«Начальная школа 21 век», математика 3 класс, 2 четверть. |
Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге. Совершенствование вычислительных навыков. |
Цели, задачи | Планируемые результаты |
Предметные: Формирование понятия симметрия, знакомство с основным свойством симметричных точек, способом построения симметричных фигур на клетчатой бумаге, совершенствование вычислительных навыков. | Предметные: научатся воспроизводить способ построения точек, отрезков, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку. |
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе смыслового чтения и метода рефлексивной самоорганизации | Смогут научиться анализировать затруднения, выстраивать проект выхода из затруднения, самостоятельно выстраивать новые способы действия на основе анализа текстов, таблиц, рисунков, чертежей, интерпретации данных и методов рефлексивной самоорганизации; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы. |
Личностные: Формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций, сочувствие, сопереживание, выражающееся в поступках, направленных на помощь другим; чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с эстетикой симметричных предметов. | Личностные: проявляет интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, проявляет сочувствие, сопереживание, желание помочь, проявляет самостоятельность, принимает, эмоционально откликается на красоту симметричных предметов. |
Регулятивные: Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать); формирование разнообразных форм рефлексии | Регулятивные: С помощью учителя формулирует и принимает цель, планирует деятельность, реализует деятельность в соответствии с планом, отбирает информацию по теме, вычленяет необходимую информацию из представленной, выстраивает в логике, обобщает; сравнивает полученный результат с планируемым. |
Познавательные: Формирование умения осознавать познавательную задачу, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; делать обобщения, выводы. Различать, узнавать, преобразовывать информацию, классифицировать, сравнивать. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; делает обобщения, выводы. Различает, узнаёт, преобразует информацию, классифицирует, сравнивает. |
Коммуникативные: формирование умений работать в статичных группах (формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению; участвовать в коллективном решении учебной проблемы). | Коммуникативные: умеет работать в группе (формулирует собственное мнение и позицию; строит высказывания; слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению; участвует в коллективном решении учебной проблемы). |
Сюжет: Фабрика Деда Мороза.
№ п.п | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Планируемые результаты |
I.Самоопределение к деятельности 3 мин. | Работа с цитатой. Просмотр видеоролика | Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Цель: самоопределение в учебной деятельности. | проявляют интерес к учебной деятельности, понимает её значение |
Организационный момент Эмоциональный настрой 30 сек Слайд № 1.3.Самоопределение в деятельности 30 сек Слайд № 1.4.Мотивация учебной деятельности 1,5 мин Слайд № | Сейчас у нас урок математики. Проверьте, всё ли готово к уроку. Наши помощники: карандаш, линейка, ручка, зеркало, тетради, учебник. Начнём урок с открытия. 1.2 Чтение и анализ высказывания. Прочитайте высказывание древнегреческрго философа МЫСЛИТЕЛЯ. Ответьте на вопрос. Для чего нужна математика? Математика выявляет порядок, определённость, а это – важнейшие виды прекрасного. Аристотель. Что означает «Определённость»? Для чего же нам нужна математика? Установите соответствие. Устанавливать - порядок, привносить - определённость и создавать – красоту. Цель учебной деятельности на уроке: Устанавливать порядок, привносить определённость и создавать красоту. Метод: Ситуация яркого пятна Посмотрите видеосообщение, которое пришло на электронную почту. Просмотр ролика «Фабрика Деда Мороза Вы хотите помочь Деду Морозу, чтобы каждый ребёнок смог получить свой подарок вовремя? | Задача: проверить готовность класса к уроку(проверяет готовность, организует работу класса). Задача: 1)вызвать потребность, интерес к предмету. (Мотивирует на учебную деятельность, создаёт эмоциональный настрой). Задача: способствовать выявлению взаимоотношений, соответствий, преобразованию главной мысли высказывания в учебную цель, п Задача: Вызвать эмоциональный отклик, мотивирующий на учебную деятельность. (Создаёт элемент неожиданности, мотивирует на деятельность, способствует формированию эмоционального