2. | Мотивация. Актуализация знаний. | Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Организует формулирование темы урока учащимися | (Учитель садится за стол, берет в руку перо, читает наизусть отрывок из романа «Евгений Онегин» - Письмо Татьяны к Онегину). Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне все вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. - О чем этот отрывок, ребята? Действительно, данный отрывок я выбрала не случайно, ведь сегодня на уроке мы продолжаем изучение творчество А. С. Пушкина. И будем говорить о какой лирике, как вы думаете? (О любовной лирике Пушкина) - Да, мы будем говорить о любовной лирике Пушкина и о музах поэта. Слайд 2. -Тема сформулирована. Любовная лирика. Музы поэта. Урок я начала с чтения отрывка из письма Татьяны к Онегину из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», - с которым мы познакомимся позже. Это мои любимые строки из Пушкина. Как видите, даже безответные чувства способны творить с человеком чудеса, Любовь – это созидательное чувство. | Слушают музыку и чтение стихотворения Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, формулируют тему урока. Уточняют с помощью учителя. |
5. | Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений | Организует и контролирует беседу по восприятию передаваемого сообщения ученика. Комментирует выступление учащихся, помогает подводить итог | Страница первая… Слайд 6. Я, Бакунина Екатерина Павловна, старшая сестра Александра Бакунина, лицейского товарища Пушкина, художница, ученица известного русского художника Брюллова, - первая юношеская, платоническая любовь А.С. Пушкина. Пушкин впервые увидел меня в Царском Селе. Наша семья жила там летом 1815 года. Я не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках. 22 стихотворения, посвященные именно мне, - своего рода энциклопедия юной любви. До конца жизни Пушкин будет помнить о первой любви. …в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы, и любовь Младую взволновала кровь. И я, тоскуя безнадежно, Таясь обманом пылких снов, Везде искал ее следов, Об ней задумывался нежно, Весь день минутной встречи ждал, И счастье тайных мук узнал… Я пережила Пушкина на 32 года. Светлое воспоминание о нем пронесла через всю свою жизнь. Учитель: Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения. Страница вторая… Слайд 7. Я, Мария Николаевна Раевская ( по мужу Волконская), дочь прославленного генерала Отечественной войны 1812 года, Раевского Н. Н., внучка М.В. Ломоносова. Я познакомилась с А. С. Пушкиным в 1820 году. Он отправился в «южную ссылку», но в Екатеринославе свалился в жестокой горячке. Мой отец, генерал Раевский, выхлопотал разрешение для Пушкина отправиться вместе с нами к морю. Моя жизнь сложилась драматически. В начале 1825 года я стала женой будущего декабриста – Сергея Волконского, разделила с ним тяжелую участь – отправилась в сибирскую ссылку. Провела там вместе с мужем 30 лет. Кроме дружбы, сильных и глубоких чувств к Александру Сергеевичу я не испытывала. А вот стихи Пушкина для меня значили очень многое. Я восторгалась тем, как Александр мастерски владел рифмой и умением на бумаге выражать чувства и эмоции. Мне вспоминается, как во время нашего путешествия на Кавказ, завидев море, мы вышли из кареты и бросились любоваться морем. Не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, убегала от нее. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами… Мне было тогда 15 лет… Позднее я поняла, что в сущности он обожал только свою Музу и поэтизировал все, что видел. Мне посвящены многие стихотворные строки в «Бахчисарайском фонтане», в «Евгении Онегине», «Полтаве». Мне посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла». На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. Учитель: Пушкин любил женщин, и он воспел женщину. Но больше всего в жизни он любил « одну только свою Музу» - так писала о поэте М. Н. Волконская. Страница третья… Слайд 8. Я, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, познакомилась с Александром Пушкиным летом 1823 года, когда Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова, моего мужа, в Одессу. Пушкин был влюблен в меня. