II. Актуализация знаний и их коррекция. | -Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, какие правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним. слайд 1 -Думаю, что у вас все получится. -Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу. -“Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! ” слайд 2 -Какой человек может так рассуждать? - Что такое подвиг? Слайд 4 В Толковом словаре Ожегова написано, что подвиг- героический, самоотверженный поступок. В `Толковом словаре Ефремовой` написано, что подвиг- это м. 1) а) Важное по своему значению деяние. б) Действие, совершенное в трудных, опасных условиях. в) Самоотверженный, героический поступок.) | Проверили на столах наличие школьных принадлежностей. Назвали правила работы в группе. Отвечают на вопросы: Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь. Подвиг-героический самоотверженный поступок. | Регулятивные УУД В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. |
III. Постановка цели и задач урока. | -Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность. -А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл слова «подвиг». Какое это произведение? - Почему? Что совершил Данко? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей) -Как будет звучать тема нашего урока? («Почему совершил свой подвиг Данко?») -Запишите число и тему в тетрадь. -Как вы думаете, в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве) -Итак, мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ-пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других. -Соберем эти 4 слова в кластер. Слайд 6 -Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера? (Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство? Почему Данко помог людям? Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?) -Цель нашего урока–дать ответы на эти вопросы. | Формулируют тему и цели урока Отвечают на вопросы учителя | Общеучебные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные УУД: Действие смыслообразования Регулятивные УУД: планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 2) Первичное закрепление в измененной ситуации. | -Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев – сильных, гордых и красивых. -Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр.310, давайте прочтем определение. -А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы, высокое назначение человека) -Давайте подумаем, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка) -Каков пейзаж в легенде? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык ? (Яркий) -Мы указали Признаки романтического произведения. - Давайте выясним, что называется легендой? (стр. 309, чтение определения) -Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) -Какой мы можем из всего этого сделать вывод? - Вывод: мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой. - слайд 9 Итак, старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко, определите, что общего в произведениях и чем они отличаются. Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом. Но в это время вождь их Моисей умер. -Чтобы ответить на вопрос, во имя чего Данко совершил подвиг, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения. -Обратимся к началу текста. Прочитаем первые три предложения. -Как Горький характеризует племя? -Где они жили сначала? -Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? -Автор помогает нам понять истоки превращения сильных и смелых людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль? («Там были болота……не боялся рабской жизни») Поработаем в парах: 1 пара выписывает эпитеты, 2– олицетворения, 3 – сравнение. Эпитеты старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь. Олицетворения ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки. ................................... лучи падали Сравнения ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец. Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность. -Обратимся к тексту и прочитаем отрывок со слов «А еще страшнее было…» -Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких) -Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь? (нет) -К чему привело бездействие? Что породило? (трусость) -К чему они были готовы? (готовы к рабству и зависимости) Вывод: Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха. -Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной? | Работа с учебником: усвоение терминов. Отвечают на вопросы учителя. Слушают библейскую историю о Моисее Определяют мотивы поведения Данко Читают первые три предложения и отвечают на вопросы. Работают в парах, указывают выразительные средства и их роль. Читают текст Обобщают, делают выводы. | Коммуникативные УУД: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Построение монологического высказывания; Познавательные УУД: Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Личностные УУД: Контроль и самооценка процесса усвоения Познавательные УУД: 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: 1. Оценивание действий партнёра и своих собственных. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты: 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. |
VI. Закрепление знаний и способов действий | - Слайд 13 Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». -А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте. («Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется») -А какая пословица существует в русском фольклоре? (под лежачий камень вода не течет) Вывод: пока человек бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться. Обратимся к тексту и прочитаем со слов «Но тут явился Данко…» -Почему люди, посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату. («В очах его светилось много силы и живого огня») -Почему доверили именно ему вывести племя? (Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями) Обратимся к тексту и прочитаем со слов «Но это был трудный путь…» -Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии») -За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко) -Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его | Находят слова М. Горького в тексте: «Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется» Вспоминают русскую пословицу: «Под лежачий камень вода не течет» Читают текст, отвечают на вопросы | Познавательные УУД: 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: 1. Оценивание действий партнёра и своих собственных. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты: 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. |
людей? (сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их») -Т.е. что в нём победило? (Чувство любви к людям в нем победило. текст... ) -Какой эпизод легенды является кульминационным? Чтение текста наизусть. — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. -Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям) - Нашелся осторожный человек. И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Читает учитель Чего же боится этот “осторожный человек”? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло. Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя). - С каким мифологическим героем вы могли бы сравнить Данко? (Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание). – Мы с вами договаривались, что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (1) Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2) Путь оказывается трудным. 3) Отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение. – Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? 1) Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей. 2) А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один. -Вернемся к теме и целям нашего урока. На столах карточки с деревом. На макушке дерева вопрос: во имя чего Данко совершил подвиг. Справа указать мотивы, слева действия Данко, у корня ответ на вопрос.(Работа в парах) -Поступок Данко – подвиг или самопожертвование? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру) | Ученик читает текст наизусть Вспоминают подвиг Прометея Сравнивают библейскую легенду и легенду о Данко Систематизируют изученный материал, работают в парах. |
VII. Рефлексия | -Предлагаю создать дерево «Жизни». Если вы верите, что смерть Данко не напрасна, выберите на столах зеленые листочки. А если думаете, что напрасна, желтые листочки и прикрепите к дереву. (Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком) - Напрасна ли смерть Данко? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им). - Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца. - слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу» Видео «Курские подростки спасли утопающих» - В Росси существует общественно-государственная инициатива «Горячее сердце». Реализуется она с ноября 2013 года. Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям. Каждый год в феврале месяце награждают таких ребят нагрудным знаком и вносят в Почетную книгу «Горячее сердце». Среди награжденных есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая помощь пострадавшим. Это – невосполнимая утрата для родителей и всех нас. Они навсегда останутся в нашей памяти и в сердцах ими спасенных людей. -Значит, герои живут среди нас. Выставление оценок. | Прикрепляют к дереву листочки. Смотрят видео «Курские подростки спасли утопающих» | Регулятивные УУД: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка. |