Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа России». Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного интереса, проведение физминуток, работа в парах и малых группах, использование компьютера, практическая работа, связь с жизнью. Для учащихся урок с применением ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес, (некоторые дети становятся смелее, свободнее), зрительное восприятие материала легче, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и, конечно, скорость работы.
Такой урок способствует развитию творческих способностей и личностных качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нужно дать возможность научиться наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли.
Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Этапы урока | Элементы пед. технологий, методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | УУД | Промежу- точный контроль |
1. Организа- ционный момент | Эмоциональная психологическая подготовка учащихся (создание положительной атмосферы урока) | (Доброжелательный тон) Проверка готовности обучающихся к уроку; положительный эмоциональный настрой: -Прозвенел звонок. Начинается урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. - Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать. | Слушают учителя, проявляют интерес к предстоящему уроку | Фронтальная | Л: Принимают пожелания учителя, готовы к совместной деятельности К: Активно слушают учителя | |
2. Актуали- зация знаний | Создание ситуация успеха (на протяжении всего урока) Игровая технология | Устный счет. - Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? -У вас обязательно все получится. Тогда сначала повторяем то, что знаем: а) - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз) б) Работа в парах. - Посчитайте друг другу от 1 до 10 и обратно по очереди. Пара, выполнившая задание, поднимает держится за руки. (Проверка: вслух считает первая и последняя пара). - Молодцы, ребята! Следующее задание. в) Работа с «веером» (обратная связь). - Покажите число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; кот. след. за ч.7; стоит перед ч.2; между числами 5 и 7; справа от ч.8; слева от ч.5. Назовите состав числа 4. - Хорошо, молодцы! Работаем дальше. г) Задачи в стихах:) Серый ёж по лесу шёл, На обед грибы нашёл: Пять – под берёзой, Два – под осиной. Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7) Как-то четверо ребят С горки покатились. Двое в саночках сидят. Сколько в снег свалились? (4 -2 =2) Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди – Сколько мишек впереди? (6-1=5) Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, Три зелёных. Сколько их? (5+3=8) - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы не зря вспомнили, и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха. | Положительный настрой, проявление желания в приобретении знаний, интерес к предстоящей работе Считают хором, выполняя задания учителя Работают в парах Решают задачи, выбирают выражение, соответствующее решению задачи; (выражения заранее написаны на карточках | Фронтальная Парная Индивидуальная Фронтальная | Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: активно слушают одноклассников, учителя; вступают в коллективное учебное сотрудничество П: осуществляют поиск необходимой информации Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: строят осознанное высказывание по решению данных задач К: формулируют ответы на вопросы | Устные ответы Устные ответы, контроль за правильностью выполения задания |
3. Физкульт минутка | Технология здоровьесбереже ния | Наблюдает за деятельностью учащихся | Выполняют упражнения под руководством одного из учащихся | Фронтальная | Л: положительное отношение к двигательной активности | Наблюдение |
4. Изучение нового материала | Поисковая деятельность, проблемное обучение ИКТ + элементы здоровьесбереже-ния Педагогика сотрудничества | 1) Практическая работа ( проблемная ситуация) - Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру) Работа в парах и малых группах. - Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения) - Совпали? - да (доказали). - Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное). - Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске). (Внимание! На данном этапе урока используется электронное приложение (диск) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ): - Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде) - Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки). - Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? Знакомство с сантиметром. - Умнички, вот и свершилось открытие, мы пришли к выводу: «Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр (на доске карточка - САНТИМЕТР (СМ)). | Учащиеся сравнивают полоски бумаги, анализируют, делают вывод Учащиеся работают, выполняя инструкцию учителя Выстраивание предположений, гипотез. Формулировка темы и целей урока учащимися (учитель помогает сформулировать тему и цели урока или корректирует их). Разрешение проблемной ситуации, формулировка вывода | Парная работа Парная, групповая | П: выявляют особенности (признаки) разных объектов в процессе их рассматривания, сравнивания К: эффективное сотрудничество как с учителем, так и с одноклассниками; учатся вести дискуссию, выражать свои мысли Р: составляют план и последовательность действий, выполняют контроль в форме сличения способа действий и его результатами с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; Р: принимают и сохраняют учебную задачу; вносят необходимые дополнения в план и способ действий П: осуществляют поиск существенной информации, понимают назначение условных обозначений | Наблюдение за выполнением задания, помощь учителя |
5. Первичное усвоение новых знаний | Игровая технология | 1) Знакомство с линейкой. - Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку. Загадка: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? - … (линейка) - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ) 2) Работа с учебником. - Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока. Выполнение задания в верхней части учебника. - Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? - Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см) - Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать? - Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее? - Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как могут быть использованы отвертка и? | Практическая деятельность учащихся (работа с линейкой) Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме). Рассматривают отрезок, делают вывод - Можно, используя клеточки. 1см = двум клеткам, но не всегда - Он уже разделен на см. Ответы детей на основе жизненного опыта | Фронтальная Фронтальная и индивидуальная | Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения П: извлекают необходимую информацию о правилах пользования линейкой Р: контролируют свои действия по точному ориентированию в учебнике К: стараются (учатся) слушать друг друга, строить речевые высказывания, отвечать на вопросы, задавать вопросы | Наблюдение, помощь Выполнение заданий по учебнику (фронтальный) |
6. Первичная проверка понимания | Элементы здоровьесбережения | Зарядка для глаз и кистей рук. Работа в тетрадях. - Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. - Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (Учитель одновременно выполняет все задания на доске). Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать? | Работа в тетрадях Чертят отрезки заданной длины, сравнивают их, используют освоенные приемы Делают вывод, отвечая на вопросы учителя | Индивидуальная Самопроверка | Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения | Самостоятельная работа |
7. Физкульт минутка | Элементы здоровьесбережения | Проводит физкультминутку | Под руководством учителя выполняют упражнения | фронтальная | Л: положительное отношение к двигательной активности | Наблюдение |
8. Закрепле-ние изученного | Педагогика сотрудничества | 1. Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24). - Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка. - Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу. - Продолжите узор в нижней части страницы тетради. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях. - Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)). (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.) - Домашнее задание: привести примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей. | Закрашивают кружки с номерами отрезков Измеряют и записывают длину отрезков, осуществляют взаимоконтроль Высказывают свое мнение на основе личных наблюдений | Самостоятельная работа Взаимопроверка Индивидуальная Фронтальная | П: проговаривают алгоритм измерения с помощью линейки Р: действия по образцу Л: понимают значение полученных знаний для человека, делятся своим социальным опытом Р: принимают учебную задачу | Самостоятель ная работа |
9. Рефлексия | Ситуация успеха | - Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины) - С какой единицей длины мы познакомились? (см) - Чему учились на уроке? - У кого все получилось? - Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему? - Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора». | Отвечают на вопросы учителя, дают самооценку своей деятельности (оценивают свою работу на уроке с помощью «светофора») | Фронтальная, индивидуальная | К: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Р: оценивают свою работу, стараются адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности | |
10. Итог урока | Ситуация успеха | - Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен. | | Фронтальная | Л: осознание себя успешными школьниками | Качественная оценка работы на уроке класса и отдельных учащихся |