1 | Организационный этап. | - Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Математики тропинки Приглашают всех вас в путь. И смекалку, и сноровку Взять с собою не забудь. - Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Помним, что порядок на столе - порядок в голове. | Проверяют готовность к уроку. | Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу. | |
2 | Актуализация знаний. | - Чему научились на прошлом уроке? (сравнивать числа в одной и той же системе счисления) - Давайте посмотрим, как хорошо вы это умеете делать. - Сравните в группах 4 пары чисел: 31⑥ … 33⑥ 53⑧ … 35⑧ 21⑤ … 31⑤ 300⑨ … 88⑨ Но сначала вспомним правила работы в группе. Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! - Как будете работать? (по очереди, каждый объясняет как сравнить пару чисел) Проверка: 1 человек из группы, которая выполнила задание первой, на доске вставляет знаки. - Кто не согласен? Есть замечания к работе группы? Итак, назовите способ сравнения чисел в одной и той же системе счисления, вспомните алгоритм. (называют пункты алгоритма, фиксируя на доске и в тетради моделью) | Работа в группах Если есть разногласия, выясняется правильность постановки знака сравнения. … .. а .в . , если ав авас, если вc | Умение сравнивать, анализировать. Знание алгоритма сравнения чисел с одинаковым основанием системы счисления. | Формирование умения работать в группах. Умение работать по алгоритму |
3 | Постановка учебной задачи | - Ребята, вспомните наш последний урок окружающего мира. О чём мы говорили? (о звёздном небе) - О каких созвездиях узнали? (перечисляют известные созвездия) - Самая яркая звезда на нашем небе? (Сириус) - Молодцы! - А какие значения слова звезда вы знаете? (перечисляют) - Как называются такие слова? (многозначные) - А можно сосчитать сколько всего звёзд на небе? (несколько мнений) - Конечно, нет, ребята, звёзд бесконечное множество. А вот наши друзья, Пьеро и Буратино, об этом не знали, и начали звёзды считать. Пьеро насчитал 1111② звёзд, а Буратино 100④ . И даже поспорили: кто насчитал больше? Поможем разрешить их спор? - Кто из них насчитал больше? Как вы думаете? - Почему у вас возникло затруднение, вы только что хорошо сравнивали многозначные числа?! (числа записаны в разных системах счисления) - Что должны выяснить сегодня на уроке? (как сравнивать числа в разных системах счисления) Зафиксируйте возникший вопрос моделью. - Вы назвали тему нашего урока. Повторите её ещё раз. - Чему должны научиться? (сравнивать многозначные числа в разных системах счисления) - Это и будет целью нашего урока. | Высказывания детей. Мнения разделились. Одни считают, что Пьеро насчитал больше звёзд, т.к. число четырёхзначное, а у Пьеро – трёхзначное. Другие – что эти два числа сравнить нельзя, т.к. системы счисления разные. Дети предлагают несколько вариантов, фиксируют на доске. Оставляем более удачный: . . . . ©? . . .® | Умение зафиксировать в знаковой форме возникший вопрос. | Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; Умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя. |
4 5 | Конструирование способа действия Применение открытого способа в практической ситуации. | - Как же нам сравнить, кто больше насчитал звёзд, Пьеро или Буратино? Ваши педложения? (можно попробовать с помощью числовой прямой) - Давайте так и сделаем. - Начертите числовую прямую. Найдите на ней число 1111②. - Как вы это будете делать? (сначала построить систему мерок, отложить сначала 1 мерку е1, затем 1 мерку е2,, 1 мерку е3 и 1 мерку е4. - А теперь найдите на этой же числовой прямой число 100④. Проверка. (если есть необходимость, исправление ошибок) - Можно теперь сравнить эти два числа? Запишите результат сравнения. Интересно получилось. В первом числе разрядов больше, а оно меньше. - Почему не работает знакомый нам способ сравнения? (числа записаны в разных системах счисления) - Вспомните вопрос, на который мы искали ответ. ( как сравнить числа в разных системах счисления?) - Можете теперь ответить? (находим числа на числовой прямой и сравниваем) - Я вас поздравляю, вы сами открыли способ сравнения многозначных чисел в разных системах счисления! - У вас на партах лежат звёздочки. Каждая группа получает задание: посчитать эти звёздочки : 1 группа – в троичной системе; 2 группа - в четверичной; 3 группа - в пятеричной; 4 группа - в шестеричной. Затем мы сравним, в какой группе число звёздочек наибольшее, а в какой наименьшее. Как будете работать? (посчитаем звёздочки, запишем число в заданной системе счисления) Проверьте свои результаты. (проверка по эталону, если есть ошибки – проанализировать причину ошибки) Как будем выяснять, какое из этих чисел самое большое? У какой группы наибольшее количество звёздочек?(на числовой прямой) - Выберите представителя от группы, который будет работать на числовой прямой на доске. - Посмотрите на числовую прямую. - Какое число самое большое? (111④) - Самое маленькое? (121③) - Как определили? (число 111④ самое дальнее от начала, а число 121③ - ближе всех к началу прямой) | Предположения детей Практическая работа. 1 человек работает на доске. е① е② е③ е④ Работают самостоятельно. (один ученик работает на закрытой стороне доски) Как проверяли? 1111②④ Работают в группах. 1 группа - 121③ 2 группа – 111④ 3 группа – 32⑤ 4 группа - 31⑥ На одной прямой разными по цвету мелками представители групп отмечают число, полученное при счёте. | Умение комментировать свои действия. Умение находить многозначное число на числовой прямой с помощью системы мер Умение записывать результат счёта в разных системах счисления. Умение сравнивать числа на числовой прямой | Умение добывать новые знания; находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу. Умение проверять свою работу и сравнивать с работой одноклассников Умение выражать свои мысли. Овладение способностью контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |