II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 488: Из одного города в другой, расстояние между которыми равно 240 км, выехали одновременно автобус и автомобиль. Автобус прибыл в пункт назначения на 1 ч позже автомобиля. Найдите скорости автомобиля и автобуса, если за 2 ч автобус проезжает на 40 км больше, чем автомобиль за 1 ч | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Решение. Пусть х км/ч – скорость автобуса, а у км/ч – скорость автомобиля. Тогда ч – время в пути автобуса, а ч – время в пути автомобиля. Так как автобус приехал на 1 ч позже, то: за 2 ч автобус проезжает на 40 км больше, чем автомобиль за 1 ч, то Ответ: 80 км/ч и 120 км/ч; 60 км/ч и 80 км/ч. | Умение оценивать свои достижения |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – научиться решать задачи на работу | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Как мне нужно настроиться на работу на уроке? – Понимаю ли я важность умений решать задачи на работу? – Что я себе хочу доказать на этом уроке? – Почему начать учиться никогда не поздно? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
VI. Работа над темой урока. Решение заданий | Предлагает обучающимся ознакомиться с заданиями, которые предстоит выполнить сегодня на уроке. Дает возможность определить, какие задания лучше решить всем классом, а какие – самостоятельно. Задания. 1. (№ 493) Две бригады, работая вместе, могут выполнить производственное задание за 8 дней. Если первая бригада, работая самостоятельно, выполнит задания, а затем ее сменит вторая бригада, то задание будет выполнено за 20 дней. За сколько дней каждая бригада может выполнить данное производственное задание, работая самостоятельно? 2. (№ 494) Если открыть одновременно две трубы, то бассейн будет наполнен за 12 ч. Если сначала наполнять бассейн только через первую трубу в течение 5 ч, а затем только через вторую в течение 9 ч, то водой будет наполнена половина бассейна. За сколько часов может быть наполнен бассейн отдельно через каждую трубу? 3. (№ 506) В два одинаковых бассейна одновременно начали наливать воду. В первый бассейн поступает за час на 30 м3 больше воды, чем во второй. В некоторый момент в обоих бассейнах вместе оказалось столько воды, сколько составляет объем каждого из них. После этого через 2 ч 40 мин наполнился первый бассейн, а еще через 3 ч 20 мин – второй. Сколько воды поступало за 1 ч в каждый бассейн? | Анализируют предложенные задания. Определяют, с какими заданиями они справятся самостоятельно, а какие задания требуют помощи учителя или совместной работы всего класса. Решения. 1. Пусть х дней выполняет первая бригада всё задание, а дней – вторая бригада. Значит, часть задания выполнит первая бригада за один день, а – вторая бригада за один день и – за 8 дней, а – первая бригада за 8 дней. По условию известно, что за 8 дней было выполнено все задание, тогда Если задание будет выполнено за 20 дней, то за дней выполнит первая бригада задания, а за – выполнит вторая бригада задания. За 24 дня выполнит вторая бригада, за 12 дней – первая бригада; или за 10 дней вторая бригада, за 40 дней – первая бригада. 2. Пусть х ч – требуется для заполнения бассейна через первую трубу, а у ч – через вторую трубу. Тогда заполняет первая труба за 1 ч, а за 12 ч, значит, заполняет вторая труба за 1ч, а за 12 ч. По условию известно, что две трубы заполнят бассейн за 12 ч; водой будет заполнена бассейна, если заполнит первая труба за 5 ч, а затем Значит, 16 ч – требуется первой трубе, чтобы заполнить бассейн, 48 ч – требуется второй трубе. 3. Пусть х м3/ч – скорость воды, поступающей во второй бассейн, тогда (х + 30) м3/ч – поступает в первый бассейн. Пусть t ч – время, когда в обоих бассейнах вместе оказалось столько воды, сколько составляет объем каждого их них. Получим уравнение: По условию известно, что через ч после этого наполнился первый бассейн. Получим уравнение: а через 6 часов наполнился второй бассейн. Получаем уравнение: х1 = не удовлетворяет условию задачи x 0 x2 = Значит, 60 м3/ч – поступало воды во второй бассейн. 60 + 30 = 90 (м3/ч) – поступало воды в первый бассейн | Умение самостоятельно принимать решения |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Чего я достиг на уроке? – Насколько быстро и качественно я могу решать задания? – Доволен ли моей работой на уроке учитель? Какие советы я получил от него на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |