1. В результате чего образуется эхо? 2. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале? 2. Может ли звук распространяться в газах, жидкостях, твердых телах? Ответы подтвердите примерами. 3. Какие тела лучше проводят звук: упругие или пористые? Приведите примеры упругих и пористых тел. 4. Каким образом обеспечивают звукоизоляцию помещении, т. е. защищают помещения от посторонних звуков? 1. С какой частотой колеблется барабанная перепонка уха человека, когда до нее доходит звук? 2. Какую волну продольную или поперечную — представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? в воде? З. Приведите пример, показывающий, что звуковая волна распространяется не мгновенно, а с определенной скоростью. 4. В каком веке и как была измерена скорость звука в воздухе? 5. Чему равна скорость распространения звука в воздухе при 20 °С? б. Зависит ли скорость звука от того, в какой среде он распространяется? | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. Ситуация. Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная. - О каком камне идёт речь в предании? (О магните.) Как объяснить описанное явление? Какие ещё необычные свойства есть у камня? Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами. | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Из курса физики 8 класса мы знаем, что магнитное поле порождается электрическим током. Оно существует, например, вокруг металлического проводника с током. При этом ток создается электронами, направленно движущимися вдоль проводника. Магнитное поле возникает и в том случае, когда ток проходит через раствор электролита, где носителями зарядов являются положительно и отрицательно заряженные ионы, движущиеся навстречу друг другу. Поскольку электрический ток — это направленное движение заряженных частиц, то можно сказать, что магнитное ноле создается движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными. Н апомним, что согласно гипотезе Ампера в атомах и молекулах вещества в результате движения электронов возникают кольцевые токи. На рисунке 85 показано, что в магнитах эти элементарные кольцевые токи ориентированы одинаково. Поэтому магнитные поля, образующиеся вокруг каждого такого тока, имеют одинаковые направления. Эти поля усиливают друг друга, создавая поле внутри и вокруг магнита. для наглядного представления магнитного поля мы пользовались магнитными линиями (их называют также линиями магнитного поля)1. Напомним, что магнитные линии — это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле. Магнитную линию можно провести через любую точку пространства, в котором существует магнитное поле. На рисунке 86 а, б показано, что магнитная линия (как прямолинейная, так и криволинейная) проводится так, чтобы в любой точке этой линии касательная к ней совпадала с осью магнитной стрелки помещенной в эту точку. Магнитные линии являются замкнутыми. Например, картина магнитных линий прямого проводника с током представляет собой концентрические окружности, лежащие в плоскости, перпендикулярной проводнику. Из этих же рисунков видно, что за направление магнитной линии в какой-либо ее точке условно принимают направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, помещенной в эту точку. В тех областях пространства, где магнитное поле более сильное, магнитные линии изображают ближе друг к другу, т. е. гуще, чем в тех местах, где поле слабее. Например, поле, изображенное на рисунке 87, слева сильнее, чем справа. Таким образом, по картине магнитных линий можно судить не только о направлении, но и о величине магнитного поля (т. е. о том, в каких точках пространства поле действует на магнитную стрелку с большей силой, а в каких — с меньшей). Рассмотрим картину линий магнитного поля постоянного полосового магнита, изображенную на рисунке 89. Из курса физики 8 класса мы знаем, что магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный. Внутри магнита они направлены от южного полюса к северному. Магнитные линии не имеют ни начала, ни конца: они либо замкнутые, либо, как средняя линия на рисунке, идут из бесконечности в бесконечность. Вне магнита магнитные линии расположены наиболее густо у его полюсов. Значит, возле полюсов поле самое сильное, а по мере удаления от полюсов оно ослабевает. Чем ближе к полюсу магнита расположена магнитная стрелка, тем с большей по модулю силой действует на нее поле магнита. Поскольку магнитные линии искривлены, то, направление силы, с которой поле действует на стрелку, тоже меняется от точки к точке. Таким образом, сила, с которой поле полосового магнита действует на помещенную в это поле магнитную с трелку, в разных точках поля может быть различной как по модулю, так и по направлению. Такое поле называется неоднородным1. Линии неоднородного магнитного поля искривлены, их густота меняется от точки к точке. Еще одним примером неоднородного магнитного поля может служить поле вокруг прямолинейного проводника с током. На рисунке 90 изображен участок такого проводника, расположенный перпендикулярно к плоскости чертежа. Кружочком обозначено сечение проводника. Точка означает, что ток направлен из-за чертежа к нам, как будто мы видим острие стрелы, указывающей направление тока (ток, направленный от нас за чертеж, обозначают крестиком, как будто мы видим хвостовое оперение стрелы, направленной по току). И з этого рисунка видно, что магнитные линии поля, созданного прямолинейным проводником с током, представляют собой концентрические окружности, расстояние между которыми увеличивается по мере удаления от проводника. В некоторой ограниченной области пространства можно создать однородное магнитное поле, т. е. поле, в любой точке которого сила действия на магнитную стрелку одинакова по модулю и направлению. На рисунке 91 показано однородное поле, возникающее внутри так называемого соленоида, т. е. проволочной цилиндрической катушки с током. Поле внутри соленоида можно считать однородным, если длина соленоида значительно больше его диаметра (вне соленоида поле неоднородно, его магнитные линии расположены примерно так же, как у полосового магнита). Из этого рисунка мы видим, что магнитные линии однородного магнитного поля параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой. Однородным является также поле внутри постоянного полосового магнита в центральной его части (сы. рис. 89). Для изображения магнитного поля пользуются следующим приемом. Если линии однородного магнитного поля расположены перпендикулярно к плоскости чертежа и направлены от нас за чертеж, то их изображают крестиками (рис. 92), а если из-за чертежа к нам — то точками (рис. 93). Как и в случае с током, каждый крестик — это как бы видимое нами хвостовое оперение летящей от нас стрелы, а точка — острие стрелы, летящей к нам (на обоих рисунках направление стрел совпадает с направлением магнитных линий). | Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Информацию анализировать и оценивать её достоверность. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. У пр.34 (1) 1. На рисунке 94 изображен проволочный виток с током и линии создаваемого этим током магнитного поля. а) Есть ли среди указанных на рисунке точек А, В, С и 1) такие, в которых поле действовало бы на магнитную стрелку с одинаковой по модулю силой? (АС = АВ, АЕ = ВЕ.) Если такие точки есть, укажите их. б) В какой из точек: А, В, С или В — поле действует на магнитную стрелку с наибольшей силой? 2. Рассмотрите рисунок 94 и определите, можно ли в неоднородном магнитном поле, созданном витком с током, найти такие точки, в которых сила действия поля на магнитную стрелку была бы одинакова как по модулю, так и по направлению. Если да, то сделайте в тетради рисунок, аналогичный рисунку 94, и укажите на нем хотя бы две пары таких точек. | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
1. Чем порождается магнитное поле? 2. Чем создается магнитное поле постоянного магнита? 3. Что такое магнитные линии? 4. Как располагаются магнитные стрелки в магнитном поле, линии которого прямолинейны? криволинейны? 5. Что принимают за направление магнитной линии в какой-либо ее точке? б. Как с помощью магнитных линий можно показать, что в одной области пространства поле сильнее, чем в другой? 7. 0 чем можно судить по картине линий магнитного поля? 1. Что вы знаете о направлении и форме линий поля полосового магнита? 2. Какое магнитное поле — однородное или неоднородное — образуется вокруг полосового магнита? вокруг прямолинейного проводника с током? внутри соленоида, длина которого значительно больше его диаметра? З. Что можно сказать о модуле и направлении силы, действующей на магнитную стрелку в разных точках неоднородного магнитного поля? однородного магнитного поля? 4. Сравните картины расположения линий в неоднородном и однородном магнитных полях. 5. Как изображают линии магнитного поля, направленные перпендикулярно к плоскости чертежа? | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |