Бархатова Людмила Павловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Алмалинская СОШ».
Название предмета : литература
Класс: 9
УМК:
1.«Программа общеобразовательных учреждений. Литература». Под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.
Учебник:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2 частях, М., Просвещение 2014 год.
Методическая литература:
- Беленький Г.И.. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 1996 год
- Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы. Книга для учителя. Просвещение, 2008 год
- Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М., 1997.
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2003 год
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Своеобразие жанра. Мастерство композиции».
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч.
Место урока в системе уроков по теме: 2
Цель урока: Определить художественные особенности «Слова…»
Задачи урока: Дать понятие о жанре, сюжете и композиции «Слова», проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря.
Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлектировать собственную деятельность.
Воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты: умение определять жанрово-композиционное своеобразие «Слова…»
Тех.обеспечение урока: компьютерная презентация.
Содержание урока:
Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.
.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд №1
Проверка домашнего задания. Слайд №2
Прием «Верные – неверные утверждения»: какие из предложенных утверждений являются, на ваш взгляд, верными?
• Жанр «Слова» - житие.
• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев.
• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности.
• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.
• Князь Игорь правил в Киеве.
• Цель похода – завоевание новых земель.
• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием.
• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле.
• Князь Игорь был ранен в ногу.
• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур.
3.Сообщение темы, постановка целей. Слайд №3
4.Стадия вызова. Слайд № 4.
«Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала намного веков раньше. Чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова В Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! это 12 век! В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»
Чивилихин В. Память. Роман-эссе.
-Что составляет предмет национальной гордости писателя Чивилихина?
-Что такое патриотизм? В чём он может проявляться?
-Какое определение получает патриотизм автор «Слова…»? Почему?
Выступление ученика, сравнивавшего рассказ о походе князя Игоря в Ипатьевской летописи и в «Слове…»
Результаты исследования заранее проверяются учителем.
Слайд№5
План событий по Ипатьевской летописи.
1.Выступление в поход князя Игоря.
2.Солнечное затмение.
3.Присоединение к войску буй-тура Всеволода.
4.Первое удачное столкновение с половцами.
5.Неудачи второго боя.
6.Ранение и пленение Игоря.
7.Набеги половцев на Русь.
8.Побег Игоря.
План основных композиционных частей «Слова…»
1.Вступление.
2. Сборы в поход, предзнаменование.
3.Первый бой.
4.Сон.
5.Второй бой.
6.История сражения с половцами.
7.Поражение.
8. Лирическое отступление о междоусобице.
9. Сон и «золотое слово» Святослава.
10.Обращение к князьям
11.Плач Ярославны.
12.Возвращение Игоря.
13.Приветственная Встреча.
-Чем повествование «Слова…» отличается от летописного?
-Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»?
5.Аналитическая беседа. Слайд №7
Вспомните основные элементы композиции художественного произведения. (Вступление, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение)
В чем особенности композиции «Слова»?
Хронологически ли расположены события?
Почему автор не придает значения хронологии?
Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?
Найдите композиционные части.
Какое событие является кульминацией «Слова»?
Катарсисом? (плач Ярославны)
Какие этапы отсутствуют?
Какие фрагменты «Слова» нельзя отнести ни к какому этапу?
Вывод о композиции: композиция. «Слова» сложна, её называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, рассказывает о событиях 1185 года и прерывает рассказ о далёком прошлом. Но эмоциональная непоследовательность композиции «Слова…» только кажется, кусочки мозаики соединяются непроизвольно и случайно, в их последовательности есть своя художественная логика. Композиция подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий.
Слайд №8
Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества?
Каким жанрам близко «Слово»?
Вывод о жанре: «Слово» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ: в зачине – образцы дружинной поэзии ( образ Бояна), первая часть создана в традициях воинской повести, вторая часть – жанр слова ( торжественное красноречие), третья часть – плач, повествование, в концовке – слава.
Какой композиционный приём помогает скрепить различные части текста? (рефрены)
Какова роль рефренов в «Слове…»?
6.Работа с текстом. Слайд №9.
- Как автор характеризует манеру повествования Бояна?
-Какое жанрово-композиционное значение имеет сон? (предчувствие беды, боль за своих сынов).
- Каково значение речи Святослава? (Это страстная речь оратора, обращающегося к русским князьям).
Чтение плача Ярославны. Слайд № 11. (Сначала учитель читает на древнерусском языке, затем комментировано с учениками – перевод).
-К каким силам обращается Ярославна?
-В чём выразительность плача?
-Близка ли печаль Ярославны современным русским женщинам?
-Почему автор создаёт сцену разговора Игоря с рекой Донцом?
В концовке мы видим вновь обращение к традициям дружинной поэзии. Автор делает композицию кольцевой.
7.РЕФЛЕКСИЯ. слайд № 13
1)Прием «Телеграмма»: составьте текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена князь Игорь.
2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов).
• Жанр «Слова» - житие. НЕТ
• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА
• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА
• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. ДА
• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ
• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ
• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ
• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА
• Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ
• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА
8.Домашнее задание: 1)выразительное чтение наизусть «Плач Ярославны» или «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (возможно использование ресурсов Интернета).