Технологическая карта урока – мастерской с применением технологии творческих мастерских по ФГОС «Построение углов»
ФИО учителя: Калинина Альбина Рифовна.
Класс: 5
Предмет: математика
Тип урока, его роль в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации изученного материала (мастерская построения знаний)
Цель урока: создать условия для обобщения знаний, полученных при изучении темы «Углы. Виды углов. Измерение и построение углов», в процессе их творческого осмысления
Задачи:
Образовательная: способствовать углублению знаний учащихся о видах углов, их измерении и построении.
Развивающая: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: воспитывать уважение, любовь, интерес к математике, воспитать уважительное отношение к позиции другого человека, математической культуре.
Планируемые результаты:
-личностные:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
-познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
-регулятивные:
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-предметные:
учащиеся должны характеризовать виды и особенности углов, сравнивать их; анализировать проблемы, решать проблемные задачи.
Дидактические средства:
для педагога: мультимедийный комплекс, презентация, раздаточный материал.
учащихся: рабочие листы, диагностические карты.
Содержание: В основе мастерской лежит метод «активного творческого воображения».
Методы и приёмы: Активные (учитель = ученик) и интерактивные (учитель = ученик = ученик);
Проблемный, системно-деятельностный подход, технология творческая мастерская, побуждающий диалог.
Технологии: педагогическая мастерская (мастерская творческого письма), ИКТ.
Ход урока
1. Индукция
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Рада приветствовать вас сегодня.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам поработать в мастерской - но не в швейной, не в столярной, а в познавательной.
Учитель: Как вы думаете, что вам предстоит сделать, чем заняться? (Стать мастерами… А это значит – что-то создать.)
Учитель: Но что именно? Творческий продукт.
Учитель: Договоримся о правилах работы на уроке. Работа на уроке осуществляется при помощи сигнальных карточек со словами «да», «нет». На каждый прозвучавший ответ вы поднимаете сигнальные карточки, если это «да», то вы выражаете своё согласие с ответом одноклассника. В случае расхождения мнений вы показываете другую карточку, идёт обсуждение, выявляется причина разногласия.
Сегодня на уроке за работу будут выдаваться жетоны со смайликами:
- «хмурый»- можешь работать лучше;
- «нейтральный» - хорошо;
- «веселый» - отлично.
Для получения оценки «5» необходимо набрать 5 веселых жетонов; для получения оценки «4» необходимо набрать 5 нейтральных жетонов.
Учитель: Желаю вам творческого вдохновения.
Учитель: Я предлагаю вам определить тему нашего урока.
Учитель: Давайте войдем в одну из комнат мастерской. Тут пробежала кошка и уронила карточки, лежащие на полке. В итоге, тут смешались вопросы и ответы на них. Давайте восстановим наши пары:
(Что такое угол? - геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
Какой угол называют развернутым? - Угол называют развёрнутым, если его стороны являются дополнительными лучами.
Чему равна градусная мера развернутого угла? - 180°
Виды углов и их градусные меры. – Развернутый:180°, прямой: 90°, острый: меньше 90° и больше 0°; тупой: больше 90° и меньше 180°
В чем измеряют углы? – в градусах
Что используют для измерения углов? – транспортир)
Учитель: Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Учитель: Итак, вы правы, сегодня в центре нашего внимания «УГЛЫ». Наша творческая мастерская называется «Построение углов» (СЛАЙД 2)
2. Самоинструкция
Учитель: чтобы пройти дальше нам необходимо ввести код от замка. Для этого самостоятельно определите градусные меры указанных углов с помощью транспортира.
Учитель: Назовите алгоритм измерения углов. (совместить центр транспортира с вершиной угла, одна из сторон угла должна проходить через начало отсчета на шкале (нулевое деление), другая сторона покажет величину угла в градусах)
Получившийся результат запишите там же.
1 2 3 4
Итак какие результаты получились?
100° 80° 40° 155°
Если вы согласны с ответом, используйте карточку «да».
3. Социоконструкция, социализация
Учитель: Далее мы идем в галерею нашей мастерской. Давайте добавим сюда наши картины. Каждая группа сделает рисунок на листе А4 с использованием углов (1 группа: тема животные, 2 группа – растения, 3 группа – электроника, 4 группа - одежда). Подпишите в углу листа фамилии.
Потом поменяетесь ими и определите с помощью транспортира градусные меры углов.
4. Афиширование
Учитель: Теперь каждая группа презентует получившуюся работу: что изобразил, каких элементов оказалось больше всего и т.п.
Какие вещи, части было легче всего изобразить с помощью углов? Где были затруднения?
Итак, мы украсили нашу мастерскую.
.5. Разрыв
Учитель: Идеальный уклон для лестницы 30°, он создается с помощью Тетивы. Тетива – это основа лестницы, несущая опорная конструкция, в виде наклонных балок. (слайд 7)
Учитель: У нас сломалась лестница в мастерской. Нам нужно её починить и установить угол наклона балок в 30 градусов. Для этого нам нужен макет угла из фанеры. Но сначала надо сделать бумажный шаблон угла, который затем приложим к фанере и выпилим нужный макет.
Учитель: Что мы с вами должны сделать? (шаблон угла в 30 градусов). При наличии транспортира отложить любой угол можно! Но представьте, что транспортира нет, и данный угол нужно получить здесь и сейчас!!!
Учитель: Можно ли построить угол без транспортира? (слайд 7)
Учитель: В чём же наше проблема? (как без транспортира построить угол в 30°, как изготовить шаблон угла в 30° без транспортира)
Учитель: Хватает имеющихся знаний для решения проблемы? У вас есть только квадратный лист бумаги! Предположим, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов!
Учитель: Как? Ваши предположения, как это можно сделать? (дать время подумать)
Учитель: Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат. Приглашаю присоединиться ко мне.
Эксперимент:
Учитель: Берем квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам. Затем, делаем второй сгиб, загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба.
Давайте прогладим получившийся угол и оторвем его.
Учитель: Как проверить градусную меру получившегося угла? (взять транспортир и измерить). Сколько градусов получился угол? Подтвердился эксперимент? Что нам нужно было получить? (шаблон угла). Какой вид угла мы получили? (острый)
5. Рефлексия.
- Какая была тема?
- Было ли вам интересно?
- Что понравилось больше всего?
Домашняя работа: Пункт 50, 51 учить, №7.28