Тема: | Малые тела Солнечной системы. |
Цель : | Познакомить с закономерностями в расстояниях планет от Солнца (Правило Тициуса-Боде). Рассмотреть понятие астероида, первые открытия, их характеристиками и пояса. Исследование астероидов КА. Дать представление о метеорите, их классификацию, изучение и значимость, а также угрозе Земле. Задачи: 1. Обучающая: Дать представление о закономерностях в удаленности планет от Солнца, продолжить формирование понятий: астероид, метеориты. Ввести понятия: метеорное тело, метеорит, метеоритный кратер, пояса астероидов и астероидной опасности. 2. Воспитывающая: Показать несостоятельность суеверий, связанных с метеорами, метеоритами, а также всякого рода пророчеств о якобы возможной гибели Земли вследствие столкновения с астероидом, необыкновенные небесные явления, к числу которых издавна относили «падающие звезды», получили естественное научное объяснение, и их исследование имеет важное значение для разработки проблем происхождения Солнечной системы. Акцентировать внимание учащихся на том, что метеоритные кратеры, обнаруженные в настоящее время на Луне, спутниках Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, а также на всех планетах земной группы, свидетельствуют об интенсивной метеоритной бомбардировке, которой подвергались эти небесные тела в период их формирования. На примере исследования астероида Эрос показать необходимость и плодотворность международного сотрудничества ученых. 3. Развивающая: Выделить главное в изучаемом материале: основные сведения, касающиеся природы метеорных тел, метеоритов, астероидов. Для развития познавательных интересов и способностей учащихся затронуть вопрос о гипотезах, связывающих с кометами зарождение жизни на Земле. Для развития наиболее подготовленных учащихся предусмотреть подготовку ими рефератов о современных исследованиях астероидов. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Знать: 1-й уровень (стандарт) – правило Тициуса-Боде, понятие астероида, первое их открытие, основные пояса. Понятие метеорита, результат его действия, значимость с научной точки зрения, их классификацию 2-й уровень - правило Тициуса-Боде, понятие астероида, первое их открытие, основные пояса. Понятие метеорита, результат его действия, значимость с научной точки зрения, их классификацию. Уметь: 1-й уровень (стандарт) – вести простой расчет орбиты астероида. |
Основные понятия | Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
природоведение (первоначальные сведения о малых телах Солнечной системы), физика (спектральный анализ, флуоресценция), обществоведение (необходимость разоблачения религиозных суеверий), математика (вычислительные навыки, степень числа). | Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. | Регулятивные. Включение в ритм работы. Личностные. Самоопределение, настрой на урок. Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | | |
Актуализация ранее изученного |
Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе. 1. Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера) 2. Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий) 3. Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран) Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета. Стихи: 4. больше всех планет, Но суши на планете нет. Повсюду только водород И лютый холод круглый год? (Юпитер) 5. красивая планета Желто-оранжевого цвета. И кольцами камней и льда Окружена она всегда. (Сатурн) 6. Планета от Земли далеко, Увидеть ее в телескоп нелегко. От Солнца по счету планета восьмая, Царит на ней вечно зима ледяная. (Нептун) 7.таинственная планета. Она по размерам чуть меньше Земли. Из-за кроваво-красного цвета Назвали планету в честь бога войны. (Марс) 8. Одним планетам в небе скучно, И чтобы было веселей, Блуждая по Вселенной целой, Они нашли себе друзей. Какие это друзья? (Спутники) 9. Я чудную эту планету люблю За Зиму, за Лето, за Осень, Весну! (Земля) 10. Она ведь не просто на небе сияет, она всей водой на Земле управляет. Приливы, отливы морей ей подвластны, Ее же сухие пейзажи ужасны. (Луна) | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. Нет на Земле никого, кто бы мог равнодушно смотреть на величественное безмолвное ночное небо. Тысячи сверкающих звезд, яркие планеты, изредка появляющиеся хвостатые кометы – все это тысячелетиями волнует человека, не оставляет равнодушным и в настоящее время. Какое место во Вселенной занимает человек? Какое место в мироздании занимаю я?- вот вопросы, которые мы задаем, когда начинаем осознавать величественность мироздания. « Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели! Человечество не останется вечно на Земле» – сказал К.Э.Циолковский. Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в космическое путешествие, целью которого является изучение объектов Солнечной системы. Каждый стол – это экипаж космического корабля. Вы должны из своего состава выбрать командира корабля, на которого ложится очень ответственная работа по координации деятельности всего экипажа. Вопросы: 1) Назовите объекты, входящие в состав Солнечной системы ( Солнце - единственная звезда, планеты) 2) Кроме планет и Солнца, что еще можно обнаружить в пределах Солнечной системы? Астероиды, кометы, метеориты и т.д. Это так называемые малые тела. Тема сегодняшнего урока «Малые тела Солнечной системы». 3) Известно вам, что собой представляют астероиды, кометы, метеориты, их происхождение, строение, химический состав и значение? Какие задачи мы должны решить в ходе урока? – уточнить, что входит в состав Солнечной системы, рассмотреть некоторые объекты подробнее. Итак, цель урока - выяснить: что собой представляют астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды их происхождение строение химический состав и значение? Тем самым продолжить формирование научной картины мира Перед стартом экипажи получают последние советы и рекомендации: - Задания, которые вы должны выполнить в ходе работы, выдаются командиру, на столах вы видите необходимую литературу. Ваша задача: найти ответы на вопросы карточки составить отчет по данной теме познакомить с ним ребят других экипажей | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | |
Открытие новых знаний |
Экипаж космического корабля «Астероид» получает задание. ЗАДАНИЕ №1. Когда и кем были открыты первые астероиды? Что такое пояс астероидов? Где он находится? Какая легенда объясняет его существование? Сколько астероидов открыто в настоящее время? Как дают названия вновь открываемым астероидам? ЗАДАНИЕ №2. - Размеры, масса и внешний вид астероидов Астероид «Гаспра» Как движутся астероиды? Каков химический состав астероидов? ЗАДАНИЕ №3 – Используя данные, составить краткий рассказ об астероидах. Выступить с сообщением на уроке Экипаж космического корабля «Метеорит» получает задание. ЗАДАНИЕ №1. – Что такое метеорит? Откуда берутся метеориты? Последствия падения метеоритов на Землю. Ознакомиться с такими явлениями, как Тунгусский метеорит и Сихотэ-Алинский метеорит. ЗАДАНИЕ № 2.– На какие группы делятся метеориты Их химический состав Значение метеоритов для науки ЗАДАНИЕ №3 – Объяснить принцип образования кратеров. Экипаж космического корабля «Метеор» получает задание. ЗАДАНИЕ №1 ЗАДАНИЕ №2. Что такое радиант? Что такое персеиды, леониды? Почему иногда происходят метеорные дожди? ЗАДАНИЕ №3 – Экипаж космического корабля «Комета» получает задание. ЗАДАНИЕ №1 – ЗАДАНИЕ №2. – Внешний вид комет, их орбиты Основные части комет. Химический состав комет Откуда берутся кометы в Солнечной системе? ЗАДАНИЕ №3 – Объяснить строение кометы, причину появления хвостов | Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Информацию анализировать и оценивать её достоверность. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. Все ли небесные тела, входящие в состав Солнечной системы, шарообразны? ( Нет, не все; астероиды, малые спутники планет, ядра комет и, наконец, метеориты часто имеют неправильную форму). Какие небесные тела ученые уже сейчас могут исследовать в земных лабораториях? (Метеориты, кометная пыль и лунный грунт; эти исследования позволяют, в частности, точно определить возраст астероидов и лунных пород, а также подтверждают единство химического состава небесных тел, движущихся вокруг Солнца). На выполнение заданий каждой группе дается 10 минут, затем идут выступления ребят, которые сопровождаются компьютерной презентацией (выступление должно быть не больше 10 минут). ІІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – выступления ребят Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, И мы плывем пылающею бездной Со всех сторон окружены. (Ф.Тютчев) Первыми отчет о проделанной работе предоставляет экипаж ракеты «Астероид». Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена первая строчка «Астероиды». ІІ. «КОМЕТЫ» - посланцы бед с ясного неба. Бог шлет на нас ужасную комету, Мы участи своей не избежим; Я чувствую, конец приходит свету; Все компасы исчезнут вместе с ним… (П.Беранже) Выступает экипаж ракеты «Комета». Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена вторая строчка «Кометы». ІІІ. Предрассветное. Синее. Ранее. И летающих звезд благодать. Загадать бы какое желание, Да не знаю чего пожелать. (С.Есенин) Когда падает звезда, то желание, которое вы загадали, должно обязательно исполниться. А что понимают под падающей звездой? И на самом ли деле падают звезды? Чтобы в этом разобраться, рассмотрим вопрос «Метеорные тела». Речь берет экипаж ракеты «Метеор». В ходе рассказа ребята объясняют значение слов: метеорные тела, метеор, болид, метеорные потоки, радиант. VІ. Загадка. Вот камень с неба к нам летит, как звать его? - Метеорит. Выступает экипаж ракеты «Метеорит». Итак, обобщим материал, изученный на уроке: Во время прослушивания сообщений ребята заполняют таблицу: Объекты | Что это такое? | Самые известные из данных объектов | Химический состав | Орбиты | Происхождение | Астероиды – звездоподобные | Каменные глыбы, размером до 1000 км в поперечнике | Церера, Паллада, Юнона, Веста | Железо и никель, кислород и кремний, немного магния углерод | эллипсы | Остатки туманности, строительный материал из которого возникла Солнечная система | Кометы – «хвостатое чудовище» | Тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов | Комета Галлея, Хейла – Боппа, Шумейкеров-Леви | сгустки замерзших газов и пыли диаметром в несколько километров. | Сильно вытянутые эллипсы | Из огромного облака (его называют Облаком Оорта), окружающем Солнечную систему | | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
| Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. 17 | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №1.
ЗАДАНИЕ №2. -
ЗАДАНИЕ №1. –
Объяснить принцип образования кратеров.
ЗАДАНИЕ №2. –
ЗАДАНИЕ №2.
ЗАДАНИЕ №2. –