Предмет | Литература | Класс 9 | Учитель Кива С.Н. |
Тема урока | Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»? «Мобильное Электронное Образование». Литература 9 класс. Занятие №10. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Интернет-урок№1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. |
Тип урока | урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний) |
Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые) Планируемые образовательные результаты (формируемые) | Метапредметные - формулировать цели своего обучения; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); - систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога; -формировать критическое мышление и творческие способности; -использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники; -определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные -определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа. Личностные: - формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; - воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
Ключевые понятия | новаторство, реализм, «энциклопедия русской жизни» |
Доминирующие методы | эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности. |
Образовательные технологии и приемы | технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; приемы-«Ассоциации», «Кластер», «Эссе» |
Применяемое оборудование | компьютер, проектор, презентация |
Цифровые образовательные ресурсы | Мобильное Электронное Образование |
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Организационный момент Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. |
2. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися Прием «Ассоциации» | Сегодня мы с вами открываем новые страницы в творчестве А.С.Пушкина. (На доске возникает иллюстрация). Посмотрите- по набережной Невы совершает променад молодой человек -современник поэта. Какой он? Что вы о нем думаете? Он живет в реальности поэта и наделен добродетелями и пороками юноши того времени. Это типичный портрет аристократа 19 века. Он любимый герой Пушкина из произведения, которое стало самым значимым и самым известным в творчестве поэта. | Учащиеся сами формулируют проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми |
3. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Каковы цели нашего занятия? (ответы детей) 1.Познакомится с новаторским романом «Евгений Онегин» 2.Изучить творческую историю создания романа. 3.Определить признаки новаторского романа: жанр, композиция, новый тип героя | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. |
4. | Формирование мотивации Целевая установка: мотивация к учебной деятельности. | Задание из МЭО Рубрика «Это интересно» Пушкин о публикации романа. В начале апреля 1824 года Пушкин пишет Вяземскому: «Слёнин предлагает мне за Онегина, сколько я хочу... Дело стало за цензурой, а я не шучу, потому что дело идёт о будущей судьбе моей, о независимости — мне необходимой. Чтобы напечатать Онегина я ... готов хоть в петлю». | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» |
5. | Планирование деятельности Целевая установка: Составление плана и последовательности действий | Класс делится на группы: 1группа изучает статью из МЭО Задание из МЭО Прочитайте историю создания романа, ответьте на вопросы: в чём необычность творческой судьбы романа «Евгений Онегин? Какие периоды творчества А. С. Пушкина охватывает работа над романом? Создает таблицу периодов творчества автора романа. 2 группа анализирует особенности жанра романа. Задание из МЭО Прочитайте высказывания самого Александра Сергеевича об особенностях жанра и построения романа, а также определение жанра романа в стихах. Сделайте вывод: что имел в виду Пушкин под определением «свободный роман». 3 группа знакомится с первой главой романа 1-10 строфой Задание из МЭО Прочитайте и проанализируйте строфы 1—33 первой главы романа. Ответьте на вопрос: как в них проявляются особенности жанра романа и принцип свободного открытого диалога автора с читателем? Аргументируйте свои выводы. | Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. |
6. | Актуализация опорных знаний. Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | Изучение и анализ информационного материала для работы групп | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. |
7. | Практическая деятельность обучающихся. Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие. | План работы: 1.Первая группа готовит тезисы из статьи. Составляет периодику творчества А.С.Пушкина. 2.Вторая группа анализирует высказывания поэта о романе. Определяет понятие «свободный роман». 3.Третья группа читает фрагменты 1 главы романа, систематизирует связи «автор-читатель». | Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, |
8. | Представление образовательного продукта. Целевая установка: формирование целостного представления об изучаемом объекте. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. |
9. | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. Прием «Кластер» | Итак, мы сегодня много говорили о романе, который критики назвали «энциклопедией русской жизни», а сам Пушкин –«самым лучшим произведением». Давайте поработаем с кластером «Лучшее произведение». Заполните, пожалуйста, кластер ключевыми словами, которые выбрала группа как опорные. | Каждая группа выписывает свои ключевые слова к наполнению кластера «Лучшее произведение» Члены групп заполняют кластер словами-символами |
10. | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду. Оценивание работы на уроке | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. |
11 | Оценивание обучающихся Целевая установка: оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал (электронный журнал). | |
12. | Итог урока. Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | Наш кластер поможет нам дать ответ на ключевой вопрос-тему урока: Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»? | Отвечают на вопрос. Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. |
13. | Домашнее задание Целевая установка: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. Прием «Эссе» | Задание из МЭО Напишите сочинение–миниатюру: «В чём состоит новаторство романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? | Выбирают задание по желанию. |