отклика). | Задача: проверить свою готовность к уроку, наличие принадлежностей. (самоорганизация, проверяют готовность, слушают). Задача: прочитать, понять главную мысль, высказать отношение. (Читают высказывание, поясняют значение слов) Задача: преобразовать главную мысль высказывания в цель учебной деятельности на уроках математики. (Устанавливают соответствие, восстанавливают деформированный текст, интерпретируют текст, формулируют цель учебной деятельности). Задача: на основе видеоматериала, принять цель деятельности через игру. (Смотрят видеоролик, соотносят игровую цель с учебной, принимают цель деятельности через игру). | организует место работы, контролирует свои действия. Л: проявляют интерес к учебной деятельности, понимает её значение. Ч: понимают и принимают текст, интерпретируют, устанавливают соответствие, могут объяснить значение слов или знают, где его можно узнать (словарь); Ч: понимают информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы; Р: вычленяют необходимую информацию из видеоматериала; переносят игровую задачу на учебную; формулируют цель учебной деятельности |
II. Актуализация знаний | | Цель. совершенствование вычислительных навыков, повторение изученного материала, (необходимого для «открытия нового знания) | Цель: применение имеющихся знаний в новых условиях, повторение изученного материала, (необходимого для «открытия нового знания) | |
Слайд № | Повторение. Сначала нам предстоит установить порядок в цехе новогодних игрушек. Сосчитать готовые изделия, проверить качество. Как связаны между собой числа в столбиках? Какие знания и умения помогли справиться с заданием? | Задача: Закрепить умения устанавливать закономерность, знание таблицы умножения на 6., 4 внимание, логику мышления. | Задача: продолжить числовой ряд. Сравнить числа, узнать примеры таблицы умножения, установить закономерность и продолжить ряд чисел. | Р: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. П: Понимает факты, правила и принципы, читает и интерпретирует материал таблицы, преобразует таблицу в математические выражения. Ч: понимают информацию, представленную в виде таблицы. ПР: вспоминают таблицу умножения на 6,4; |
Слайд № Слайд № | Проверь гирлянду. Задание учебника № 5 Найди значения числовых выражений (сумма, разность), записанных в словесной форме, расположи в порядке возрастания, и узнаешь, название одного из цехов фабрики Д.М.. (Симметрия) Повторение: Что такое симметрия? Где можно узнать точное значение слов «симметрия» и «ось симметрии». ( В словаре или справочнике математических терминов). Какими бывают оси симметрий? (Горизонтальные, вертикальные, радиальные). | Задача: закрепить умение соотносить название, знак и конкретный смысл действий сложения и вычитания, разрядный состав трёхзначных чисел, вычислительные навыки | Задача: преобразовать словесную запись числовых выражений в знаковую, произвести вычисления, записать ответы в порядке возрастания, установить соответствие числа и буквы. (Устанавливают соответствие между названием действия, знаком и действием, выполняют вычисления, сравнивают полученный результат с ответами на доске, распределяют ответы в порядке возрастания). | П: строить сообщения в устной и письменной форме; Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, таблицы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
Слайд № Слайд № Слайд № | Исправь ошибки в Книге учёта Деда Мороза. Цель: повторить знание величин и их единиц измерения, умение узнавать симметричные предметы, внимательность и осознанность чтения. Масса коробки с ёлочкой 3 метра. Высота ёлочки 3 килограмма. В коробке все ёлочки симметричные. | Задача: организовать повторение и актуализацию опорных знаний, формировать умение вычленять необходимую информацию из текста, устанавливть соответствия и логические связи, находить и исправлять логические ошибки в тексте. | Задача: Прочитать, проанализировать предложения, установить логические связи, найти ошибку и исправить. (Читают, анализируют текст, устанавливают соответствие величина-единица измерения, исправляют ошибку). | Р: вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Ч: читают и понимают текст, соотносят факты, устанавливают простые связи, формулируют несложные выводы, основываясь на тексте; находят аргументы, подтверждающие вывод |
3.0. Постановка учебной задачи | | Цель: организация деятельности, подводящей к принятию формулирование темы, цели урока | Цель: принятие и формулирование цели урока | Осознают, принимают и формулируют цель урока. |
3.1. Формирование потребности в новых знаниях Слайд № | Формирование потребности в новых знаниях. Постановка проблемы. Проверяем работу художников. Какой непорядок мы здесь обнаружили? Не дорисованы эскизы. Сможем мы сразу исправить ошибки художников? | Цель: активировать учащихся создать проблемную ситуации. Задача: Сформировать потребность новых знаний. Задаёт наводящие вопросы. | Цель: осознать необходимость новых знаний, зафиксировать затруднения в пробном действии. Задача: Обсудить потребность, сформулировать проблему. (Анализируют ситуацию. Формулируют проблему). | П: анализирует, систематизирует. обобщает, делает выводы. Ч: Формулирует проблему |
3.2 Формирование образа желаемого результата. Выявление дефицита знаний. | Формирование образа желаемого результата. Выявление дефицита знаний. Давайте подумаем. Какие игрушки они хотели начертить? - Каким свойством они обладают? (Симметричности). Работа в группах Что мы уже умеем делать на уроках технологии? (вырезать симметричные фигуры). А строить умеем? (Нет) | Задача: помочь сформировать образ желаемого результата, выявить имеющиеся знания по данной теме и определить недостающие. | Задача: назвать причины затруднения, описать, сформулировать образ желаемого результата, вспомнить имеющиеся знания и определить область недостающих знаний. Деятельность: Отвечают на вопросы, находят информацию в дополнительных источниках (Справочнике, словаре, презентации). | Р: объясняет основные понятия (симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры), узнаёт симметричные фигуры, приводит примеры выполняет операции анализа, синтеза, делает вывод с помощью слайда презентации. П: осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочника, словаря; строит сообщения в устной форме; осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Ч: ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках. |
3.3 Мотивация | Мотивация: -Может быть, откажем Дедушке в помощи? Почему не следует этого делать? А вам может пригодиться это умение? Людям каких профессий оно необходимо? (модельер, инженер, дизайнер, архитектор). | Задача: организует обсуждение, направленное на проявление интереса к изучению нового материала, принятие игровой цели и преобразование её в учебную | Задача: осознать и принять игровую цель, преобразовать в учебную. Принимают цель, приводят аргументы | Формулирует учебную цель, аргументирует, приводит примеры важности знаний, называет области применения. Л: сочувствие, сопереживание, выражающееся в поступках, направленных на помощь другим, профессиональное самоопределение |
3.4. Формулирование цели Слайд № | Формулирование цели: Чему нужно научиться, чтобы выполнить своё обещание? Ребята, как вы думаете, на какой бумаге легче строить, нелинованной или клетчатой? (Строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге). | Задача: формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. | Задача: преобразовать практическую задачу в познавательную и сформулировать цель Формулируют цель | Р: принимают и сохраняет учебную цель; преобразуют практическую задачу в познавательную |
Слайд № | Планирование. Где можно узнать, как построить? (подумать, посмотреть в учебнике, в Интернете). В учебнике: прочитать, рассмотреть чертёж, соотнеси написанное с чертежом, выполнить задание, составить алгоритм. | | Цель: Построение проекта выхода из затруднения. Задача: составить план выхода из затруднения, используя учебник как информационный источник.. (Планируют деятельность) | Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
| Выполнение действий | | | |
4.0. «Открытие» учащимися новых знаний | | Цель: организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации (построения на клетчатой бумаге фигур симметричных относительно оси симметрии). | Цель: реализация построенного проекта | |
4.1. Ознакомление с новым материалом: построением точки симметричной данной относительно оси симметрии. Слайд № Слайд № | Ознакомление с новым материалом. Прочитайте текст С 101.