1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.
3. Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.
1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.
2.Умеют письменно умножать на двузначные числа.
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | I этап. Самоопределение к деятельности. (2 мин.)
Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки. | Знакомится и создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность. Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я знаю вас как очень смышленых, любознательных, целеустремленных ребят, которых не пугают никакие трудности. Именно эти ваши качества востребуются сегодня на уроке. - Повернитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте удачи соседу по парте. - Какие эмоции вы получили от дружеских улыбок? - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделают 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? - Я желаю вам сделать много хороших дел на уроке и получить положительные эмоции от результатов своей работы. -Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Вы с ним согласны? -Не будем терять время. Посмотрим, какие шаги мы делаем при открытии нового знания? Слайд 2. (Ой, ребята, кажется я что-то напутала. Помогите мне восстановить правильную последовательность действий.) |
- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих и т.д.
Хором читают по экрану. - Да. Знакомятся с содержанием слайда. Называют правильную последовательность этапов урока. |
Личностные УУД: самоопределение |
2. | II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. /4 мин./ Цель: 1) актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; 2) фиксация свойств умножения и приемов умножения(устных и письменных); 3) фиксация индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) Слайд 3. 1-й шаг – «Вспоминаем то, что важно для урока» Слайд 4. - Посмотрите внимательно на экран, исследуйте записи в первом треугольнике и предложите работу, которую необходимо выполнить. -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1) 6·9= 54 2) 26·3 3) 32· 30 4) 72· 43 | Участвуют в диалоге.
Нужно найти значения произведений. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 4) затрудняются | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические;
Коммуникатив ные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
3. | III этап. Выявление места и причины затруднения. /1 мин/ Цель: 1) организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение; 2) выявление и фиксирование причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения задания такого типа. | - Почему вы затруднились назвать произведение в четвертом треугольнике?
-Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше?
- У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения?
- Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний? | - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце). Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. - Нет.
| |
4 | IV этап. Постановка учебной задачи, темы урока. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) Цель: построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1.уточнение цели проекта; 2. уточнение темы урока; 3. определение средств; 4. построение плана достижения цели | - Значит, время определить основной вопрос урока. - Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? Слайд 5.
- Сформулируйте тему урока. Слайд 6.
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? Слайд 7. - Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. - Какие приемы из изученных мы применим? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) Слайд 8. |
-Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа. - Умножение на двузначное число. Объясняют приём умножения.
- Нет. - Нет.
- Да. -Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное: 1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. 3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. Прочитать ответ. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД: - целеполагание;
Коммуникатив ные: - умение выражать свои мысли; |
5 | V этап. Реализация построенного проекта (8 мин) Цель: 1)организовать фиксацию нового способа действия в речи: правило 2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик. 3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию) 3)организовать уточнение общего характера нового знания
| -2-ой шаг: Слайд 9. «Открываем новые знания» Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм. 72*43=? Слайд 10. - Посмотрим результаты. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий? Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть).
- Подошла ли к вашему заданию данная схема? - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? - Почему сложно было справиться с заданием?
- Какую цель поставим дальше?
-Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? -Эту работу я предлагаю выполнить под девизом: Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь один, сделаем вместе. Можно пользоваться карточками-помощницами. Сформулировать недостающие шаги в алгоритме. Составить опорный сигнал. Учитель по ходу чтения алгоритма учащимися фиксирует на экране схему – опору. Слайд 10. -Решите пример, опираясь на полученный вами схему-опору (те, кто не смог решить ранее). Проверка по эталону. Слайд 11. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно? - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? |
Ответы учащихся.
Записывает решение на доске (если может, комментирует). Нет. -Умножение на десятки. Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число -Узнать алгоритм умножения на двузначное число. -Уточнять уже известный.
Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке, зачитывают.
Проверяют. -В учебнике (сравнивают с объяснением темы на с. 44) Ответы учащихся. Умножать на двузначное число. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
| Физкультминутка (0,5 мин) | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Покружились, повертелись, и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. |
6. | VI этап. Первичное закрепление с проговариванием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? - Какую цель вы поставите на следующий этап?
- Что для этого надо сделать? -Следующий наш шаг: Слайд 12. «Применяем новые знания» а) с.44, № 156. Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Подготовка в парах. Вспомните правила работы в паре. б) с.44, №157(1,2 примеры) - с комментированием у доски, остальные самостоятельно. –Проверьте, пожалуйста правильность выполнения примеров по алгоритму. (На доске) -Как вы думаете, нет ли “опасного места” при решении таких примеров? - Посмотрите на пример. Где допущена ошибка? Слайд 13. |
-Нет. -Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число. -Потренироваться в использовании нового алгоритма.
Объясняет 1 из пары.
Два ученика работают у доски, остальные в тетради.
Объясняют. | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения;
|
7. | VII этап. Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. /3 мин./ Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. - Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа
| - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. ( 984 ·17 583 · 38) Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. Выводит ответы к заданию на экран. Слайд 14. - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? |
- Решить примеры самостоятельно.
Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Ответы детей | Регулятивные УУД: Прогнозиро вание; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество; |
8. | VIII этап. Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./
Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | - При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке? А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 15 Красная – (сложное) х-783=58*45 Желтая - среднее) х : 12 =336 Зеленая – (легкое) 5 · х = 3190 - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. - Сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД 16
| При решении задач, уравнений.
Выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | Познаватель ные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
9. | IX этап. Рефлексия учебной деятельности. 1.Что нового узнали? / 3 мин./ Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания.
2.Домашнее задание | -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Оцените свою работу на уроке, используя модели цветов, которые лежат у вас на парте: - кто научился умножать на двузначное число, и может объяснить это другому человеку, например, другу –выберите зеленый цветок; -кто научился умножать на двузначное число, но пока еще не может объяснить прием другому человеку, - выберите желтый цветок; - кто еще не уверен в своих возможностях – выберите красный цветок. Давайте составим большой букет из ваших цветочков. Это наглядный результат вашей работы на уроке. Проводит инструктаж домашнего задания. 1) С 44, №157 (3,4 примеры) – обязательный для всех 2) С. 44, №159– предлагаю тем, кто не боится трудностей. 3) Придумать и записать примеры на умножение на двузначное число – для тех, кто любит творить. - Вспомните девиз нашего урока. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Спасибо вам за активное участие. Мне было очень приятно работать с вами. | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм
Ответы детей.
(Каждый ряд получает лист А 3 с нарисованной вазой и стеблями цветов и, ученики прикрепляют к нему свои цветки).
Записывают задание в дневники.
| Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познаватель ные: - умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |