СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 6 классе "Диаграммы" (формирование функциональной грамотности)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 6 классе "Диаграммы" (формирование функциональной грамотности)»


М



униципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосилишинская средняя общеобразовательная школа



















Технологическая карта урока математики

Решение задач по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»






Выполнила:

Мамаева Евгения Владимировна


учитель математики






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)

УМК: Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф.

Глава III. Отношения и пропорции.

Тема урока: Диаграммы.

Цель: закрепление материала по теме: «Диаграммы» при решении контекстных задач.

Задачи:

Обучающие: закрепление у учащихся умений читать и анализировать таблицы, столбчатые и круговые диаграммы, представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Воспитательные:

  • содействовать в развитии познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения;

  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении контекстных задач; доказывать, сравнивать;

  • совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Развивающие:

  • содействовать в развитии  логического мышления, памяти, внимания, воображения, мыслительной деятельности, обобщения.

  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач;

  • совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы, строить столбчатые и круговые диаграммы.

Личностные: интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.

Методы, средства и формы образовательного процесса: методы обучения: словесные (учебный диалог), наглядные (презентация, задания на листах), практические (выполнение задания на листах); формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, детям оказывалась индивидуальная помощь, технологии: ИКТ, проблемно- диалогическая.

Источники данных для задачи:

- Правильное питание школьника: нормы ВОЗ и советы родителям https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravilnoe-pitanie-shkolnika

- Круговые и столбчатые диаграммы (путешествие в мир продуктов питания) https://urok.1sept.ru/articles/613194

- Задание 30 ОГЭ биология: https://synergy.ru/assets/upload/news/articles_oge/oge/biologiya/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2030%20%D0%BE%D0%B3%D1%8D%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf

Основные этапы

организации учебной

деятель-ности

Цель этапа


Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя


Деятельность учащихся/ формируемые УУД


Познаватель-

ная

Регулятивная

Коммуника-тивная

1.Организа-ционный

Организация класса на работу

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей

Включаются в деловой ритм урока



Волевая са-морегуляция

Умение слушать

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.







Мотивация учащихся на учебную деятель-ность

Мотивирует учащихся, просит проанализировать высказывание,

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д. Пойа

Фронтальная:

высказывают свое мнение, находят и исправляют ошибки, опираясь на правила из русского языка






Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение














Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении вопроса

3.1. Знакомство с описанием задачи, выполнение задания №1


Характеристики задания:

Содержательная область: количество

Компетент-ностная область: применять Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: краткий ответ


Знакомство с условием задачи, с рассмотре-ние понятия правильное питание,

выполнение задания №1

Предлагает учащимся решить задачу (Приложение №1) (предварительно раздав каждому лист с задачей), рассмотреть понятие правильное питание.

Призывает к диалогу о том, какие занятия считаются более и менее активными, а также, что выбор и количество тех или иных продуктов питания зависят от того, насколько активный образ жизни у человека.

Просит выделить в тексте информацию, необходимую для решения задания №1.


Контролирует решение, направляет, консультирует.

Знакомятся с описанием ситуации, характерной для повседневной жизни – нормой питания, рекомендацией ВОЗ о полезных продуктах.

Работают с текстом и круговой диаграммой, на которой в отдельных секторах представлены данные (в %), характеризующие норму питания за каждый прием пищи в течение дня их процентным соотношением.

Выделяют данные необходимые для решения, обводя их:


Выполняют решение задания №1 на листе:

300/800*100=37,5%.

37,5% больше чем 15%,


Записывают ответ:

Ответ: 37,5%; нет.

Умение извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.2. Выполнение задания №2


Характеристики задания:

  • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ


Выполне-ние задания №2

Просит познакомиться с условием 2 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что в таблице указаны данные за 1 единицу блюда или напитка, просит выделить информацию, нужную для решения задания


Предлагает соответственно найти калорийность съеденных блюд, работая в таблице.


Просит перенести решение и ответ в пункты решение и ответ.


К онтролирует, направляет, консультирует.

Работают с информацией, представленной в тексте и в форме таблицы.

Выделяют главную информацию, работают с данными в таблице

Витя


Оформляют решение:

  1. 355*2=710 (ккал)

  2. 350/2=175(ккал)

  3. 170*1,5=255(ккал)

  4. 710+255+175=1140(ккал)

Ответ: 1140 килокалорий получил Витя во время обеда.

Умение работать с таблицей



Распознавать и применять для решения поставленной задачи прямо пропорциональную зависимость соответствующих величин

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.3. Выполне-ние задания №3

Характерис-тики задания:

Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ


Выполне-ние задания №3

Просит познакомиться с условием 3 задания,

акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания


Просит обратить внимание начало отсчета, шкалу деления, подписать все деления шкалы и построить соответствующую диаграмму


Работают с текстом и таблицей, выделяя информацию, необходимую для выполнения задания.

Работают со шкалой (подписывают деления шкалы).

