Тема: | Манометры. |
Цель : | знакомство с работой и устройством манометра; Задачи урока: образовательная: повторить знания о барометре и атмосферном давлении; обеспечить уровень усвоения учебного материала по теме «Манометр»; развивающая: развивать умения применять имеющиеся знания на практике; развивать способности анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – способствовать развитию интеллекта и творческих способностей, развитию внимания, памяти. воспитательная: формировать познавательный интерес к физике и биологии; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |
Основные понятия | Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра (по рис. 126, 127 учебнике). 2. Устройство и принцип действия металлического манометра. |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Актуализация ранее иученного: |
Решить кроссворд: 1. Единица измерения давления. 2. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. 3. Прибор для измерения давления. 4. Величина, характеризующая скорость движения молекул или степень нагретости тела. 5. Это слово означает “безжидкостный”. 6. Воздушная оболочка Земли. 7. Механизм, использующий два сообщающихся сосуда. Ответы: 1 – паскаль, 2 – Торричелли, 3 – манометр, 4 – температура, 5 – анероид, 6 – атмосфера, 7 – пресс {гидравлический). Ключевое слово: барометр. | | | | | | |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. Барометр-анероид служит для измерения атмосферного давления. В силу своей конструкции он не может быть использован для измерения других давлений. Поэтому мы изучаем сегодня прибор для измерения давлений больших или меньших, чем атмосферное, говорим о их применении, особенно в медицине. Многие заболевания сердца и кровеносной системы сопровождаются изменениями кровяного давления, заболевания других органов часто влияют на состояние сердечнососудистой системы человека, а измерение кровяного давления – одна из обязательных процедур при медицинском осмотре в поликлинике или больнице для диагноза болезней, вызывающих изменения давления крови. | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
Разделить на группы. Группы 1,2 изучают жидкостный манометр по учебнику стр. 138-139 Группы 3,4 изучают металлический манометр по учебнику стр. 138-139 План изучения физического прибора: -
Назначение прибора -
Основные части прибора -
Принцип действия прибора -
Правила пользования прибором -
Область применения прибора Заслушивание групп. Мы уже знаем, что для измерения атмосферного давления применяют барометры. для измерения давлений, больших или меньших атмосферного, используют манометры (от греч. манос — редкий, неплотный, метрео — измеряю). Манометры бывают жидкостные и металлические. Рассмотрим сначала устройство и действие открытого жидкостного манометра. Он состоит из двухколенной стеклянной трубки, в которую наливают какую-нибудь жидкость. Жидкость устанавливается в обоих коленах на одном уровне, так как на ее поверхность в коленах сосуда действует только атмосферное давление. Чтобы понять, как работает такой манометр, его можно соединить резиновой трубкой с круглой плоской коробкой, одна сторона которой затянута резиновой пленкой (рис. 126). Если слегка надавить пальцем на пленку, то уровень жидкости в колене манометра, соединенном с коробкой, понизится, в другом колене повысится. Чем это объясняется? При надавливании на пленку увеличивается давление воздуха в коробке. По закону Паскаля это увеличение давления передается и жидкости в том колене манометра, которое присоединено к коробке. Поэтому давление на жидкость в этом колене будет больше, чем в другом, где на жидкость действует атмосферное давление. Под действием силы этого избыточного давления жидкость начнет перемещаться. В колене со сжатым воздухом жидкость опустится, в другом — поднимется. Жидкость придет в равновесие (остановится), когда избыточное давление сжатого воздуха уравновесится давлением, которое производит избыточный столб жидкости в другом колене манометра. Чем сильнее давить на пленку, тем выше избыточный столб жидкости, тем больше его давление. Следовательно, об изменении давления можно судить по высоте этого избыточного столба. На рисунке 127 показано, как таким манометром можно измерять давление внутри жидкости. Чем глубже погружают в жидкость коробочку, тем больше становится разность высот столбов жидкости в коленах манометра, тем, следовательно, и большее давление производит жидкость. Если установить коробочку прибора на какой-нибудь глубине внутри жидкости и поворачивать ее пленкой вверх, вбок и вниз, то показания манометра при этом не будут меняться. Так и должно быть, ведь на одном и том же уровне внутри жидкости давление по всем направлениям одинаково. На рисунке 128 изображен металлический манометр. Основная часть такого манометра согнутая в дугу металлическая трубка 1 (рис. 129), один конец которой закрыт. другой конец трубки с помощью крана 4 сообщается с сосудом, в котором измеряют давление. При увеличении давления трубка разгибается. Движение закрытого конца ее при помощи рычага 5 и зубчатки З передается стрелке 2, движущейся около шкалы прибора. При уменьшении давления трубка благодаря своей упругости возвращается в прежнее положение, а стрелка — к нулевому делению шкалы. | | | |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. Измерение артериального кровяного давления. Цель работы. Приобретение опыта самостоятельного измерения артериального кровяного давления. Оборудование. Сфигмоманометр. Задание. Ознакомьтесь с устройством сфигмоманометра и произведите измерения верхнего и нижнего артериального давления у вашего товарища, выполняющего роль «пациента». Порядок выполнения работы Для проведения измерений давления пациент должен сесть за стол, завернуть рукав рубашки или платья на левой руке до плеча и положить руку на стол. Вы должны предварительно повернуть регулятор нагнетателя против часовой стрелки до упора и, нажимая ладонью на манжету, выпустить из нее весь воздух. После этого закройте выпускной клапан, плотно оберните манжету вокруг левой руки пациента выше локтя и закрепите ее положение застежками. Вставьте наконечники фонендоскопа в уши и проверьте его работоспособность легким постукиванием по головке фонендоскопа. После проверки вставьте головку фонендоскопа под край манжеты с внутренней стороны локтевого сустава напротив артерии. Поверните регулятор нагнетателя по часовой стрелке до упора. Сжимая и отпуская баллон нагнетателя, наблюдайте за показаниями манометра. Когда стрелка прибора приблизится к цифре 150, прекратите нагнетание воздуха и небольшим поворотом регулятора против часовой стрелки откройте воздуху выход из манжеты. Открыть выход нужно настолько, чтобы давление в манжете снижалось примерно на 2-5 мм рт. ст. в секунду. Непрерывно наблюдая показания манометра, заметьте значение давления, при котором начинают прослушиваться тоны сердца. Это значение соответствует верхнему артериальному давлению. При дальнейшем снижении давления в манжете нужно заметить показания манометра в тот момент, когда тоны сердца перестают прослушиваться. Это значение соответствует нижнему артериальному давлению. После завершения измерений поверните регулятор нагнетателя против часовой стрелки до упора, снимите манжету с руки и выпустите из нее воздух. Если первая попытка измерения кровяного давления оказалась неудачной, повторите все операции сначала с учетом сделанных ошибок. Повторные измерения кровяного давления у того же человека можно проводить не ранее, чем через 5 минут после первого измерения, когда восстановится нормальный кровоток в сосудах руки. №1. Найдите давление на дно Марианской впадины, если известна глубина ее составляет 1200 метров. №2. Водолаз опускается в море на глубину 90 м. определить давление воды на этой глубине. Плотность морской воды 1030 кг/м3 Ответ: 927кПа №3. Давление, создаваемое водонапорным баком водопровода равно 750кПА. Определите высоту столба воды в баке. Ответ: 75 м. №4. Определите атмосферное давление на высоте 1200 метров от поверхности Земли. | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
1. Как называют приборы для измерения давлений, больших или меньших атмосферного? 2. Как устроен и действует открытый жидкостный манометр? 3. Почему в открытом манометре уровни однородной жидкости в обоих коленах одинаковые? 4. Что доказывает опыт, изображенный на рисунке 127? 5. Как показать, что давление в жидкости на одной и той же глубине одинаково по всем направлениям? б. Как устроен и действует металлический манометр? | | | | | | |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. Измерить давление в разное время суток, до физической нагрузки и после. Сделать вывод. | Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. | Выделять существенную информацию | | Получать необходимую информацию. | | |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |