СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математика 3 класс «решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики 3 класс "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математика 3 класс «решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз»»

Технологическая карта урока математика 3 класс «Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз»

Цели педагогической
деятельности

1. Закрепить умение решать задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз;

2. Сравнивать решение задач данного вида с задачами на уменьшение числа на несколько единиц;

3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, знание таблицы умножения и деления.

3.Совершенствовать навыки счёта и умения решать задачи.

4.Развивать зрительную и слуховую память;

Тип урока

Урок закрепления

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь раскрывать смысл слов «больше, меньше в несколько раз»,

  • уметь рационально применять приемы вычисления для табличного умножения и соответствующих случаев деления (с числами 2,3,4,5),

уметь применять ранее изученные навыки вычисления числовых выражений

Личностные

  • осознавать собственные знания по теме и умение их применить,

  • понимать успешность выполненной работы,

  • уметь самостоятельно преодолевать трудности.

Метапредметные

  • уметь анализировать предложенные задачи и выделять главное,

  • логически строить план решения,

  • прогнозировать результат задачи,

  • уметь раскрывать смысл слов «больше, меньше в несколько раз»,

  • контролировать правильность и полноту выполнения действий,

  • уметь применять навыки взаимоконтроля при проверке работы,

  • проявлять навыки культуры общения и взаимопомощи, умение работать в группе.



Методы и формы обучения

индивидуальная, фронтальная, групповая;

Объяснительно-иллюстративный, практический методы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Мотивационный


Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра,

Но вот пришло мгновенье,

Серьёзным быть пора.

Влево , вправо повернулись

Гостям нашим улыбнулись.

И друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

Я рада видеть вас всех на уроке математики.

-А какое настроение у вас сегодня?

Начать работу мне хотелось бы с высказывания древнегреческого философа «Ученик, который учиться без желания- это птица без крыльев». И мне хотелось бы, чтобы у вас всегда было желание учиться, узнавать что – то новое и только в этом случае вы будете взлетать всё выше и выше.



Садятся. Отвечают на вопросы.






Радость, доброту, тепло

-узнать что-то новое;

- сделать новое открытие;

-хочу, чтобы урок был полезным;

-хочу, чтобы урок был интересным;

принёс радость общения


2.

Определение темы урока.

Актуализация знаний .









3. Постановка учебной проблемы





















4. Закрепление изученного



















































- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие. По морям, по волнам мы с вами поплывём к Земле Знаний и закрепим наши знания при решении задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

-Какие цели поставим на урок?

А ещё нас ждут много приключений, где вы проявите свою доброту, взаимовыручку, умение быстро принимать решение.


- Занимаем свои каюты по цвету тельняшки (красная, синяя, чёрная)

Учитель: Молодцы! А сейчас откройте свои бортовые журналы (тетради), запишите дату нашего путешествия.

-А отправимся мы в путь вот на этом красивом корабле.

- Хотите узнать название корабля?

Тогда надо решить примеры и расшифровать это слово.

9 х 4 =
20 : 4 =
4 х 8 =
24 : 3 =
28 : 4 =
6 х 4 =

У    Р   Б   А    Д    Ж 
32   5     7   24   36    8

- Скажите, что нужно взять с собой в путешествие?

На нашей карте нет названий, есть только условные обозначения.

(на доске начерчена ломаная линия)

Условные обозначения карты:

  • У.С. – устный счёт

  • Д.М. – длина маршрута

  • П.к. – подводные камни

  • ЗПД – залив Правильных действий

  • ОВР – остров Верных равенств

  • Б.Пр. – Бухта Правил

  • М.З. – мыс Задач.

  • Зем.Зн. – Земля Знаний

Отправляемся в путешествие из порта Устного счёта.

- Сколько раз по 4 содержится в 12?

- Делимое 18, делитель 6, а частное?

-Найти произведение чисел 5 и 6.

-Увеличить 8 в 3 раза.

-Увеличить 8 на 3.

-Найти частное чисел 45 и 9.

-Уменьшить 18 в 3 раза.

-Уменьшить 18 на 3.

-Какое число больше 9 в 2 раза.

-Какое число меньше 36 в 4 раза.


Решите задачи

1) В одном доме 7 этажей. Сколько этажей в двух таких домах?

2) В одном ящике 16 кг яблок, а в другом в 4 раза меньше. Сколько кг яблок в другом ящике?

3) С одной грядки сняли 20 огурцов, а с другой на 5 огурцов меньше. Сколько огурцов сняли со второй грядки?

4) Сыну 8 лет. Отец в 5 раз старше. Сколько лет отцу?

5) В деревне 28 деревянных домов, а каменных в 7 раз меньше. Сколько всего домов в деревне?

6) В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе больше, чем в первой?

-Молодцы, справились с заданием.

Какую фигуру напоминает этот маршрут?

Узнайте длину нашего пути. 

-Как узнали? Какое правило применили?



Верное решение! Поднять паруса, набираем скорость.

Внимание! Впереди подводные камни.

(на доске вывешивается таблица с «камнями)

Чтобы продолжить путешествие, мы должны их преодолеть. (вставить пропущенные числа)


-Мы приплываем в залив Правильных действий.

(на карточках записаны выражения, вы должны их решить)

Какое правило надо применить для решения этих примеров?

18:(11–5)+47=50
45–6x3:9=43
20 : 5 + 6 x 3 =22

7 + 21 : (13-6) = 10


28+10:5-8= 22

(80-35):5х4= 36

12:6+20:5 = 6

60 – (24 + 3) : 3 = 51


3 х (35 : 7)+ 7= 22

40 : (25:5) х 2= 16

45: (3х3) х 4=20

5 + 3 х ( 14 – 8 ) = 23

Для проверки обмениваются карточками с соседними группами и выполняют проверку заданий.








Будем решать задачи, повторим таблицу умножения.














Да




(решают примеры в группе)  Корабль называется «Дружба»






Карту.
























































Ломаную линию.

40 км.

 Сложили длину ломаной линии.


























Правило порядка действий. (ученики решают в тетради)





































5.Физминутка






















































































Плывём дальше! Мы на острове Верных равенств.

(на карточках записаны числа)

28   7   4  ;          4   36   9  ;   35 7 5   

–Составьте верные равенства, используя данные числа.

– Какое действие применили?

– Назовите компоненты умножения?


-Используя данные числа, составьте ещё верное равенство.


- А теперь какое действие применили?


- Назовите компоненты деления?

– Кто может рассказать, как связаны между собой действия деления и умножения?

- Солёная вода в бортовом журнале размыла запись (на карточках).

□ • 4   = 24, 6 • □  = 30, 32 : □ = 8

– Неизвестное число обозначьте х. Что получилось?

– Решите эти уравнения в группе. (проверяем у доски,)

- Молодцы! И с этим заданием справились! А теперь немного отдохнём.

Встали путешественники ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идём по кругу,

Улыбаемся друг другу.


- А мы тем временем приплываем в Бухту Правил.

– Что значит:

-увеличить число в несколько раз ?

-уменьшить число в несколько раз?

-увеличить число на несколько единиц?

-уменьшить число на несколько единиц?

-  Мы добрались до острова Задач. Откройте учебник на стр.39. Как много здесь водоплавающих птиц! (картинки в учебнике)

– Давайте решим задачи.

-Прочитайте условие задачи.

Вопрос. Можем ответить на вопрос сразу?

Какая это будет задача?

(стр. 39 учебника, разбор задачи №1 с комментированием у доски, составим краткую запись)

Задача №1.

Решение: 9:3=3 (ут.)

Ответ: 3 утки плавали в пруду. (проиллюстрируйте задачу на доске)

(задача №2 разбирается устно, а затем ученики самостоятельно записывают решение задачи в тетрадях) и схематический рисунок

Задача №2.

Белых лебедей – 5 шт.

Чёрных лебедей - ? на 3 м.

Решение: 5 - 3=2 (ут.)

Ответ: 2 чёрных лебедя в зоопарке.

– Почему разное решение? (делаем анализ задач)

-У вас на карточках есть данные задачи, вам нужно

составить по ним задачу:


Орехов – 9

Грибов -? В 2 раза больше, чем орехов.

Шишек -? на 10 меньше, чем грибов.


- Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Можем это узнать? Каким действием?

- Теперь можем ответить на вопрос задачи?

- Каким действием?


- Запишите решение и ответ по действиям.

- Запишите решение выражением.

- Верно решили!

А закончим наше путешествие, выполнив самостоятельную работу в главном бортовом журнале. № 3

- Ребята, как вы думаете, теперь мы можем решить любую задачу?

Вот сейчас и проверим, как вы поняли тему урока. Вам нужно решить задачи устно, записывая в тетради только ответы.


1. В одном аквариуме 9 рыбок, а в другом в 2 раза больше. Сколько рыбок во втором аквариуме?
2. В одной пачке 15 жвачек, а в другой в 3 раза меньше. Сколько жвачек во второй пачке?
3. Торт стоит 32 рубля, а пирог на 4 рубля дешевле. Сколько стоит пирог?
4. Я задумала число, уменьшила его в 4 раза и получила 8. Какое число я задумала?
5. На платье идет 3м ткани, а на костюм в 2 раза больше. Сколько метров ткани нужно на костюм?

18, 5, 28, 32, 6









Применили действие умножение. Компоненты умножения: множитель, множитель, произведение.

(деление)

(делимое, делитель, частное)


Умножение проверяем делением, а деление – умножением.


Получились уравнения

 х • 4 = 24

6 • х =30

32 : х = 8






Ответы детей.
































Простая.











В первой задаче говорилось, что уток было в 3 раза меньше и поэтому применили действие деление. Во второй задаче говорилось, что чёрных лебедей было на 3 меньше и поэтому применили действие вычитание.





























Это задача составная





















Итоги урока.

Домашнее задание.




Рефлексия

Оценки .

-Д. з карточки, составить 2 задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.


- Пришло время подвести итог нашего урока.

- Путешественники в синей каюте, хотелось бы услышать, что интересного и полезного узнали на уроке, что понравилось?

-Путешественники в чёрной каюте, хотелось бы услышать, где нам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Путешественники в красной каюте, поделитесь какие эмоции вы испытали на уроке, какое у вас настроение после нашего урока?








































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!