- Воспитывать интерес к предмету.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Словесный | Здравствуйте, ребята! − Все готовы к работе? Садитесь, пожалуйста! − Ребята, на уроке нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, и с неудачами справляться тоже вместе. − Итак, мы начинаем! Открываем тетради и пишем сегодняшнее число, классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Открывают тетрадь. Записывают число и “классная работа”. | Р: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. К: слушать и понимать речь учителя. |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Словесный, наглядный | - Посмотрите на доску и скажите, с чем мы будем работать сегодня на уроке? На доске расположены геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Все фигуры сделаны из картона одного цвета. Поверхность треугольника сделана специально неровная, с бугорками. - Что это за фигуры, как они называются? - Что в них общего? - А есть ли среди них лишняя фигура? Почему она лишняя? - Мне нужен один помощник, чтобы исследовать данные фигуры. - Потрогай, погладь поверхность лишней фигуры – треугольника. - Какая она? - А теперь исследуй поверхность оставшихся фигур. Какая у них поверхность? - А ещё такую поверхность называют плоской. - Что значит плоский, как вы понимаете? - Чтобы проверить правильность ваших высказываний, что нужно сделать? - Давайте обратимся к словарю. | - С геометрическими фигурами. - Это квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. - Они одного цвета. Изготовлены из одного материала. - Да. Круг, у него нет углов. - Треугольник, у него поверхность отличается от других фигур. Один ученик выходит к доске. - Поверхность неровная, негладкая, на ней есть ямки и бугорочки. - У других фигур поверхность гладкая, ровная. - Это - ровный, гладкий, без неровностей. - Посмотреть в учебнике или в словаре. Один ученик читает определение в словаре, другие ребята читают определение, которое выписано на доске. - Плоский – значит ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью. | Р: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Л: самооценка на основе критериев учебной успешности. П: классифицировать разряды, анализировать многозначные числа: раскладывать на разрядные слагаемые. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный, проблемный | У вас на партах лежат объемные фигуры, назовите их. -Какие из них имеют плоские поверхности? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? | цилиндр, куб. параллелепипед, шар, пирамида, конус куб, параллепипед, пирамида. О плоских поверхностях предметов и о плоскости | П: построение речевого высказывания Р: определять цель учебной деятельности и сохранять её до конца учебных действий; планировать свои действия при изучении нового материала. К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникшей проблемы; оформлять свои мысли в устной форме Л: осознать неполноту знаний, проявлять интерес к новым знаниям. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный, проблемный | – Какую цель мы поставим? - Ребята, как вы думаете, я случайно попросил вас обратить внимание на поверхность фигур? – Чем мы будем заниматься на уроке? -Закройте глаза и представьте море, безветренная погода, море спокойное, на нём нет не единой волны. Море простирается без конца и края так, что мы не видим берегов. Плоскость - это как поверхность моря, когда не видно берегов. Если же представить, что плоскую поверхность можно продолжить во всех направлениях так, чтобы у неё не было краёв, то в таком случае мы получаем плоскость. Плоскость не имеет краёв, она продолжается во всех направлениях без конца и края. -Чем же отличается плоская поверхность от плоскости? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. | научится узнавать плоские поверхности, познакомиться с их свойствами - Нет. - Будем работать над изучением поверхностей фигур. плоскость не имеет краёв и можно продолжить во всех направлениях плоские поверхности. | П: ориентироваться в своей системе знаний. Р: определять цель учебной деятельности и сохранять ее до конца учебных действий; планировать свои действия при изучении нового материала. К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникшей проблемы; оформлять свои мысли в устной форме. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный, наглядный. | - При выполнении задания по определению плоских поверхностей у вас возникли трудности. Давайте попробуем разрешить их. - С какими геометрическими телами были затруднения? Почему? - А у каких тел легко определили плоские поверхности? - Давайте понаблюдаем, возьмём в руки куб, проведём по одной плоской поверхности, по другой плоской поверхности. Что есть у этих поверхностей? - Проведите рукой по поверхности шара. Что заметили, есть у этого тела край? - Значит, какой можно сделать вывод из наших наблюдений? - Как проверить правильность наших рассуждений? - Откроем учебник на странице 35 и прочитаем сведения в жёлтой рамочке. - Помогут новые сведения решить проблемы, которые у нас возникли? (Учитель вместе с детьми разбирают трудности, которые возникли при работе с цилиндром, конусом, шаром.) - Итак, ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке математики? - Ребята, можем мы дополнить тему нашего урока: “Плоские поверхности. Плоскость”? - Приведите примеры плоских поверхностей из окружающей обстановки. | - С цилиндром, конусом и шаром. Затруднялись, не могли найти плоские поверхности. - У куба, параллелепипеда и у пирамиды. - Края - У шара краёв нет. - У плоских поверхностей есть края. - По учебнику. - Плоские поверхности имеют края. У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях. -да - Что плоские поверхности – это поверхности гладкие, ровные без возвышений и углублений. У плоских поверхностей есть края, а у плоскости краёв нет. Плоскость можно продолжить во всех направлениях. - Да - Столешница у стола, учебник, доска, пол в классе. | К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Л: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач. |
6. Физминутка | наглядный | Показывает движения. | Выполняют движения | |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный, наглядный, практический | Задание 1 а) Найти на рисунке плоские поверхности (поверхность стола, сиденье стула и т.д.). б) Найти плоские поверхности в окружающей обстановке (парта, доска, стул и т.д.). Задание 2 Раскрась плоские поверхности в синий цвет (куб, верх цилиндра, параллелепипед, пирамида). Как называются предметы?(a-цилиндр, б-куб, с-конус, d-параллелепипед, e- пирамида, f-шар). | Выполняют задания | П: ориентироваться в своей системе знаний. Р: оценивать результаты своей работы, вносить коррективы после его завершения; оценивать уровень своих достижений для дальнейших учебных действий. Л: осуществлять рефлексию. К: строить речевое высказывание, аргументировать свой ответ; уметь договариваться и находить общее решение, работая в группе. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Практический, наглядный | - Выполняем задание №3, страница 35. Прочитайте задание про себя. Скажите, что нужно сделать в задании? - Выполняем задание №3 в учебнике по этапам с комментарием. | - Нужно провести две пересекающиеся прямые, которые проходят через точку О. Определить, на сколько частей эти прямые разделили плоскость и раскрасить эти части в разные цвета. 1. Проводим через точку О прямую. 2. Проводим вторую прямую, которая пересекает первую прямую в точке О. 3. Две пересекающиеся прямые делят плоскость на 4 части. 4. Раскрашиваем каждую часть разными цветами. | Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
9. Включение в систему знаний, повторение | Практический: повторение изученного. | Cтр 36 Задание 4 Задумано число, к которому прибавили 25, затем вычли 8, еще раз вычли 12 и прибавили 36. Конечное число получилось 46. Какое число было задумано? X +25-8-12+36=46 1)46-25=21 2)21+8=29 3)29+12=41 4)41-36=5 Ответ: число 5. - Проверяем. Объясни, как нашёл задуманное число? Какими знаниями пользовался? - Кто сделал правильно задание. Молодцы! - Остальные ребята, найдите свою ошибку там, где у вас не получилось(Учитель и правильно решившие ученики помогают найти и разобрать ошибки другим ученикам.) | Один ученик решает задачу на доске, остальные ребята решают в тетрадях. Х + 25 - 8 - 12 + 36 = 46 Х = 46 - 36 + 12 + 8 - 25 Х = 5 - Я находил неизвестное число с помощью уравнения. Чтобы найти задуманное число, нужно выполнить обратные операции. | П: проявляют познавательную инициативу. |
10. Рефлексия учебной деятельности | Словесный | - Урок подходит к концу. Вам было интересно на уроке математики? Почему? - Что вы считаете нужным запомнить? - - А эти знания вам нужны в жизни? - Домашнее задание: у геометрических тел, которые вы сделали к сегодняшнему уроку, найдите плоские поверхности и докажите. - Спасибо за урок. | - Да. Мы интересно работали с геометрическими телами. Находили значение выражения. Что такое плоская поверхность, чем она отличается от плоскости. Что не все геометрические тела имеют плоские поверхности. - Да. Мы сможем на практике определять плоскость и плоские поверхности. Это интересно. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осознанно строить речевое высказывание. К: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Л: осознание значимости полученных знаний и необходимости их применения. |