1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс: | 5 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП): | Действия с десятичными дробями (36 часов) |
Тема урока: | Умножение десятичных дробей |
Уровень изучения: | базовый |
Тип урока: | урок освоения новых знаний и умений |
Цель урока: | формирование умения выполнять умножение десятичных дробей |
Задачи урока: | 1) ввести основные алгоритмические приемы умножения десятичных дробей; способствовать формированию умения у учащихся выполнять умножение десятичных дробей; закреплению умения сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби; 2) развивать умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память учащихся; развивать вычислительные навыки; 3) способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся, укреплять учебное сотрудничество; воспитывать самостоятельность; развивать навыки само и взаимоконтроля; воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность, аккуратность |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: уметь работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения. |
Метапредметные: уметь рассуждать и делать выводы при составлении формулировок новых правил; грамотно излагать свои мысли; работать с учебником; показать хорошие результаты вычислительных навыков; развить память. |
Предметные: знать формулировку правила умножения десятичных дробей, знать способы постановки запятой в произведении чисел; уметь, последовательно применяя алгоритм выполнения действий, находить произведение десятичных дробей. |
Ключевые слова: десятичные дроби, умножение, произведение, алгоритм, запятая. |
Краткое описание: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал, карточки для физминутки, учебник «Математика. 6 класс. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. и др.» |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
1) Учитель читает стихотворение: Нам дроби всякие нужны, Нам дроби разные важны. Усердно изучайте их, И к вам придет удача. Коль дроби будите вы знать И точный смысл их понимать, То станет легкой Даже трудная задача. Планируемые результаты: положительный настрой на урок; волевая саморегуляция; мотивирование мыслительной деятельности. 2) Проверка домашнего задания. Взаимопроверка и оценивание по критериям в парах. Планируемые результаты: умение отличать выполненное задание от невыполненного; выработка умения выполнять взаимопроверку и взаимооценку. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Математический диктант (раздаточный материал), самопроверка, самооценка по критериям. Планируемые результаты: выработка умения анализировать информацию, выполнять самопроверку и самооценку. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Чтобы узнать тему урока, надо разгадать анаграмму: РЬБОД, ЕЕЖУННМИО. Что зашифровано в анаграмме? Какая тема нашего урока? Планируемые результаты: формирование четких мыслительных процессов; умение формулировать тему урока. Записываем в тетради число и тему урока: «Умножение десятичных дробей». Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока. Слова «помощники»: изучим я узнаю узнаем я научусь проверим мне пригодится Планируемые результаты: умение точно выражать свои мысли и формулировать цели урока. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
На меловой доске записаны 2 примера на умножение (1 – двух натуральных чисел, 2 – двух десятичных дробей), ученикам предлагается их решить, работа в парах, два ученика у доски. Возникает проблема, как перемножить две десятичные дроби (Мозговой штурм). 1) 215 · 37 = 7955; 2) 2,15 · 3,7 = 7,955. Планируемые результаты: уметь рассуждать и делать выводы, грамотно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Чтобы ответить на возникший вопрос, предлагаю вам поработать в парах с алгоритмом в вашем учебнике (на стр. 81). Учащиеся дважды читают алгоритм нахождения произведения двух десятичных дробей и рассказывают его друг другу в парах. Планируемые результаты: уметь работать в паре, слушать собеседника, работать с учебником, развить память. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Итак, как выполнить умножение двух десятичных дробей? Учащиеся рассказывают алгоритм нахождения произведения двух десятичных дробей. Какой ответ будет во втором примере? Планируемые результаты: знать формулировку правила умножения десятичных дробей, развить память. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
1) Выполнение № 291 и № 292 из учебника ( на стр. 82). Работа в парах, ответы фронтально устно, проверка по сайду презентации. Планируемые результаты: уметь работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, знать способы постановки запятой в произведении чисел. 2) Физкультминутка. Игра «Верю - не верю» (примеры на сравнение десятичных дробей, распечатаны на листах А4; тема изучалась несколько уроков назад, задание на сравнение десятичных дробей включено в ВПР 5 класса). Если верю – хлопаем, А не верю – топаем. 400,03 40,003 0,18 72,30 = 72,03 6,425 93,485 9,3485 64,185 604,182 7,290 = 7,29000 Планируемые результаты: уметь сравнивать десятичные дроби; предупреждение утомления и повышение работоспособности. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Ваня пришел в магазин. Мама дала ему 700 рублей. Мальчику нужно купить 1,5 кг конфет по 356,8 р за килограмм. Какую сдачу получит Ваня? Планируемые результаты: уметь исследовать условия учебной задачи, обсуждать способы её решения; уметь, последовательно применяя алгоритм выполнения действий, находить произведение десятичных дробей; показать хорошие результаты вычислительных навыков. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
ОГЭ № 6: Найдите значение выражения 5,6 – 13,6 · 0,5. ОГЭ № 12: Чтобы перевести значение температуры по шкале Цельсия в шкалу Фаренгейта, пользуются формулой F = 1,8 · C + 32, где С – температура в градусах Цельсия, F – температура в градусах Фаренгейта. Скольким градусам по шкале Фаренгейта соответствует 35 градусов по шкале Цельсия. Планируемые результаты: уметь исследовать условия учебной задачи, обсуждать способы её решения; уметь, последовательно применяя алгоритм выполнения действий, находить произведение десятичных дробей; показать хорошие результаты вычислительных навыков. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
1) Авторучка стоит 9,3 рубля. Хватит ли 139 рублей, чтобы купить 15 таких авторучек? 2) На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и залил в бак 23 литра бензина по цене 42,5 рубля за литр. Сколько сдачи он должен получить у кассира? Планируемые результаты: уметь исследовать условия учебной задачи, обсуждать способы её решения; уметь, последовательно применяя алгоритм выполнения действий, находить произведение десятичных дробей; показать хорошие результаты вычислительных навыков. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Первый удар немецкой армии приняли на себя 22 июня 1941 года в 4 часа ночи жители Брестской крепости. Началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей. Защитники Брестской крепости сумели продержаться долгие 6 недель. К сожалению, почти все они погибли. Город Брест был освобожден Красной Армией 28 июля 1944 года. Брестская крепость имеет прямоугольную форму, её длина 2,8 км, ширина 1,5 км. Найдите периметр и площадь Брестской крепости. Планируемые результаты: уметь исследовать условия учебной задачи, обсуждать способы её решения; уметь, последовательно применяя алгоритм выполнения действий, находить произведение десятичных дробей; уметь находить периметр и площадь прямоугольника; показать хорошие результаты вычислительных навыков. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
К изучению какого арифметического действия с десятичными дробями мы сегодня приступили? Сформулируйте алгоритм нахождения произведения двух десятичных дробей. Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы? Планируемые результаты: умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали? Обсуждение учащимися трудностей и успехов на уроке, самоанализ и самооценка достижения поставленных в начале урока целей. Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились? Какая цель была поставлена в начале урока? Достигли ли поставленной цели? Планируемые результаты: умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
п.4.3 (читать), с.81 (алгоритм учить), на «3» - № 290, на «4» - № 297, на «5» - № 303. Инструктаж по выполнению домашнего задания. |