СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики. Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге. Совершенствование вычислительных навыков.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа XXI век. Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге. Совершенствование вычислительных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики. Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге. Совершенствование вычислительных навыков.»



«Начальная школа 21 век», математика 3 класс, 2 четверть.


Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге. Совершенствование вычислительных навыков.


Цели, задачи

Планируемые результаты


Предметные: Формирование понятия симметрия, знакомство с основным свойством симметричных точек, способом построения симметричных фигур на клетчатой бумаге, совершенствование вычислительных навыков.

Предметные: научатся воспроизводить способ построения точек, отрезков, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.



Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе смыслового чтения и метода рефлексивной самоорганизации


Смогут научиться анализировать затруднения, выстраивать проект выхода из затруднения, самостоятельно выстраивать новые способы действия на основе анализа текстов, таблиц, рисунков, чертежей, интерпретации данных и методов рефлексивной самоорганизации; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.





Личностные: Формирование учебно­познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

формирование социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций, сочувствие, сопереживание, выражающееся в поступках, направленных на помощь другим;

чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с эстетикой симметричных предметов.



Личностные: проявляет интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, проявляет сочувствие, сопереживание, желание помочь, проявляет самостоятельность, принимает, эмоционально откликается на красоту симметричных предметов.

Регулятивные: Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать); формирование разнообразных форм рефлексии

Регулятивные: С помощью учителя формулирует и принимает цель, планирует деятельность, реализует деятельность в соответствии с планом, отбирает информацию по теме, вычленяет необходимую информацию из представленной, выстраивает в логике, обобщает; сравнивает полученный результат с планируемым.

Познавательные: Формирование умения осознавать познавательную задачу, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; делать обобщения, выводы.

Различать, узнавать, преобразовывать информацию, классифицировать, сравнивать.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; делает обобщения, выводы. Различает, узнаёт, преобразует информацию, классифицирует, сравнивает.

Коммуникативные: формирование умений работать в статичных группах (формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению; участвовать в коллективном решении учебной проблемы).


Коммуникативные: умеет работать в группе (формулирует собственное мнение и позицию; строит высказывания; слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению; участвует в коллективном решении учебной проблемы).





















Технологическая карта урока

Сюжет: Фабрика Деда Мороза.



п.п

Ход урока

Деятельность учителя


Деятельность детей

Планируемые результаты

I.Самоопределение к деятельности 3 мин.


Работа с цитатой. Просмотр видеоролика

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Цель: самоопределение в учебной деятельности.


проявляют интерес к учебной деятельности, понимает её значение

    1. Организационный момент







    1. Эмоциональный настрой 30 сек




Слайд №











1.3.Самоопределение в деятельности

30 сек



Слайд №








1.4.Мотивация учебной деятельности 1,5 мин


Слайд №


Сейчас у нас урок математики. Проверьте, всё ли готово к уроку. Наши помощники: карандаш, линейка, ручка, зеркало, тетради, учебник. Начнём урок с открытия.




1.2 Чтение и анализ высказывания.

Прочитайте высказывание древнегреческрго философа МЫСЛИТЕЛЯ. Ответьте на вопрос. Для чего нужна математика?


Математика выявляет порядок, определённость, а это – важнейшие виды прекрасного. Аристотель.

Что означает «Определённость»?

Для чего же нам нужна математика?






    1. Установите соответствие.

Устанавливать - порядок, привносить - определённость и создавать – красоту.

Цель учебной деятельности на уроке: Устанавливать порядок, привносить определённость и создавать красоту.








    1. Метод: Ситуация яркого пятна

Посмотрите видеосообщение, которое пришло на электронную почту.

Просмотр ролика «Фабрика Деда Мороза

Вы хотите помочь Деду Морозу, чтобы каждый ребёнок смог получить свой подарок вовремя?


Задача: проверить готовность класса к уроку(проверяет готовность, организует работу класса).



Задача: 1)вызвать потребность, интерес к предмету. (Мотивирует на учебную деятельность, создаёт эмоциональный настрой).









Задача: способствовать выявлению взаимоотношений, соответствий, преобразованию главной мысли высказывания в учебную цель, п





Задача: Вызвать эмоциональный отклик, мотивирующий на учебную деятельность.


(Создаёт элемент неожиданности,

мотивирует на деятельность, способствует формированию эмоционального отклика).


Задача: проверить свою готовность к уроку, наличие принадлежностей. (самоорганизация,

проверяют готовность, слушают).


Задача: прочитать, понять главную мысль, высказать отношение.

(Читают высказывание, поясняют значение слов)











Задача: преобразовать главную мысль высказывания в цель учебной деятельности на уроках математики.

(Устанавливают соответствие, восстанавливают деформированный текст, интерпретируют текст, формулируют цель учебной деятельности).

Задача: на основе видеоматериала, принять цель деятельности через игру.


(Смотрят видеоролик, соотносят игровую цель с учебной, принимают цель деятельности через игру).



организует место работы, контролирует свои действия.


Л: проявляют интерес к учебной деятельности, понимает её значение.


Ч: понимают и принимают текст, интерпретируют, устанавливают соответствие, могут объяснить значение слов или знают, где его можно узнать (словарь);

Ч: понимают информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы;















Р: вычленяют необходимую информацию из видеоматериала;

переносят игровую задачу на учебную; формулируют цель учебной деятельности

II. Актуализация знаний



Цель.

совершенствование вычислительных навыков, повторение изученного материала, (необходимого для «открытия нового знания)

Цель: применение имеющихся знаний в новых условиях, повторение изученного материала, (необходимого для «открытия нового знания)


Слайд №


Повторение.

Сначала нам предстоит установить порядок в цехе новогодних игрушек. Сосчитать готовые изделия, проверить качество.


Как связаны между собой числа в столбиках?


2

3

4

5

6

7

8

9

12

18

24


















2

3

4

5

6

7

8

9

8

12

16







Какие знания и умения помогли справиться с заданием?

Задача: Закрепить умения устанавливать закономерность, знание таблицы умножения на 6., 4 внимание, логику мышления.



Задача: продолжить числовой ряд.

Сравнить числа, узнать примеры таблицы умножения, установить закономерность и продолжить ряд чисел.



Р: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.


П: Понимает факты, правила и принципы, читает и интерпретирует материал таблицы, преобразует таблицу в математические выражения.


Ч: понимают информацию, представленную в виде таблицы.

ПР: вспоминают таблицу умножения на 6,4;


Слайд №









Слайд №



  1. Проверь гирлянду.

Задание учебника № 5


Найди значения числовых выражений (сумма, разность), записанных в словесной форме, расположи в порядке возрастания, и узнаешь, название одного из цехов фабрики Д.М..


(Симметрия)


Повторение:

Что такое симметрия?

Где можно узнать точное значение слов «симметрия» и «ось симметрии».

( В словаре или справочнике математических терминов).

Какими бывают оси симметрий? (Горизонтальные, вертикальные, радиальные).


Задача: закрепить умение соотносить название, знак и конкретный смысл действий сложения и вычитания, разрядный состав трёхзначных чисел, вычислительные навыки


Задача: преобразовать словесную запись числовых выражений в знаковую, произвести вычисления, записать ответы в порядке возрастания, установить соответствие числа и буквы.

(Устанавливают соответствие между названием действия, знаком и действием, выполняют вычисления, сравнивают полученный результат с ответами на доске, распределяют ответы в порядке возрастания).

П: строить сообщения в устной и письменной форме;

Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, таблицы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.


Слайд №

Слайд №

Слайд №


  1. Исправь ошибки в Книге учёта Деда Мороза.

Цель: повторить знание величин и их единиц измерения, умение узнавать симметричные предметы, внимательность и осознанность чтения.

Масса коробки с ёлочкой 3 метра.

Высота ёлочки 3 килограмма.

В коробке все ёлочки симметричные.


Задача: организовать повторение и актуализацию опорных знаний, формировать умение вычленять необходимую информацию из текста, устанавливть соответствия и логические связи, находить и исправлять логические ошибки в тексте.

Задача: Прочитать, проанализировать предложения, установить логические связи, найти ошибку и исправить.

(Читают, анализируют текст, устанавливают соответствие величина-единица измерения, исправляют ошибку).

Р: вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

Ч: читают и понимают текст, соотносят факты, устанавливают простые связи, формулируют несложные выводы, основываясь на тексте; находят аргументы, подтверждающие вывод

3.0. Постановка учебной задачи



Цель: организация деятельности, подводящей к принятию

формулирование темы, цели урока

Цель: принятие и формулирование цели урока

Осознают, принимают и формулируют цель урока.

3.1. Формирование потребности в новых знаниях


Слайд №


Формирование потребности в новых знаниях.

Постановка проблемы.

Проверяем работу художников.

Какой непорядок мы здесь обнаружили? Не дорисованы эскизы. Сможем мы сразу исправить ошибки художников?


Цель: активировать учащихся создать проблемную ситуации.

Задача: Сформировать потребность новых знаний.


Задаёт наводящие вопросы.

Цель: осознать необходимость новых знаний, зафиксировать затруднения в пробном действии.

Задача: Обсудить потребность, сформулировать проблему.

(Анализируют ситуацию. Формулируют проблему).

П: анализирует, систематизирует. обобщает, делает выводы.

Ч: Формулирует проблему

3.2 Формирование образа желаемого результата.

Выявление дефицита знаний.




Формирование образа желаемого результата.

Выявление дефицита знаний.

Давайте подумаем.

Какие игрушки они хотели начертить?

- Каким свойством они обладают? (Симметричности).

Работа в группах

Что мы уже умеем делать на уроках технологии? (вырезать симметричные фигуры). А строить умеем?

(Нет)





Задача: помочь сформировать образ желаемого результата, выявить имеющиеся знания по данной теме и определить недостающие.

Задача: назвать причины затруднения,

описать, сформулировать образ желаемого результата, вспомнить имеющиеся знания и определить область недостающих знаний.


Деятельность: Отвечают на вопросы, находят информацию в дополнительных источниках (Справочнике, словаре, презентации).



Р: объясняет основные понятия (симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры), узнаёт симметричные фигуры, приводит примеры выполняет операции анализа, синтеза, делает вывод с помощью слайда презентации.

П: осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочника, словаря; строит сообщения в устной форме; осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Ч: ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках.



3.3 Мотивация

Мотивация:

-Может быть, откажем Дедушке в помощи? Почему не следует этого делать? А вам может пригодиться это умение? Людям каких профессий оно необходимо? (модельер, инженер, дизайнер, архитектор).


Задача: организует обсуждение, направленное на проявление интереса к изучению нового материала, принятие игровой цели и преобразование её в учебную

Задача: осознать и принять игровую цель, преобразовать в учебную.


Принимают цель, приводят аргументы

Формулирует учебную цель, аргументирует, приводит примеры важности знаний, называет области применения.

Л: сочувствие, сопереживание, выражающееся в поступках, направленных на помощь другим, профессиональное самоопределение

3.4. Формулирование цели



Слайд №


Формулирование цели:

Чему нужно научиться, чтобы выполнить своё обещание? Ребята, как вы думаете, на какой бумаге легче строить, нелинованной или клетчатой? (Строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге).


Задача: формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.

Задача: преобразовать практическую задачу в познавательную и сформулировать цель




Формулируют цель

Р: принимают и сохраняет учебную цель; преобразуют практическую задачу в познавательную


Слайд №


Планирование.

Где можно узнать, как построить? (подумать, посмотреть в учебнике, в Интернете).

В учебнике: прочитать, рассмотреть чертёж, соотнеси написанное с чертежом, выполнить задание, составить алгоритм.


Цель: Построение проекта выхода из затруднения.

Задача: составить план выхода из затруднения, используя учебник как информационный источник..

(Планируют деятельность)

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;



Выполнение действий





4.0. «Открытие» учащимися новых знаний



Цель: организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации (построения на клетчатой бумаге фигур симметричных относительно оси симметрии).

Цель: реализация построенного проекта



4.1. Ознакомление с новым материалом: построением точки симметричной данной относительно оси симметрии.









Слайд №

















Слайд №



Ознакомление с новым материалом.

Прочитайте текст С 101.Выполняй задание пошагово. Одно предложение – один шаг на чертеже.

Что необходимо сделать, чтобы построить точку симметричную данной?









Алгоритм:

  1. Сосчитать клеточки от точки до оси симметрии с левой стороны.

  2. Двигаясь по линии клеточек, отсчитать столько же клеточек справой стороны.

  3. Нанеси точку на чертёж.


Проверка:

Какая информация помогла справиться с заданием? Что нового узнали о симметричных точках?

(Находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии).

Прочитайте точную формулировку вывода в учебнике.


Откройте печатные тетради №1, С выполните №


Задача: организовать самостоятельную работу с текстом учебника по вычленению необходимой информации о приёме построения точки симметричной данной.





Задача: проверить степень усвоения нового материала, организовать деятельность, направленную на уточнение и коррекцию (при необходимости).











Задача: вычленить необходимую информацию из текста учебника, чертежа, рисунка о приёме построения точки симметричной данной.








Задача: продемонстрировать осознанность способа построения симметричных точек, посредством перечисления этапов деятельности (алгоритма).

Р: учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Ч: владеют элементарными навыками чтения информации (текст, чертёж, рисунок), находят в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; выполняют анализ и обобщение имеющейся в тексте информации, её интерпретацию и преобразование

Слайд №


2. Как вы думаете, вы готовы справиться с работой художников? Из чего состоят рисунки? (Отрезков). Соедините точки на рисунке как показано на образце. Возьмите зеркала и поставьте их на ось симметрии. Что вы видите? (Отражение отрезков симметричное данным, получилась буква м). Может быть, кто-то догадался, как начертить симметричные отрезки, используя полученные знания?

-С чего нужно начать работу?


Тогда снова обратимся к учебнику.



На странице 102 есть алгоритм

Задача: организовать исследование через практическую деятельность

Задача: провести исследование.




Задача: Сравнить собственные выводы с выводами в учебнике

Р: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;

5.0.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



Цель.

Проверить осознанность умения строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге, пользоваться алгоритмом, осуществлять самоконтроль.


Цель: закрепление первичных знаний с проговариванием во внешней речи.


Строят симметричные фигуры на клетчатой бумаге, умеют пользоваться алгоритмом, осуществляют самоконтроль.

Слайд №








Слайд №


Задание № Расположи правильно этапы работы по алгоритму,









Задание № Начертить фигуру симметричную данной.

Выберите работу, с которой можете справиться и дочертите, если необходимо, пользуйтесь алгоритмом.


Задача: организовать работу по восстановлению деформированного текста, способствующую запоминанию алгоритма.



Задача: организовать индивидуальную самостоятельную работу по построению симметричной фигуры, относительно оси симметрии.

Задача: Восстановить порядок действий, проговорить, запомнить алгоритм действий.


(Располагают этапы работы по алгоритму в нужной последовательности).

Задача: закрепить умение действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

(Решают типичные задания, осуществляя самоконтроль по алгоритму).

Р: различает способ и результат действия;


Ч: осуществляет самоконтроль по алгоритму;

восстанавливает деформированный текст

Знает приём черчения фигуры симметричной данной,

умеет действовать по алгоритму. осуществлять самоконтроль

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение



Практическая работа (Задание по выбору).

Завершите эскизы новогодних игрушек.


Предлагает на выбор различные варианты фигур новогодних игрушек (горизонтальная симметрия, недостающие элементы как слева, так и справа, отсутствует левая часть фигуры)).

Задача: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения знаний в изменённой ситуации.

(Предлагает на выбор различные варианты фигур новогодних игрушек (горизонтальная симметрия, недостающие элементы как слева, так и справа, отсутствует левая часть фигуры)).

Задача: применить новые знания в изменённой ситуации.

(горизонтальная симметрия, недостающие элементы как слева, так и справа, отсутствует левая часть фигуры).


Задача: проверить правильность выполнения по эталону

Р: самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

VIII.Рефлексия деятельности (итог)


Слайд №


Рефлексия. Три шкатулки Деда Мороза

Знания, умения,

настроение

Какова была цель урока?

Чему вы учились на уроке. Чему научились? Какие знания можно положить в шкатулку Д.М , Какие умения приобрели и можете унести с собой? (В синюю шкатулку-саквояж).

Какое настроение сопровождало вас на уроке? (В красную шкатулку.)

  1. Оценка работы класса учителем. Выставление отметок. Вручение Сертификатов «Помощник Деда Мороза»

.Задача: организовать деятельность учащихся по осуществлению анализа и оценки успешности достижения цели, мобилизовать на рефлексию поведения и эмоционального состояния.

Задача: Осуществить самооценку собственной деятельности, соотнося цель и результаты, степень их соответствия.

личностные

предметные

IX. Домашнее задание



Слайд №


Уч.ч-1, №8, С 104



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!