Выполняй задание пошагово. Одно предложение – один шаг на чертеже. Что необходимо сделать, чтобы построить точку симметричную данной? Алгоритм: Сосчитать клеточки от точки до оси симметрии с левой стороны. Двигаясь по линии клеточек, отсчитать столько же клеточек справой стороны. Нанеси точку на чертёж. Проверка: Какая информация помогла справиться с заданием? Что нового узнали о симметричных точках? (Находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии). Прочитайте точную формулировку вывода в учебнике. Откройте печатные тетради №1, С выполните № | Задача: организовать самостоятельную работу с текстом учебника по вычленению необходимой информации о приёме построения точки симметричной данной. Задача: проверить степень усвоения нового материала, организовать деятельность, направленную на уточнение и коррекцию (при необходимости). | Задача: вычленить необходимую информацию из текста учебника, чертежа, рисунка о приёме построения точки симметричной данной. Задача: продемонстрировать осознанность способа построения симметричных точек, посредством перечисления этапов деятельности (алгоритма). | Р: учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Ч: владеют элементарными навыками чтения информации (текст, чертёж, рисунок), находят в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; выполняют анализ и обобщение имеющейся в тексте информации, её интерпретацию и преобразование |
Слайд № | 2. Как вы думаете, вы готовы справиться с работой художников? Из чего состоят рисунки? (Отрезков). Соедините точки на рисунке как показано на образце. Возьмите зеркала и поставьте их на ось симметрии. Что вы видите? (Отражение отрезков симметричное данным, получилась буква м). Может быть, кто-то догадался, как начертить симметричные отрезки, используя полученные знания? -С чего нужно начать работу? Тогда снова обратимся к учебнику. На странице 102 есть алгоритм | Задача: организовать исследование через практическую деятельность | Задача: провести исследование. Задача: Сравнить собственные выводы с выводами в учебнике | Р: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; |
5.0.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | | Цель. Проверить осознанность умения строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге, пользоваться алгоритмом, осуществлять самоконтроль. | Цель: закрепление первичных знаний с проговариванием во внешней речи. | Строят симметричные фигуры на клетчатой бумаге, умеют пользоваться алгоритмом, осуществляют самоконтроль. |
Слайд № Слайд № | Задание № Расположи правильно этапы работы по алгоритму, Задание № Начертить фигуру симметричную данной. Выберите работу, с которой можете справиться и дочертите, если необходимо, пользуйтесь алгоритмом. | Задача: организовать работу по восстановлению деформированного текста, способствующую запоминанию алгоритма. Задача: организовать индивидуальную самостоятельную работу по построению симметричной фигуры, относительно оси симметрии. | Задача: Восстановить порядок действий, проговорить, запомнить алгоритм действий. (Располагают этапы работы по алгоритму в нужной последовательности). Задача: закрепить умение действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. (Решают типичные задания, осуществляя самоконтроль по алгоритму). | Р: различает способ и результат действия; Ч: осуществляет самоконтроль по алгоритму; восстанавливает деформированный текст Знает приём черчения фигуры симметричной данной, умеет действовать по алгоритму. осуществлять самоконтроль |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение | Практическая работа (Задание по выбору). Завершите эскизы новогодних игрушек. Предлагает на выбор различные варианты фигур новогодних игрушек (горизонтальная симметрия, недостающие элементы как слева, так и справа, отсутствует левая часть фигуры)). | Задача: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения знаний в изменённой ситуации. (Предлагает на выбор различные варианты фигур новогодних игрушек (горизонтальная симметрия, недостающие элементы как слева, так и справа, отсутствует левая часть фигуры)). | Задача: применить новые знания в изменённой ситуации. (горизонтальная симметрия, недостающие элементы как слева, так и справа, отсутствует левая часть фигуры). Задача: проверить правильность выполнения по эталону | Р: самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
VIII.Рефлексия деятельности (итог) Слайд № | Рефлексия. Три шкатулки Деда Мороза Знания, умения, настроение Какова была цель урока? Чему вы учились на уроке. Чему научились? Какие знания можно положить в шкатулку Д.М , Какие умения приобрели и можете унести с собой? (В синюю шкатулку-саквояж). Какое настроение сопровождало вас на уроке? (В красную шкатулку.) Оценка работы класса учителем. Выставление отметок. Вручение Сертификатов «Помощник Деда Мороза» | .Задача: организовать деятельность учащихся по осуществлению анализа и оценки успешности достижения цели, мобилизовать на рефлексию поведения и эмоционального состояния. | Задача: Осуществить самооценку собственной деятельности, соотнося цель и результаты, степень их соответствия. | личностные предметные |
IX. Домашнее задание Слайд № | Уч.ч-1, №8, С 104 | | | |