Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая) | Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
Организационный момент. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Беседа | - Здравствуйте, меня зовут Иван Олегович! Сегодня я проведу у вас урок математики. - Садитесь. | Приветствуют учителя. | Ф | | Контроль учителя | Личностные: проверка готовности к уроку математики; Регулятивные: создать настрой на работу на уроке. |
Актуализация знаний. | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания. | Упражнения Беседа | Послушайте стихотворение: -Послушайте стихотворение “У ученицы Ленцовой Анюты Вот уже год не хватает минуты Сделать зарядку, Заправить кровать, Зубы почистить, Пирог разжевать, В дырку просунуть упрямый шнурок, Прыгнуть в автобус, Успеть на урок, Больно смотреть на мученья Анюты, Нет ли у вас лишней минуты?” - Чего так не хватало Анюте? А что такое время? А как вы узнаете о времени? Представьте, что часы остановились в вашем доме, классе, городах, деревнях – везде, где живут люди. Что тогда скажите о времени: оно перестанет существовать? Почему? | Слушают стихотворение и отвечают на вопросы. Времени Это часы, минуты По часам, телевизору. Время не перестанет существовать. Оно существует независимо от нас. | Ф | 2 слайд | Контроль учителя Самоконтроль | Регулятивные: контроль и коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Постановка учебной задачи | Сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока | Упражнение Беседа | Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. Какое ключевое слово получилось? А что такое величина ? Какие величины вы знаете? Что вы знаете о величине – время? Что такое время? В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов , начало рабочего дня, занятий в школе , спортивных соревнований и передач по телевидению – все это происходит в точно назначенный час. Время, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, то есть определить на сколько секунд, минут , часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого. Наверное , для того, чтобы не потеряться во времени человечество придумало для себя единицы времени. Итак, назовите их по нарастающей. Правильно, молодцы! На нашем уроке мы отправимся в путешествие по космосу на космической ракете. Нам понадобится техническая документация – это будут ваши учебники, тетради и письменные принадлежности. Но для того чтобы отправиться в путь, вам необходимо пройти предстартовую проверку, проверить какие величины вы уже знаете и как умеете с ними работать. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Выполните задание на доске. Проверьте свои ответы и поставьте себе на полях отметку (5-6 правильных ответов – 5 , 4 правильных ответа – 4 , 3 – 3 ниже- 2) Мозговой штурм. Подумайте и ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ ставьте себе плюс на полях тетради. Итак. Проверка закончена , вы все допущены к полету. Сейчас наша ракета должна будет взлететь. А когда она начнет взлетать вам нужно будет набрать в легкие воздух и на выходе произнести звук ракетного двигателя – “Ууууууу” , насколько хватит воздуха. Пристегнитесь, взлетаем. Набираем воздух. Полетели! Молодцы! И первая планета, на которую мы совершим путешествие, называется ВРЕМЯ. | Величина Величина – это то что можно измерить и выразить числом Массы. Длинны . площади. | Ф И | 3 слайд 4 слайд | Контроль учителя | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; Познавательные: постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Открытие нового знания | Организовать фиксацию преодоления затруднения. | Беседа Упражнение | Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» - и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Поэтому до сих пор мы считаем в сутках 24 часа. В древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте. Также люди пользовались песочными, водяными, маятниковыми часами. Сейчас существует множество различных видов часов: механические, электронные, атомные и многие другие. Многие из этих часов вы сами видели. 2. Составление кластера. Наш навигатор дал сой и перепутал временную последовательность (Приложение 3). Для того чтобы продолжить путешествие, нам необходимо ее восстановить. Работа в группах Составление кластера. (Приложение 2) У: Мы вспомнили единицы измерения времени, а теперь составьте таблицу едениц времени. У: Проверим (слайд 12) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Результаты проверки занесите в бортовой журнал, графа «Навигатор». Схему, которую вы восстанавливали, называется «Таблицей единиц времени». -Когда эта таблица поможет? (Этой таблицей мы будем пользоваться при переводе из одной единицы времени в другую.) | У бабушки, на турбазе и время, которое осталось. Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось: 30 + 31 + 12 • 2 + 7 = 92 (д.). -Цену ткани -Стоимость разделить на количество.) с: 6. (к: 4 Из большего числа вычесть меньшее к: 4 —с: 6 Частное умножить на делитель и прибавить остаток. | Ф | | Контроль учителя | Предметные: имеют представления о денежных единицах; умеют набирать сумму денег определёнными монетами; решать задачи и выражения изученных видов. Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; Познавательные: умение структурировать знания. |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. | Организовать правильность выполнения физических упражнений | Упражнения | Дыхательная гимнастика. | | Ф | | Контроль учителя | Регулятивные: осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке. |
Первичное закрепление | | Беседа Упражнение | Работа с учебником Мы попали в электромагнитную бурю и наши бортовые часы могли сбиться. Нам необходимо их проверить. Пользуясь дополнительной технической документацией, то есть учебником на с. 52 №254. Выполните самостоятельно 1 задание. Задание 2 и 3. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания. Проверка по цепочке. Результаты занесите в свой бортовой журнал, графа «Техническая документация». Мы совершили посадку на планете «Задач». Местные жители сообщали нам о местном ритуале посвящения в «Космических решителей» и предложили нам его пройти. Для этого нам необходимо решить несколько задач из вашей технической документации. Стр. 52 Задача № 255 (1). - Что значит 8 часов утра? Сколько часов от начало суток уже прошло? (8) -Сколько еще осталось, как найти? (24-8=16) -Как узнать во сколько раз оставшаяся часть больше прошедшей? (делением) 1 ученик делает запись решения на доске. (24-8):8=2(р) Прочитайте задачу № 255 (2) - Сколько шагов делает мальчик за 1 сек? (2) - сКолько шагов сделает мальчик за 10 секунд? (в 10 раз больше. 10*2=20) Решите задачу самостоятельно. (1 ученик работает у доски) Проверьте себя. Результаты занесите в свой бортовой журнал, графа «Планета задач» 2. Индивидуальная работа. Нам срочно нужно внести коррективы в компьютер и рассчитать точное время возвращения, и для этого нам необходимо выразить следующие величины. (1-4 на доске, 5 и 6 самостоятельно). 1) В сутках: 48ч, 96ч 2) В часах: 2сут., 120 мин. 3) В месяцах: 3 года, 8 лет и 4 месяца 4) В секундах: 5 мин., 16 мин. 5) В минутах: 600 с, 5 ч. (Взаимопроверка) Занесите данные в бортовой журнал, графа «Время возврата». -Сдайте на проверку. -Резерв: №257, 259. УЧИТЕЛЬ: Завершаем наш полет, Наступает миг – пора! Наконец вся детвора Из полета возвратилась И на Землю приземлилась! | Учиться узнавать время по часам. 2ч - ночь, 14ч — это 2ч дня. Нет 4-количество канистр,80-их объем Объем одной канистры | | Учебник Тетрадь 8 слайд 9 слайд | Контроль учителя Самоконтроль | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и коррекция; |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | Способствовать формированию рефлексии. | Беседа | Итак, 45 минут пролетели очень быстро. Можно ли сказать, что мы их провели с пользой? Почему так думаете? Обоснуйте свой ответ. Чем занимались? Что было интересно? Что затрудняло? Какую таблицу составили? Попробуйте оценить себя, поставив себе отметку за работу на уроке. Поставьте эту отметку в бортовой журнал в графу «За работу на уроке». Кто сомневается в своей оценке, позовите меня на помощь. Кто может прокомментировать свою отметку? Каждому необходимо научиться грамотно и с успехом распоряжаться своим временем, чтобы максимально увеличить полезное время и сократить бесполезное. Оценки | Оценивают свою деятельность. | Ф | | Самоконтроль | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: подводить итоги своей деятельности. |
Домашнее задание | | | стр. 52 № 256, 258 | Записывают домашнее задание | | | | |
Организационный момент. | | Беседа | На этом наш урок подошел к концу. Всем большое спасибо за урок. Все большие молодцы! Урок окончен. | Прощаются с учителем. | Ф | | | |