СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 9 классе Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»? (с использованием МЭО)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта-конспект урока по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Создан на основе цифровой платформы "Мобильное Электронное Образование" с импользованием приемов технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 9 классе Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»? (с использованием МЭО)»

Технологическая карта урока литературы в 9 классе

Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?

(с использованием МЭО)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литература

Класс 9

Учитель Кива С.Н.

Тема урока

Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?

«Мобильное Электронное Образование». Литература 9 класс.

Занятие №10. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Интернет-урок№1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение.


Тип урока

урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые)





Планируемые образовательные результаты (формируемые)

Метапредметные

- формулировать цели своего обучения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

-формировать критическое мышление и творческие способности;

-использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники;

-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные

-определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа.

Личностные:

- формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.



Ключевые понятия


новаторство, реализм, «энциклопедия русской жизни»

Доминирующие методы


эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.


Образовательные технологии и приемы


технология проблемного обучения; технология развития критического мышления;

приемы-«Ассоциации», «Кластер», «Эссе»


Применяемое оборудование


компьютер, проектор, презентация


Цифровые образовательные ресурсы


Мобильное Электронное Образование

Организационная структура урока

п/п

Этап

и цель урока

Действия

учителя

Действия

учащихся

1.

Организационный момент

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.


2.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Прием «Ассоциации»

Сегодня мы с вами открываем новые страницы в творчестве

А.С.Пушкина.

(На доске возникает иллюстрация).

Посмотрите- по набережной Невы совершает променад молодой человек -современник поэта.

Какой он? Что вы о нем думаете?

Он живет в реальности поэта и наделен добродетелями и пороками юноши того времени. Это типичный портрет аристократа 19 века. Он любимый герой Пушкина из произведения, которое стало самым значимым и самым известным в творчестве поэта.

Учащиеся сами формулируют

проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми

3.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.


Каковы цели нашего занятия? (ответы детей)

1.Познакомится с новаторским романом «Евгений Онегин»

2.Изучить творческую историю создания романа.

3.Определить признаки новаторского романа: жанр, композиция, новый тип героя

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.





4.

Формирование мотивации

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.

Задание из МЭО

Рубрика «Это интересно»

Пушкин о публикации романа.

В начале апреля 1824 года Пушкин пишет Вяземскому: «Слёнин предлагает мне за Онегина, сколько я хочу... Дело стало за цензурой, а я не шучу, потому что дело идёт о будущей судьбе моей, о независимости — мне необходимой. Чтобы напечатать Онегина я ... готов хоть в петлю».

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»

5.

Планирование деятельности

Целевая установка:

Составление плана и последовательности действий

Класс делится на группы:

1группа изучает статью из МЭО

Задание из МЭО

Прочитайте историю создания романа, ответьте на вопросы: в чём необычность творческой судьбы романа «Евгений Онегин? Какие периоды творчества А. С. Пушкина охватывает работа над романом?

Создает таблицу периодов творчества автора романа.

2 группа анализирует особенности жанра романа.

Задание из МЭО

Прочитайте высказывания самого Александра Сергеевича об особенностях жанра и построения романа, а также определение жанра романа в стихах. Сделайте вывод: что имел в виду Пушкин под определением «свободный роман».

3 группа знакомится с первой главой романа 1-10 строфой

Задание из МЭО

Прочитайте и проанализируйте строфы 1—33 первой главы романа. Ответьте на вопрос: как в них проявляются особенности жанра романа и принцип свободного открытого диалога автора с читателем? Аргументируйте свои выводы.


Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Обсуждают план деятельности.


6.

Актуализация опорных знаний.

Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

Изучение и анализ информационного материала для работы групп

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

7.

Практическая деятельность обучающихся.

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.


План работы:

1.Первая группа готовит тезисы из статьи. Составляет периодику творчества А.С.Пушкина.

2.Вторая группа анализирует высказывания поэта о романе.

Определяет понятие «свободный роман».

3.Третья группа читает фрагменты 1 главы романа, систематизирует связи «автор-читатель».

Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности,



8.

Представление образовательного продукта.

Целевая установка:

формирование

целостного представления об изучаемом объекте.

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

9.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.



Прием «Кластер»

Итак, мы сегодня много говорили о романе, который критики назвали «энциклопедией русской жизни», а сам Пушкин –«самым лучшим произведением».

Давайте поработаем с кластером

«Лучшее произведение». Заполните, пожалуйста, кластер ключевыми словами, которые выбрала группа как опорные.



Каждая группа выписывает свои ключевые слова

к наполнению кластера

«Лучшее произведение»


Члены групп заполняют кластер словами-символами

10.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду.

Оценивание работы на уроке

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.


11

Оценивание обучающихся


Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).



12.



Итог урока.


Целевая установка:

оценка достижения цели

и результатов деятельности своей и всего класса.

Наш кластер поможет нам дать ответ на ключевой вопрос-тему урока:

Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?


Отвечают на вопрос.

Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.

13.

Домашнее задание


Целевая установка:

предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему.


Прием «Эссе»

Задание из МЭО

Напишите сочинение–миниатюру:

«В чём состоит новаторство романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?


Выбирают задание по желанию.

14.

Эмоциональный конец урока

Рефлексия


Целевая установка:

воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой.


Предлагает

написать письмо автору романа и зачитывает начало:

«Уважаемый Александр Сергеевич!

Сегодня я узнал творческую историю Вашего романа «Евгений Онегин» …»

(продолжите письмо, добавляя свою фразу)

Ученики передают письмо друг другу, каждая группа добавляет фразу.


Письмо дописано и зачитывается вслух.









































Технологическая карта урока литературы в 11 классе

Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала?

(с использованием МЭО)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литература

Класс 11

Учитель Кива С.Н.

Тема урока

Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала?

«Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс.

Занятие №21. Современный литературный процесс

Интернет-урок№1.Русская литература 90-х годовXX- начала XI века


Тип урока

урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые)





Планируемые образовательные результаты (формируемые)

Метапредметные

- формулировать цели своего обучения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

-формировать критическое мышление и творческие способности;

-использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники;

-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные

-определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа.

Личностные:

- формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.



Ключевые понятия


новаторство, постмодернизм, «антиутопия»

Доминирующие методы


эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.


Образовательные технологии и приемы


технология проблемного обучения; технология развития критического мышления;

приемы-«Ассоциации», «Чтение с остановками », «Эссе»


Применяемое оборудование


компьютер, проектор, презентация


Цифровые образовательные ресурсы


Мобильное Электронное Образование

Организационная структура урока

п/п

Этап

и цель урока

Действия

учителя

Действия

учащихся

1.

Организационный момент

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.


2.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Прием «Ассоциации»

Что объединяет роман Замятина «Мы», произведение Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»?

(На доске возникает иллюстрация).

В чем особенность этого жанра?


Учащиеся сами формулируют

проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми

3.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.


Каковы цели нашего занятия? (ответы детей)

1.Познакомится с течением «постмодернизм».

2.Изучитьособенности прозы Л.С.Петрушевской.

3.Определить признаки антиутопии в рассказе «Новые Робинзоны»: жанровое своеобразие , композиция, новый тип героя

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.





4.

Формирование мотивации

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.

Задание из МЭО

Рубрика «Смысл названия рассказа»

Название рассказа Л. Петрушевской обращает читателя к одному из самых известных произведений мировой литературы — роману английского писателя Даниэля Дефо (1660–1731) «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», вызывает определённые ассоциации. Проанализируйте смысл названия рассказа, опираясь на вопросы.

Какие ассоциации вызывает у вас имя Робинзон? Какими чертами характера должен быть наделён этот герой?



Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»

Работают со схемой



5.

Планирование деятельности

Целевая установка:

Составление плана и последовательности действий

Прием «Чтение с остановками»


Учитель предлагает классу читать рассказ по фрагментам и записывать комментарии

Задание из МЭО









Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Обсуждают план деятельности.

Читают рассказ и заполняют таблицу.


6.

Актуализация опорных знаний.

Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

Изучение и анализ информационного материала для работы групп

(Приложение1)


Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

Читают рассказ и заполняют таблицу.


7.

Практическая деятельность обучающихся.

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.


План работы:

1.Первая группа готовит комментарии к1-3 фрагментам.

2.Вторая группа готовит комментарии к 4-6 фрагментам .

3.Третья группа» готовит комментарии к 7-8 фрагментам .


Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности,



8.

Представление образовательного продукта.

Целевая установка:

формирование

целостного представления об изучаемом объекте.

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

9.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.



Прием «Кластер»

Итак, мы сегодня много говорили о романе, который критики назвали «энциклопедией русской жизни», а сам Пушкин –«самым лучшим произведением».

Давайте поработаем с кластером

«Лучшее произведение». Заполните, пожалуйста, кластер ключевыми словами, которые выбрала группа как опорные.



Каждая группа выписывает свои ключевые слова

к наполнению кластера

«Лучшее произведение»


Члены групп заполняют кластер словами-символами

10.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду.

Оценивание работы на уроке

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.


11

Оценивание обучающихся


Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).



12.



Итог урока.


Целевая установка:

оценка достижения цели

и результатов деятельности своей и всего класса.

Наш кластер поможет нам дать ответ на ключевой вопрос-тему урока:

Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?


Отвечают на вопрос.

Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.

13.

Домашнее задание


Целевая установка:

предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему.


Прием «Эссе»

Задание из МЭО

Напишите сочинение–миниатюру:

«В чём состоит новаторство романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?


Выбирают задание по желанию.

14.

Эмоциональный конец урока

Рефлексия


Целевая установка:

воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой.


Предлагает

написать письмо автору романа и зачитывает начало:

«Уважаемый Александр Сергеевич!

Сегодня я узнал творческую историю Вашего романа «Евгений Онегин» …»

(продолжите письмо, добавляя свою фразу)

Ученики передают письмо друг другу, каждая группа добавляет фразу.


Письмо дописано и зачитывается вслух.