СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики "Измерение углов. Транспортир."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Измерение углов. Транспортир."»

Технологическая карта урока


Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания.


Технология построения урока

Проблемно-диалоговая.

Тема

Измерение углов. Транспортир.

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями о градусной мере угла и способе её измерения.

Основные термины, понятия

Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла.



Планируемый результат

Предметные умения

  • иметь представление о понятиях "величина угла", "градусная мера угла";

  • знать единицу измерения угла – «градус»;

  • уметь измерять величину угла разными способами (на глаз, наложением);

  • уметь измерять величину угла с помощью транспортира;

  • уметь строить в тетради угол заданной величины.

















Личностные УУД:


  • устанавливать связь между целью учебной деятельности, ее мотивом и её результатом;

  • определять общие для всех правила поведения в коллективе и в группе;

  • оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей). Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • составлять инструкцию и формулировать правила;

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • осуществлять сравнение и классификацию, указывая на её основание;

  • уметь использовать компьютерные технологии для достижения своих целей;

  • строить логически обоснованные рассуждения;

  • самостоятельно составлять инструкции и планы и уметь по ним работать.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и коллективе;

отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, прислушиваясь к мнению других.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная



Книгопечатная продукция

Математика: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.- М.; Мнемозина, 2013


Технические средства обучения

ПК и МД проектор с презентацией Power Point по теме.



Дидактические задачи этапов урока


п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память).

3

Выявление места и причины затруднения

Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения и выявить место затруднения.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач, определить средства достижения цели.

5

Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках.


6

Первичное закрепление

Организовать усвоение учениками нового способа действия.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создать условия для выполнения самостоятельной работы.

8

Включение в систему знаний и повторение

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Выявить качество уровня овладения знаниями; проанализировать и оценить качество полученных знаний.



Технология изучения




Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности


Регулятивные: самоконтроль; организация учебного места

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

Что должно находиться на вашем рабочем месте сегодня, на уроке? Почему?

Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать их с аппетитом».

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету.

Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием,

потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни.


Дети проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Предметные:

- правильно называть геометрические фигуры;

- сравнивать фигуры способом «наложения»


Метапредметные (УУД):


познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- выполнять анализ;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1) Какую геометрическую фигуру мы проходили на прошлом уроке?

2) Дайте определение угла.
3) Какие углы называются равными?

4) Какой угол называется развернутым? прямым?

5) Какие еще бывают углы?

6) Придумайте вопрос по рисунку и задайте кому-либо из класса.


Учащиеся воспринимают информацию учителя, отвечают на его вопросы, вспоминают понятия прошлых занятий.


Выявление места и причины затруднения

Предметные:

- выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Какой из углов, изображенных на рисунке наименьший? Кто знает, как называют прибор для измерения углов?


Задание: измерьте с помощью транспортира эти углы.

Давайте сравним полученные результаты измерений. 

Почему они получились разные? В чем проблема? Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).

Учащиеся предлагают свои решения.










Отвечают на вопросы.



Работают в группе:

Учащиеся выполняют решение предложенной задачи и многие понимают, что необходимо знать алгоритм измерения углов с помощью транспортира.



Построение проекта выхода из затруднения

Личностные: выражение своих мыслей, познавательная мотивация;


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, создание алгоритма действий Коммуникативные: постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Можете сформулировать тему урока?

Тема урока: «Измерение углов. Транспортир».

Цель урока: Научиться измерять углы с помощью транспортира.

Задачи:

- научиться пользоваться транспортиром;

- научиться измерять углы;

- научиться откладывать углы.


Оказывается, угловая мера возникла много тысяч лет тому назад в древнем Вавилоне. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.

Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.

Возраст транспортира составляет около 3400 лет.

А теперь вернемся к измерению наших углов. Так как же правильно пользоваться транспортиром?


Теперь сравним ваши ответы с алгоритмом (на экране).

Правило:

1.Приложить центр транспортира к вершине угла;

2.Совместить линейку транспортира с одной из сторон угла;

3.Отсчитать от отметки 00 количество делений до второй стороны;

4.Записать, чему равна величина угла.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи.








Делают предположения.



Реализация построенного проекта

Предметные:

  • уметь измерять углы с помощью транспортира;

  • уметь строить угол заданной величины.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

  • работать по плану;

  • познавательные:

  • осуществлять сравнение и анализ учебного материала;

коммуникативные:

  • уметь организовать учебное сотрудничество;

- уметь аргументировать своё мнение.

А теперь еще раз измерьте углы пользуясь алгоритмом и запишите результаты.


Задание 1. Отложите угол равный 1350 .

Учитель выполняет построения на доске по правилу.

А





О В

Обучающиеся предлагают варианты шагов для выполнения построения, формулируют правило.

Правило:

1.Начертить луч ОВ;

2.Приложить к началу луча центр транспортира, совместив со стороной угла ОВ;

3.Найти отметку 1350 и поставить точку;

4.Соединить данную точку с началом луча О;

5.Отметить точку А и выделить угол.



Первичное закрепление

Предметные:

  • уметь сравнивать углы «наложением»;

  • уметь измерять углы с помощью транспортира;


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

  • уметь проводить сравнение и анализ;

познавательные:

  • осуществлять сравнение и анализ учебного материала;

коммуникативные:

  • уметь организовать учебное сотрудничество в паре.


Задание 2. Измерьте углы, представленные на экране и запишите результаты в тетрадь.

Задание 3. Работа в парах по плану.

На каждую парту выданы 6 шаблонов углов, вырезанных из красной, желтой и зеленой бумаги (по три пары равных).


Данные шаблоны в дальнейшем будут использованы для рефлексии.

План работы:


1.Сравните углы наложением.

2.Разбейте на две группы.

3.Выполните измерение своих трех углов.

4.Сравните результаты с напарником.

5.Оцените работу напарника и себя.

Учитель подводит итоги, выявляет пробелы для коррекции на следующем этапе.


Обучающиеся выполняют практическое задание самостоятельно и по плану.



Физкультминутка


Личностные: осознание ценности здоровья.

  • Покажите руками угол 90°, 180°.

  • Покажите руками острый угол, тупой угол.

  • Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.

  • Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.

Выполняют физические упражнения.


Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону



Предметные: умение строить угол, измерять угол;


Метапредметные:

регулятивные:

  • уметь проводить сравнение и анализ;


Личностные: активность при решении математических задач



В ыполняют самостоятельную работу по готовым чертежам.

Далее стр.251. №1649,1650.


Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. Результаты записывают в тетрадь.


Далее проверяем по экрану.


Включение в систему знаний и повторение

Личностные: умение вносить коррективы в свои вывод

Метапредметные: умение представлять результаты своей работы в устной форме.


Ответьте на следующие вопросы:

- С какой темой познакомились на уроке?

- Для чего служит транспортир?

- На сколько делений разделена шкала транспортира?

- Что такое градус? Как его обозначают?

- Сколько градусов содержит прямой угол?

- Сколько градусов содержит развёрнутый угол?

- Расскажите, как измеряют углы транспортиром.



Отвечают на вопросы, делают выводы.


Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные:


устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):


регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;


коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?


У вас на столах лежат ваши макеты углов, которые вы измеряли. Они разных цветов: красный, желтый и зеленый.


Оцените с помощью этих фигур результат урока:

- если вы всё поняли, и научились всему вышесказанному, поднимите зелёный уголок;


- если вы не всё поняли – желтый;


- если вы ничего не поняли и ничему не научились – красный.


Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, анализируют полученные знания, сопоставляют с поставленными задачами и оценивают свою работу на уроке.


Информация о домашнем задании


коммуникативные: умение слушать

п.42 (читать, учить определения)

№ 1682,1683.

Творческое задание: сочинить сказку про транспортир.

Записывают домашнее задание в дневник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!