Строят диаграмму:

Умение работать с таблицей и способствовать развитию понимания устройства столбчатой диаграммы и умения её построения

Сравнить данные, расположенные в разных столбцах таблицы, распознать данные, нужные для решения поставленной задачи, извлечь их из таблицы и представить на диаграмме в форме столбцов соответствующей высоты

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуля-ция

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.4. Оценива-ние выполне-ния задания

Оценива-ние выполнения задания

Просит обменяться листами с решенными заданиями с соседом по парте, выводит на экран критерии оценивания, просит оценить работу согласно критериям

Оценивают работу соседа согласно критериям, в парах обсуждают результат

анализируют,

контролируют и оценивают результат


контроль полученного результата, коррекция полученного результата



Рефлексия

своих

действий


4. Постановка домашнего задания

Постановка и коммента-рий домашнего задания

Задает задание на дом, сопровождая подробной инструкцией по его выполнению: Решить задачу «Калорийность питания» (приложение №2).

(при наличии дома принтера выполнить на компьютере построение диаграммы, распечатать и вклеить в тетрадь).

Отвечает на вопросы учащихся.

Внимательно слушают инструкцию.

Задают вопросы по существу.


Волевая са-морегуляция

Умение слушать

5. Подведение итогов урока, оценивание знаний


Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка учебной деятельности

Просит ребят подвести итог урока, ответив на вопросы, решили ли задачи поставленные в начале урока, оценить результат работы


Подводят итог урока, отвечают по выбору на вопросы (размещенные на слайде):

1. Самым интересным на уроке для меня было...

2. Я научился (научилась)...

3. Я хотел (а) бы ещё узнать ...

4. Мне понравилось ...

Мне не понравилось ...

5. Выберите фразу, которая отражает

ваше настроение на уроке:

У меня всё получилось!

Были небольшие трудности.

Было трудно, надо поработать.

Оценивают результат работы (выставляют себе оценку:

5 – встать,

4 – поднять руку,

3– остаться на месте)

Анализируют

результат своей деятельности


Оценка результатов и саморегуля-ция

Рефлексия

своих

действий








Приложение 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ


Всероссийская организация здравоохранения с 1 января 2021 приняла новые нормы и рекомендует школьникам включать в свое меню:

  • белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;

  • 30% жиров растительного происхождения;

  • пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;

  • витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;

  • йодированную соль.

Также для роста и развития организма школьника большое значение имеет норма питания.

Дневная норма питания школьника

Марина на ужин съела 300 г пищи, причем за весь день в целом она съела 800 г пищи.

1. Какой процент дневной нормы съела на ужин Марина? Соблюдает ли Марина дневную норму питания школьников?

Ответ: ________________________________________________________________ _______________________


2. Чтобы вести здоровый образ жизни, школьникам нужно обязательно соблюдать суточные нормы калорий человека и стараться не превышать их. Ведь ваше здоровье – основа здоровья взрослой жизни. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам.

Вася на обед в кафе заказал и съел половину порции омлета с ветчиной, два бутерброда с курицей, и выпил 1,5 стакана лимонада. Сколько килокалорий получил Вася в обед?

Ответ: ________________________________________________________________________________________

Решение: ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________ _______

___________________________________________________________________________

3. Представьте на диаграмме значения калорийности трёх самых малокалорийных блюд или напитков, калорийность которых выше нуля, из указанной выше таблицы.

60

60

вафельный рожок


50



Критерии оценивания:

задание №1:

балл

содержание критерия

1

дан верный ответ: 37,5 %; нет.

0

нет ответа или ответ не верный или не полный ответ



задание №2:

балл

содержание критерия

2

дан верный ответ: 1140 килокалорий получил Вася во время обеда

и приведено подробное решение:

  1. 355*2=710 (ккал)

  2. 350/2=175(ккал)

  3. 170*1,5=255(ккал)

  4. 710+255+175=1140(ккал)


1

дан верный ответ, но приведено не полное решение или допущена в полном решении одна вычислительная ошибка

0

нет ответа или ответ не верный



задание №3:

балл

содержание критерия

2

построена верная диаграмма, выбраны верные блюда и напитки, столбцы диаграммы могут располагаться в любом порядке:

1

построена диаграмма, но на вертикальной оси выбран нецелесообразный масштаб или высота одного из столбцов не соответствует шкале

0

нет ответа или ответ не верный

Приложение №2.

Источник задачи: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Калорийность питания

Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.

Р аспределение калорийности пищи в течение суток

В среднем норма для этого возраста составляет от 2500 до 2800 калорий в день в зависимости от активности: чем подросток активнее, тем больше требуется калорий.

Витя ведёт активный образ жизни, занимается футболом и плаванием, его суточная норма питания составляет около 2800 килокалорий.

Маша не посещает спортивные секции, увлекается вышиванием и бисероплетением, её суточная норма – около 2500 килокалорий.

1. Во сколько раз больше калорий за сутки требуется Вите, чем Маше?

Ответ: _____________________________________________________________________

2. Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.

Ниже приведена таблица калорийности некоторых продуктов, употребляемых Витей.

На полдник Витя съел яблоко (200 г) и бутерброд с российским сыром

(кусок белого хлеба 20 г и сыра 30 г). Сколько килокалорий получил Витя в полдник?

Ответ: ________________________________________________________________________________________

Решение: ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________ _______

3. Представьте на диаграмме значения калорийности трёх самых калорийных продуктов из указанных в таблице.