыта родителей, известных людей. Читают и анализируют предложенные учителем тексты, отвечают на вопросы, готовятся к выполнению домашней диагностической работы. |
Процессуальный |
Инициирует игру в «Читай-город» и «Нечитай-город», делит на группы, сампринимает участие на стороне одной из групп. Подводит к формулированию проблемного вопроса о роли книги в жизни человека и общества. Организует и направляет игру «Читай-город» и «Нечитай-город». Организует чтение учебного текста. Предлагает самостоятельно осуществлять просмотровое чтение учебника по теме урока. | Формулируют доказательства в пользу жителя Читай-города и Нечитай-города согласно выбранной теме и роли в игре. Формулируют проблемный вопрос, акцентируя внимание на ответственности каждого человека за собственное образование и просвещение. Участвуют в игре согласно выбранной роли, формулируют проблемный исследовательский вопрос урока. Читают с остановками статью учебника, задают вопросы, выбирают вопросы из учебника, подбирают тематические заголовки к фрагментам текста, возражают, дополняют, наблюдают за структурой текста; толкуют значения слов (работают со словарем), делятся собственным читательским опытом. Выбирают в учебнике заинтересовавшие их материалы, объясняют выбор, решают, как их можно использовать для итоговых доказательств важной роли книги в жизни человека и общества. |
Рефлексивно-оценочный |
Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Стимулирует стремление детей быть активными читателями, призывая их посещать школьные и городские библиотеки, читательские клубы, находить необходимую информацию в домашней библиотеке и в Интернете. Предлагает сочинить стихи о пользе книг. Мягко побуждает определять собственные проблемы, связанные с умением читать и понимать прочитанное. | Работают в группах и индивидуально с целью формулирования перспективного запроса самому себе как читателю. Рассказывают, в каких библиотеках они записаны, называют книги, имеющиеся дома, объясняют, как следует находить нужные книги в библиотеке. Называют части книги, навигацию учебной книги. Создают гимн книге и просвещению. Говорят о собственных проблемах в чтении, убеждаются в необходимости серьезной диагностики читательских навыков, в умении понимать прочитанное и участвовать в диалоге с автором. |
Дополнительный материал: пословицы и поговорки о пользе чтения; стихотворения о школе, образовании; высказывания великих людей о пользе чтения, влиянии книг на становление личности. |
Домашнее задание:*Рубрика «Совершенствуем свою речь» с.6 учебника, задания 1-4 на выбор. |
Дополнительное творческое домашнее задание: Подобрать пословицы о книге и учении, о сленге и разговорном языке; выполнить диагностическую работу (можно вместе с родителями). |