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким, и не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим. По настоянию графа Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Перед отъездом я подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с восьмигранным камнем из сердолика, с надписью на древнееврейском языке: "Симха, сын почтенного рабби Ианфа, да будет благословенною его память". Согласно преданию, был талисманом против несчастной любви. Такое же парное кольцо осталось и у меня в качестве напоминания о любви к поэту. Я знаю, это кольцо Пушкин бережно хранил. Он часами смотрел на портрет, вспоминая меня; и тогда из-под пера Пушкина появилось стихотворение “Храни меня, мой талисман…” Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали мне был дан… Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи, Храни меня, мой талисман. Это кольцо Пушкин бережно хранил. Перед смертью он подарил это кольцо В. А. Жуковскому, другу и учителю. Я прожила до глубокой старости (88 лет) и до конца своих дней сохранила о Пушкине дорогие моему сердцу воспоминания. Учитель: Елизавета Ксаверьевна оставила в жизни поэта большой и глубокий след. Ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо», «Талисман», «Ангел», «Храни меня, мой талисман» и другие. Она переживет поэта на сорок с лишним лет, и до конца своей долгой жизни ежедневно будет читать его сочинения. Когда зрение совсем ей изменит, она прикажет читать их себе вслух, и притом подряд, так, что когда кончатся все тома, чтение возобновится снова. Страница четвертая… Слайд 9. Я, Анна Павловна Керн, в девичестве Полторацкая. Судьба была не очень-то ко мне благосклонна. В возрасте 17 лет я была выдана замуж за генерала Ермолая Федоровича Керна – человека грубого и ограниченного. Но жизнь моя озарилась светом, любовью Пушкина. Впервые я увидела Пушкина в 1819 году в доме своей тетки Елизаветы Марковны Олениной. На его взоры и на желание завладеть моим вниманием я не ответила. Но уже очень скоро я познакомилась с его стихами, они меня покорили. Теперь уже я стала искать возможности увидеть Пушкина. Дружбу с А. Пушкиным, именно дружбу, что бы ни говорили о моих отношениях с ним, я пронесла через всю мою жизнь. Он написал мне 7 восторженных посланий на французском языке. Прошло долгих шесть лет. Неожиданно мы снова встретились в 1825 году в Тригорском у моей тетки Прасковьи Александровны Осиповой. Мы вспомнили Петербург, юношеские годы. А на следующий день я уезжала. Пушкин приехал меня проводить и на прощанье подарил главу “Евгения Онегина”, среди страниц из романа лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами. Свои чувства ко мне А. С. Пушкин выразил тогда в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Учитель: Что бы ни думал тогда Пушкин, но стихи, которые он написал, стали одним из шедевров любовной лирики, и благодаря им на могилу А.П. Керн до сих пор кладут цветы потомки. Эти стихи можно читать бесконечно, они звучат как музыка. С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная. Композитор Михаил Иванович Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье» Из одного шедевра родился второй. Звучит романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» | Представляют самостоятельно подготовленный материал сообщения об одном из адресатов любовной лирики. Рассказывают, соблюдая правила пересказа текста, и читают стихотворения выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. Читают наизусть стихотворение поэта Рассказывают подготовленный самостоятельно материал Читают наизусть стихотворение поэта Рассказывают подготовленный самостоятельно материал Читают наизусть стихотворение поэта Рассказывают подготовленный самостоятельно материал Читают наизусть стихотворение поэта |
6. | Учебные действия по реализации плана. | | Пятая страница… Слайд 10. Учитель: Чувства Пушкина не были мимолетными, хотя и случайных влюбленностей в его жизни немало, но Анна Алексеевна Оленина сыграла особую роль в биографии поэта. Он мечтал сделать Аннет своей женой, он посвятил ей множество стихотворений. Я, Анна Алексеевна Оленина, дочь президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки, члена Государственного совета, впервые познакомилась с Александром Пушкиным в 9 лет. Пушкин начал посещать наш дом в 1819 году, тогда я была совсем девочкой, да и Пушкин не был еще великим. Увлечение Пушкина мною относится к 1928 году. В это время я была уже фрейлиной императрицы и считалась первой красавицей при Дворе, отличалась любовью ко всему изящному. Случилось так, что я почти стала невестой Пушкина, а в его мыслях – даже и женою. Я видела, как он на некоторых рукописях со стихами, посвященными мне, делал анаграммы – «Annete» и даже «Аnnete Pouschkin». Но свадьба не состоялась. Моя мать, Елизавета Марковна, решительно и резко отказала ему. Пушкин был не тем человеком, которого хотели видеть своим зятем мои родители. Во-первых, он – политически неблагонадежен, во-вторых, он был увлечен моей кузиной, Анной Керн. Но именно мне Пушкин посвятил самые лучшие свои стихи о Любви. Среди них и «Я вас любил» Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Учитель: Как ни хороша и привлекательна была я, Аннет, а вышла замуж уже после смерти Пушкина, в 1840 году, тридцати двух лет, за полковника лейб-гвардии Гусарского полка Федора Александровича Андро де Ланжерона, в будущем – президента Варшавы, а счастлива не была. Увлечений было много, но стоит ли в этом упрекать Пушкина? Мы должны быть благодарны тому, что эти женщины были в его жизни, они вдохновляли поэта, они давали ему возможность Жить и Творить, ибо без Любви Пушкин не представлял себе Жизни. Они были музами поэта, и тем самым Пушкин обессмертил их в своих стихах. Шестая страница, и последняя… Слайд 11. Учитель: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного, семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти года. Шестую страницу альбома мы посвящаем Наталье Николаевне Гончаровой, главной женщине в жизни поэта. «Чистейшей прелести чистейший образец», - так писал о Гончаровой сам Пушкин. Я, Пушкина Наталья Николаевна, урожденная Гончарова, - жена поэта. С Александром Пушкиным мы познакомились в Москве на балу у танцмейстера Йогеля в декабре 1828 года. Мы полюбили друг друга. Пушкин сделал мне предложение. Но моя мать не дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно, ссылаясь на то, что я еще слишком молода. Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уезжает на Кавказ. Весной 1830 года Пушкин возвращается в Москву и в начале апреля 1830 года он сделал мне предложение вторично, и на этот раз оно было принято моими родителями. 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, мы обвенчались. Пушкин любил меня. В письме из Петербурга он мне писал: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей". Мы были счастливы, я родила четверых детей, но не наша вина в том, что мы жили в обществе, не желавшем терпеть счастье поэта. Поэт погиб. Душа моя умерла вместе с ним. Учитель: Пушкин посвятил своей жене Наталье Гончаровой всего несколько стихотворений. А разве настоящую любовь можно выражать только стихами?! “Я женат – и счастлив! Желание мое, чтоб в жизни ничего не изменилось – лучшего не дождусь”, - так писал он другу. Самое замечательное стихотворение, посвященное жене Наталье, называется «Мадонна». «Мадонна» Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём , средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель― Она с величием, он с разумом в очах― Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. | Рассказывают подготовленный самостоятельно материал Читают наизусть стихотворение поэта Рассказывают подготовленный самостоятельно материал Читают наизусть стихотворение поэта |
7.. | Рефлексия (итог урока) | Подвести итог работы на уроке, определить, что нового узнали, чему научились на уроке. Поставить оценки за урок, понять, как оценивают свою работу сами ребята. | Итог урока. Учитель: Вот мы и закрыли последнюю, самую главную страницу нашего альбома, а вместе с тем и подводим итог урока. Слайд 12. Возвратимся к началу урока. Посмотрите на тему, записанную на доске и на вопросы, которые были поставлены в начале урока: - Что объединяет стихотворения Пушкина? (тема любви к женщинам) - В чем особенность любовной лирики Пушкина? (в его умении раскрыть женскую красоту через своё творчество) - Вот мы свами и ответили на волнующий нас вопрос. - Урок мне закончить хочется словами великого певца любви У. Шекспира (отрывок из сонета 116) слайд 13 Мешать соединенью двух сердец Я не намерен. Может ли измена Любви безмерной положить конец? Любовь не знает убыли и тлена. Любовь - над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и тумане. Любовь - звезда, которою моряк Определяет место в океане. Любовь - не кукла жалкая в руках У времени, стирающего розы На пламенных устах и на щеках, И не страшны ей времени угрозы. А если я не прав и лжет мой стих, То нет любви - и нет стихов моих! Шекспир написал эти строки в16 веке, у Пушкина сердце горело от любви в 19. Мы живём в 21 веке, а любовь по-прежнему продолжает будоражить наше воображение, волновать и вдохновлять на новые творческие подвиги. Ибо любовь вечна. Слайд 19. (Рефлексия) - Итак, урок подошел к завершению. - Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока? - Что понравилось больше всего? - Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы? - А мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо вам. | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Стараются дать ответы на проблемные вопросы самостоятельно. С помощью учителя формулируют правильные ответы Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Делятся впечатлениями по ходу урока. |