Класс | 3 |
Тема | Единица площади – квадратный метр. |
Цель | Познакомить обучающихся с новой единицей измерения площади - квадратным метром, развивать умение записывать единицы площади, находить площадь заданного объекта. |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новой единицей площади – квадратным метром, его условным обозначением; научатся записывать единицы площади, решать геометрические задачи, задачи на кратное сравнение, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Метапредметные Регулятивные: формулировать учебную задачу урока с помощью учителя, контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников, способность к самооценке. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников, уметь вступать в коллективно-учебное сотрудничество, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование положительного отношения к учению, уважительного отношения к собеседнику. |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый, Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах. |
Образовательные ресурсы | М.И. Моро Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 1. Стр. 70 -71; электронное приложение к учебнику М.И. Моро (CD-ROM), презентация. |
Оборудование | Экран, компьютер, проектор, раздаточный материал. |
Основные понятия и термины | Единица площади – квадратный метр; условное обозначение (м2) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Приготовились учиться. Ни минутки не лениться, Не скучать, не отвлекаться, А стараться и стараться. У вас на столах лежат карточки. Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Я вижу, что настроение у вас хорошее. - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Дети демонстрируют своё настроение с помощью карточек. (Солнце, солнце с облаком, тучка). | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний Устный счёт. Работа в парах. III. Самоопределение к деятельности | 1. Назовите множители, зная их произведение: 24, 16, 45, 27, 36, 12 2. Найти периметр и площадь прямоугольников. a | 6см | 5см | 1см | 9см | 10см | b | 5см | 9см | 20см | 9см | 4см | P | | | | | | S | | | | | | Проверьте друг у друга. Сравните свои ответы с моими. - Результаты работы оцените смайликами. a | 6см | 5см | 1см | 9см | 10см | b | 5см | 9см | 20см | 9см | 4см | P | 22см | 28см | 42см | 36см | 28см | S | 30см2 | 45см2 | 20см2 | 81см2 | 40см2 | 3. Переведите: 1см= …мм 1дм= …см 1м= …дм 1м= …см 4. Достаньте из конверта геометрические фигуры. Из них соберите прямоугольник и найдите его площадь без использования линейки. Вспомните, что мы знаем о тетрадных клеточках. Запишите результат в тетрадь. Ответ 48 см2. -Проверка. Оцените работу смайликами. -Какой единицей измерения длины пользовались? В чем измеряли площадь? Что такое кв. см? (Квадрат со стороной 1 см) (Прикрепляет модель квадрата на доску) - С какой единицей площади мы с вами ещё знакомы? Что такое кв. дм? (Прикрепляет фигуру на доску) При помощи одной из моделей измерьте стороны репродукции картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» на доске и найдите её площадь (Один ученик работает у доски). - А сейчас, используя эту же модель найдите площадь класса. (Вызывает 2 учащихся) - В чем затруднение? Почему не получается? -Предлагайте решения (приём «Мозговой штурм») - Какой единицей измерения длины будем пользоваться? (м). В чем измерим площадь? | Выполняют задание (фронтально). Выполняют задание на карточке. Взаимопроверка. Выполняют задание (фронтально). Выполняют задание. Записывают в тетрадь. Сантиметром. В квадратных сантиметрах. Квадрат со стороной 1 см Квадратный дециметр. (Квадрат со стороной 1 дм) Дети пишут в тетради. Очень долго, неудобно, маленькая мерка. Ответы детей. Нужна другая мерка. 1 квадратный метр. | П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности при работе в парах. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Р - совместно с учителем обнаруживают, и формулируют учебную проблему; принимают и сохраняют учебную задачу. |
IV. Целеполагание. | - Сформулируйте тему урока. Определите цели. (на доске) «Единица площади – квадратный метр». | Формулируют тему, цель урока. | Р - самостоятельно формулируют тему и цели урока. К - доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать. |
V. Изучение нового материала | Перед вами модель квадратного метра. - Найдем площадь класса. С помощью модели квадратного метра (под руководством учителя). - Зачем нужна такая мерка? - Вспомните, сколько дм в 1 м? -А сейчас подсчитайте, сколько дм² в 1 м² (Модель квадратного метра) Запишем: S = 10 х10 S= 100 дм² | Измеряют длину и ширину класса, после чего вычисляют площадь. Измерять площади больших предметов, напр. дом, огород, сад и т.д. 1м=10дм 1м2= 10дмх10дм Дети записывают в тетрадь. | П - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи; перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. |
VI.Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. | |
VII. Закрепление изученного материала. 1. Работа по учебнику. 2. Работа в группах. | – Откройте учебник на с. 70, прочитайте вводную статью. -Ребята, отгадайте загадку: Чтобы дом жилой построить Или школу, или сад. На бумаге он рисует план дома и фасад. Всё начертит, посчитает И покажет, что и как. Сколько комнат, где какая? Где подвал, а где чердак? Ничего не позабудет, всё продумает, решит, Чтобы всем удобно было, чтобы дом удобным был. (Архитектор.) - Архитектор должен уметь находить площадь объектов, для этого выполняя необходимые расчеты. Сейчас вы поработаете в роли архитекторов. Для этого разделимся на группы – проектные бюро (3 группы). (В каждой группе есть помощники – консультанты, которые получают конверты с заданием.) 1 Группа - учебник с. 70 №2. Найди площадь сада. 2 Группа - учебник с. 70 №2. Найди площадь огорода. 3Группа - учебник с. 70 №2. Найди площадь дачного участка. | Читают вводную статью в учебнике. Отгадывают загадку. Работа в группах. Решение задач. | П - извлекают по заданию учителя необходимую информацию из учебника Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. К – применяют изученные правила; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности, работают в группе. Л - проявляет мотивы к учебной деятельности, осознает личностный смысл учения |
VIII. Практическая деятельность Решение задач. Самостоятельная работа. Задание из электронного приложения к учебнику | С. 71 № 5 (1). - Прочитайте задачу. - Какое правило нужно вспомнить, чтобы решить задачу? - Запишите задачу кратко и решите её. Решение: 32 : 8 = 4 (раза). Ответ: в 4 раза старше. - Оцените решение задачи смайликом. С. 71 № 5 (2). – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? А чего мы не знаем? – А это мы можем узнать? Как? – После этого можно будет ответить на главный вопрос задачи? – Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. Проверка по эталону. Оцените решение задачи смайликом. С.70 №3. Самостоятельное выполнение задания. (По вариантам). Проверка по эталону (ответы на доске). Оцените смайликом. Выполнение задания 2. Оцените выполнение задания смайликом. | Читают задачу. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее. Записывают задачу кратко. Решают самостоятельно с последующей проверкой с места. Оценивают смайликом Нет. Мы не знаем, сколько было лет сыну и маме 5 лет назад. Можем. 5 лет назад они были на 5 лет моложе. Нужно вычесть 5. Решают самостоятельно. Оценивают смайликом. Решают самостоятельно. Проверка по эталону. Оценивают смайликом. Выполняют задания. Проверяют. Оценивают. | П – осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.). Р – осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения |
IX. Домашнее задание | Найти площадь своей комнаты. | Задают уточняющие вопросы | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
X. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Подведём итог. - Как можно назвать единицу площади, которая равна площади квадрата со стороной 1 м? - Вспомните, какую цель ставили перед собой. Продолжите предложения Я узнал (а) ….. . Я научился(ась)…… . Мне понравилось …….. . - Оцените свою работу на уроке. Кто уверен, что хорошо понял новый материал, отлично работал, был внимательным и старательным, нарисуйте зелёный смайлик в тетради, кому было сложно сегодня на уроке нарисуйте – красный. | Отвечают на вопросы Оценивают работу на уроке. | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |