СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики по теме «Плоские поверхности предметов. Плоскость»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме «Плоские поверхности предметов. Плоскость»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»










Технологическая карта урока математики

по теме «Плоские поверхности предметов. Плоскость»






Выполнил студент 3 курса 311 группы

Фадеев Вадим Николаевич








Саратов 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: математика

Класс: 2

Учебник (УМК): учебник Л. Г. Петерсон «Математика», 2 класс, УМК «Перспектива».

Тема урока: Плоские поверхности предметов. Плоскость.

Цель урока: cформировать представления о плоской поверхности и плоскости.

Задачи:

- Научить сравнивать и приводить примеры плоской и искривленной поверхности;

- Развивать пространственное мышление;

- Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник для второго класса Л.Г. Петерсон “Математика” 2 часть; геометрические фигуры и тела: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед, шар; карточки с изображением геометрических тел: цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед, шар; листы бумаги и фломастеры.


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Познавательные УУД

Формулировать познавательную цель;

Ориентироваться в своей системе знаний;

Открывать и структурировать знания с помощью учителя;

Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.


Регулятивные УУД





Определять общую цель урока;

Контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

Оценивать готовое решение учебной задачи в оценочном листе.





Коммуникативные УУД

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Устанавливать рабочие отношения со сверстниками, обеспечивать бесконфликтную совместную работу в паре;

Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.


Личностные УУД

Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний;

Организовать собственную деятельность для решения поставленных задач.





Характеристика этапов обучения


Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Словесный

Здравствуйте, ребята!

Все готовы к работе? Садитесь, пожалуйста!

Ребята, на уроке нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, и с неудачами справляться тоже вместе.

Итак, мы начинаем! Открываем тетради и пишем сегодняшнее число, классная работа.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.





Открывают тетрадь. Записывают число и “классная работа”.

Р: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

К: слушать и понимать речь учителя.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Словесный, наглядный

- Посмотрите на доску и скажите, с чем мы будем работать сегодня на уроке?

На доске расположены геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Все фигуры сделаны из картона одного цвета. Поверхность треугольника сделана специально неровная, с бугорками.

- Что это за фигуры, как они называются?







- Что в них общего?







- А есть ли среди них лишняя фигура? Почему она лишняя?







- Мне нужен один помощник, чтобы исследовать данные фигуры.



- Потрогай, погладь поверхность лишней фигуры – треугольника.

- Какая она?

- А теперь исследуй поверхность оставшихся фигур. Какая у них поверхность?

- А ещё такую поверхность называют плоской.



- Что значит плоский, как вы понимаете?

- Чтобы проверить правильность ваших высказываний, что нужно сделать?

- Давайте обратимся к словарю.







- С геометрическими фигурами.





















- Это квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.



- Они одного цвета. Изготовлены из одного материала.



- Да. Круг, у него нет углов.

- Треугольник, у него поверхность отличается от других фигур.

Один ученик выходит к доске.





- Поверхность неровная, негладкая, на ней есть ямки и бугорочки.

- У других фигур поверхность гладкая, ровная.









- Это - ровный, гладкий, без неровностей.

- Посмотреть в учебнике или в словаре.

Один ученик читает определение в словаре, другие ребята читают определение, которое выписано на доске.

- Плоский – значит ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.

Р: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Л: самооценка на основе критериев учебной успешности.

П: классифицировать разряды, анализировать многозначные числа: раскладывать на разрядные слагаемые.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный, проблемный

У вас на партах лежат объемные фигуры, назовите их.







-Какие из них имеют плоские поверхности?



-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

цилиндр, куб. параллелепипед, шар, пирамида, конус





куб, параллепипед, пирамида.



О плоских поверхностях предметов и о плоскости

П: построение речевого высказывания

Р: определять цель учебной деятельности и сохранять её до конца учебных действий; планировать свои действия при изучении нового материала.

К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникшей проблемы; оформлять свои мысли в устной форме

Л: осознать неполноту знаний, проявлять интерес к новым знаниям.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный, проблемный

Какую цель мы поставим?







- Ребята, как вы думаете, я случайно попросил вас обратить внимание на поверхность фигур?



Чем мы будем заниматься на уроке?



-Закройте глаза и представьте море, безветренная погода, море спокойное, на нём нет не единой волны. Море простирается без конца и края так, что мы не видим берегов. Плоскость - это как поверхность моря, когда не видно берегов.

Если же представить, что плоскую поверхность можно продолжить во всех направлениях так, чтобы у неё не было краёв, то в таком случае мы получаем плоскость. Плоскость не имеет краёв, она продолжается во всех направлениях без конца и края.



-Чем же отличается плоская поверхность от плоскости?





- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

научится узнавать плоские поверхности, познакомиться с их свойствами



- Нет.









- Будем работать над изучением поверхностей фигур.

















































плоскость не имеет краёв и можно продолжить во всех направлениях



плоские поверхности.


П: ориентироваться в своей системе знаний.

Р: определять цель учебной деятельности и сохранять ее до конца учебных действий; планировать свои действия при изучении нового материала.

К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникшей проблемы; оформлять свои мысли в устной форме.


5. Реализация построенного проекта

Словесный, наглядный.

- При выполнении задания по определению плоских поверхностей у вас возникли трудности. Давайте попробуем разрешить их.

- С какими геометрическими телами были затруднения?



Почему?





- А у каких тел легко определили плоские поверхности?

- Давайте понаблюдаем, возьмём в руки куб, проведём по одной плоской поверхности, по другой плоской поверхности. Что есть у этих поверхностей?

- Проведите рукой по поверхности шара. Что заметили, есть у этого тела край?

- Значит, какой можно сделать вывод из наших наблюдений?

- Как проверить правильность наших рассуждений?

- Откроем учебник на странице 35 и прочитаем сведения в жёлтой рамочке.





- Помогут новые сведения решить проблемы, которые у нас возникли?

(Учитель вместе с детьми разбирают трудности, которые возникли при работе с цилиндром, конусом, шаром.)

- Итак, ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке математики?



















- Ребята, можем мы дополнить тему нашего урока: “Плоские поверхности. Плоскость”?

- Приведите примеры плоских поверхностей из окружающей обстановки.















- С цилиндром, конусом и шаром.



Затруднялись, не могли найти плоские поверхности.

- У куба, параллелепипеда и у пирамиды.











- Края



- У шара краёв нет.







- У плоских поверхностей есть края.

- По учебнику.





- Плоские поверхности имеют края. У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях.

-да

















- Что плоские поверхности – это поверхности гладкие, ровные без возвышений и углублений. У плоских поверхностей есть края, а у плоскости краёв нет. Плоскость можно продолжить во всех направлениях.

- Да









- Столешница у стола, учебник, доска, пол в классе.

К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Л: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач.


6. Физминутка

наглядный

Показывает движения.

Выполняют движения


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный, наглядный, практический

Задание 1

а) Найти на рисунке плоские поверхности (поверхность стола, сиденье стула и т.д.).

б) Найти плоские поверхности в окружающей обстановке (парта, доска, стул и т.д.).

Задание 2

Раскрась плоские поверхности в синий цвет (куб, верх цилиндра, параллелепипед, пирамида).

Как называются предметы?(a-цилиндр, б-куб, с-конус, d-параллелепипед, e- пирамида, f-шар).










Выполняют задания










































П: ориентироваться в своей системе знаний.

Р: оценивать результаты своей работы, вносить коррективы после его завершения; оценивать уровень своих достижений для дальнейших учебных действий.

Л: осуществлять рефлексию.

К: строить речевое высказывание, аргументировать свой ответ; уметь договариваться и находить общее решение, работая в группе.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический, наглядный

- Выполняем задание №3, страница 35. Прочитайте задание про себя. Скажите, что нужно сделать в задании?









- Выполняем задание №3 в учебнике по этапам с комментарием.

- Нужно провести две пересекающиеся прямые, которые проходят через точку О. Определить, на сколько частей эти прямые разделили плоскость и раскрасить эти части в разные цвета.

1. Проводим через точку О прямую.

2. Проводим вторую прямую, которая пересекает первую прямую в точке О.

3. Две пересекающиеся прямые делят плоскость на 4 части.

4. Раскрашиваем каждую часть разными цветами.

Л: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

9. Включение в систему знаний, повторение













Практический: повторение изученного.


Cтр 36

Задание 4

Задумано число, к которому прибавили 25, затем вычли 8, еще раз вычли 12 и прибавили 36. Конечное число получилось 46. Какое число было задумано?

X +25-8-12+36=46

1)46-25=21

2)21+8=29

3)29+12=41

4)41-36=5

Ответ: число 5.

- Проверяем. Объясни, как нашёл задуманное число? Какими знаниями пользовался?







- Кто сделал правильно задание. Молодцы!

- Остальные ребята, найдите свою ошибку там, где у вас не получилось(Учитель и правильно решившие ученики помогают найти и разобрать ошибки другим ученикам.)

Один ученик решает задачу на доске, остальные ребята решают в тетрадях.

Х + 25 - 8 - 12 + 36 = 46

Х = 46 - 36 + 12 + 8 - 25

Х = 5















- Я находил неизвестное число с помощью уравнения. Чтобы найти задуманное число, нужно выполнить обратные операции.

П: проявляют познавательную инициативу.








10. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

- Урок подходит к концу. Вам было интересно на уроке математики? Почему?











- Что вы считаете нужным запомнить? -











- А эти знания вам нужны в жизни?







- Домашнее задание: у геометрических тел, которые вы сделали к сегодняшнему уроку, найдите плоские поверхности и докажите.

- Спасибо за урок.





- Да.

Мы интересно работали с геометрическими телами. Находили значение выражения.



Что такое плоская поверхность, чем она отличается от плоскости. Что не все геометрические тела имеют плоские поверхности.

- Да. Мы сможем на практике определять плоскость и плоские поверхности. Это интересно.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осознанно строить речевое высказывание.

К: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании.

Л: осознание значимости полученных знаний и необходимости их применения.