14. | Эмоциональный конец урока Рефлексия Целевая установка: воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой. | Предлагает написать письмо автору романа и зачитывает начало: «Уважаемый Александр Сергеевич! Сегодня я узнал творческую историю Вашего романа «Евгений Онегин» …» (продолжите письмо, добавляя свою фразу) | Ученики передают письмо друг другу, каждая группа добавляет фразу. Письмо дописано и зачитывается вслух. |
| | | |
Предмет | Литература | Класс 11 | Учитель Кива С.Н. |
Тема урока | Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала? «Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс. Занятие №21. Современный литературный процесс Интернет-урок№1.Русская литература 90-х годовXX- начала XI века |
Тип урока | урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний) |
Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые) Планируемые образовательные результаты (формируемые) | Метапредметные - формулировать цели своего обучения; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); - систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога; -формировать критическое мышление и творческие способности; -использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники; -определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные -определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа. Личностные: - формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; - воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
Ключевые понятия | новаторство, постмодернизм, «антиутопия» |
Доминирующие методы | эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности. |
Образовательные технологии и приемы | технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; приемы-«Ассоциации», «Чтение с остановками », «Эссе» |
Применяемое оборудование | компьютер, проектор, презентация |
Цифровые образовательные ресурсы | Мобильное Электронное Образование |
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Организационный момент Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. |
2. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися Прием «Ассоциации» | Что объединяет роман Замятина «Мы», произведение Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»? (На доске возникает иллюстрация). В чем особенность этого жанра? | Учащиеся сами формулируют проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми |
3. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Каковы цели нашего занятия? (ответы детей) 1.Познакомится с течением «постмодернизм». 2.Изучитьособенности прозы Л.С.Петрушевской. 3.Определить признаки антиутопии в рассказе «Новые Робинзоны»: жанровое своеобразие , композиция, новый тип героя | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. |
4. | Формирование мотивации Целевая установка: мотивация к учебной деятельности. | Задание из МЭО Рубрика «Смысл названия рассказа» Название рассказа Л. Петрушевской обращает читателя к одному из самых известных произведений мировой литературы — роману английского писателя Даниэля Дефо (1660–1731) «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», вызывает определённые ассоциации. Проанализируйте смысл названия рассказа, опираясь на вопросы. Какие ассоциации вызывает у вас имя Робинзон? Какими чертами характера должен быть наделён этот герой? | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» Работают со схемой |
5. | Планирование деятельности Целевая установка: Составление плана и последовательности действий Прием «Чтение с остановками» | Учитель предлагает классу читать рассказ по фрагментам и записывать комментарии Задание из МЭО | Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. Читают рассказ и заполняют таблицу. |
6. | Актуализация опорных знаний. Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | Изучение и анализ информационного материала для работы групп (Приложение1) | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. Читают рассказ и заполняют таблицу. |
7. | Практическая деятельность обучающихся. Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие. | План работы: 1.Первая группа готовит комментарии к1-3 фрагментам. 2.Вторая группа готовит комментарии к 4-6 фрагментам . 3.Третья группа» готовит комментарии к 7-8 фрагментам . | Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, |
8. | Представление образовательного продукта. Целевая установка: формирование целостного представления об изучаемом объекте. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. |
9. | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. Прием «Кластер» | Итак, мы сегодня много говорили о романе, который критики назвали «энциклопедией русской жизни», а сам Пушкин –«самым лучшим произведением». Давайте поработаем с кластером «Лучшее произведение». Заполните, пожалуйста, кластер ключевыми словами, которые выбрала группа как опорные. | Каждая группа выписывает свои ключевые слова к наполнению кластера «Лучшее произведение» Члены групп заполняют кластер словами-символами |
10. | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду. Оценивание работы на уроке | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. |
11 | Оценивание обучающихся Целевая установка: оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал (электронный журнал). | |
12. | Итог урока. Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | Наш кластер поможет нам дать ответ на ключевой вопрос-тему урока: Почему А.С.Пушкин называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»? | Отвечают на вопрос. Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. |
13. | Домашнее задание Целевая установка: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. Прием «Эссе» | Задание из МЭО Напишите сочинение–миниатюру: «В чём состоит новаторство романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? | Выбирают задание по желанию. |
14. | Эмоциональный конец урока Рефлексия Целевая установка: воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой. | Предлагает написать письмо автору романа и зачитывает начало: «Уважаемый Александр Сергеевич! Сегодня я узнал творческую историю Вашего романа «Евгений Онегин» …» (продолжите письмо, добавляя свою фразу) | Ученики передают письмо друг другу, каждая группа добавляет фразу. Письмо дописано и зачитывается вслух. |