СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Мир природы и человека 3 класс. Тема урока: Обобщающий урок по теме зима

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Мир природы и человека" в 3 классе с детьми с УО (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Мир природы и человека 3 класс. Тема урока: Обобщающий урок по теме зима»

Технологическая карта урока

Предмет: Мир природы и человек интеграция с ручным трудом, музыкой, ритмикой

Класс:3

Учитель:А.А.Елизова

Тема урока: «Обобщающий урок по теме Зима.».

Место урока в теме: данный урок является последним из семи запланированных уроков по теме «Зима».

Типурока:примененияисистематизацииновыхзнаний, мир природы-

Цель урока: Закрепить знания детей о зимних изменениях в неживой и живой природе

Задачи:

Образовательные: Закрепить и углубить знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе, используя межпредметную интеграцию.

Коррекционные: Корригировать внимание путём выполнения упражнений на выбор действий, корригировать и развивать мыслительную деятельность на основе операций: анализа, сравнения, обобщение при формулировке вывода: развивать зрительную, двигательную, слуховую и моторную память; связную устную речь, мелкую моторику, творческое воображения; развить воображения учащихся через музыкально-образное восприятие музыки; коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения; развитие переключаемости и координацию движений; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; корригировать самостоятельность на уроке, умение работать в группах.

Воспитательные: Воспитывать мотивацию к учению через использование занимательных упражнений и уважительное отношение друг к другу, бережное отношение и любовь к природе. Воспитывать любовь к искусству, творчеству. Воспитывать творческий интерес к деятельности на уроке, обогащать кругозор детей музыкальными и творческими впечатлениями.


Базовые учебные действия:

Личностные: проявления положительного отношения к школе, выполнение норм и правил поведения на уроке.

Рягулятивные: подчинение требованиям учебной дисциплины; умение принимать цель и задачи учебной деятельности, поставленные учителем на доступном уровне; умение оценивать своё задание по параметрам; «правильно-неправильно».

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Познавательные: умение пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выделять существенные признаки, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Предметные: Знать названия времён года, зимних изменениях в неживой и живой природе, уметь называть и выделять зимние изменения в неживой и живой природе, отличать их от признаков других времён года.

Межпредметныесвязи: чтение, музыка, труды, ритмика

Формы организациидеятельности: индивидуальная,фронтальная,групповая

Технологии: здоровьесберегающие, индивидуального подхода.

Ресурсы для учителя: презентация, сопровождающая урок, презентация физминутки «Снежинка», «Снеговик»

для обучающихся: снежинки, конверты с заданием, снежинки для игры, фигурки животных, карточки с заданиями «Выстроить цепочку», сигнальные карточки.





№ п\п

Этапы урока, время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приёмы педагогической техники

Формы организации учебной деятельности обучающихся

БУД

1

Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Настроит обучающихся на работу. Поднять настроение обучающихся

Приветствие обучающихся, создать эмоциональный настрой на урок, настроить на продуктивную работу.

-Улыбнитесь друг, другу, мне!


- На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Дети показывают готовность к уроку.









Дарят улыбку друг другу и гостям.







Улыбка

Фронтальная

Л.; оценивать себя как ученика, проявление интереса к изучению предмета.

Р.; организовывать своё рабочее место под руководством учителя

2

АктуализацияУпражнение на внимание

Организация внимания

Организую внимание обучающихся.

- Садитесь, начинаем работать.

- Скажите, к какому уроку мы приготовились?

-Молодцы!

- Работаем по календарю природы.

- Число, месяц день недели, время года, год.

- Температура воздуха, осадки, облачность.





Мир природы и человека.


Работа с предметными картинками.


Ответы на вопросы








По цепочке

Групповая

Индивидуальная

Л.;развитие мотивов учебнй деятельности.

Р.; принимают цель и задачи учебной деятельности.

П.; умение наблюдать картинки и выделять названия предметов на основе существенного признака.

3.

Постановка цели и задач урока.

Настроение на восприятия нового материала.

Мотивирую обучающихся, организую деятельность обучающихся по формированию темы и цели урока.

- Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и применить на уроке ваши знания и умения.

-Ребята, отгадайте загадку.


Есть у природы

Четыре страницы,

Есть у погоды

Четыре сестрицы.(Слайд 2)


- А откуда взялись времена года?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам волшебной книги.(Слайд 3)

- Ребята, хотите узнать названия книги?

-Давайте попробуем определить тему нашего урока. Это и будет название нашей книги. А поможет нам в этом сказка. Давайте её послушаем. (Чтение сказки.Было у солнца три дочери: старшая Осень, средняя Лето, младшая Весна. Хорошо жилось им в родительском доме. Но пришло время отпустить их на землю. Временами года должны были стать дети солца. Первой упорхнула весна. Она была так хороша , что солнце решило ей подарить вечную молодость. Через три месяца провожали Лето. «Ты у меня красавица!» - говорило солнце. «Я дам тебе в приданое вечную красоту». Наконец, родной дом покинула Осень. «Отдаю тебе все золото. Будь щедрой» -  сказало ей солнце. Оно целыми днями глядело на землю: любовалось Весной, Летом, Осенью.

А ну Мороза была единственная дочь – Зима. И она должна была стать временем года. Собрал Мороз всё своё состояния , и получилась лишь горстка серебра. С тем и ушла Зима. И вот ступила она на землю. Закоченел от холода ветер и заметался по полям. Задрожала вода в речках, и надела на себя толстый ледяной панцирь. Деревья спрятали листья и цветы. Звери зарылись в норы. Никто не пускал к себе Зиму.

Туман стелился по земле. Зима достала маленький резец и стала выпиливать из инея маленькие звездочки. Работа так увлекла ее, что она и не заметила, как сделала гору снежинок. Она подбросила иx в небо, и снежинки стали тихо падать на землю. Земля преображалась. Мягкий снежный покров стелился по полям, надевал пушистые шапки на дома и заборы. Зима взяла кисть и ведро с краской. Краска была только белая. Она расписала зеленые ели. Тонким, прозрачным слоем покрыла ветки и сучки деревьев. Зима окна разрисовала красивыми узорами. На улицу вышел человек и замер от удивления. Никогда он не видел такой сверкающей красоты. Лес стоял как хрустальный. Дома походили на ледяные дворцы. Морозный воздух звенел колокольчиками. Дышалось легко и весело.

- Понравилась вам сказка?

- Какие незнакомые слова встретились нам? (Слайд 4)

- Кто уже догадался, и назовёт мне тему урока.

Сегодня мы с вами открываем белую книгу Зимы. (Слайд 5)Обобщаем наши знания о зиме.(Слайд 6)












Времена года.





Выражают свои мысли, строят догадки о теме урока.














Внимательно слушают сказку на фоне музыки


































Словарная работа после чтения послайдам. Новые незнакомые слова.

Резец-  это режущий инструмен,

предназначен для обработки деталей различных размеров, форм.

Преображалась-получила новый вид,образ, стала другой.

Хрустальный-чистый, прозрачны


































Загадка

























Сказка


































Музыка













Групповая

Индивидуальная


К.; взаимодействую с учителем во время диалога.

П.; анализировать объекты с выделением общих признаков, делать выводы,самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Р.; определят цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

4.

Основная часть Обобщение и систематизация знаний

Закрепление и повторение пройденного материала

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности


- Мы будем говорить о зиме и о том какие изменения происходят в это время в природе.

1-я глава нашей книги

«Зима в неживой природе»(Слайд 7)

Упражнения- задание «Назови зимние месяцы»

- Сейчас вам надо поработать в группах. Каждой группе я раздам конвертик с заданием.

- На карточках у вас записаны названия месяцев, всех времён года, а вы должны выбрать только названия зимних месяцев и подчеркнуть их синим фломастером. И расположить месяцы в порядке следования.

Проверяем задания. (Слайд 8)

  • Месяцы зимы – декабрь, январь, февраль.

- Сколько зимних месяцев в году?

- Какой месяц первый, какой за ним, какой месяц идёт последним?

-Давайте их найдём в календаре в учебнике стр.23



Игра «Признаки зимы»

-Хотите поиграть?

-Наша игра называется «Признаки зимы».

-У меня на столе волшебная копилка, каждый из вас по очереди называет один из признаков зимы, подходите и опускаете снежинку в копилку.

- Кто внимательный и заметил, что написано на копилки?

Ребята признаки, какой природы вы будете называть?

-Верно,признаки неживой природы, которые происходят зимой.


- Наша копилка полная, вы молодцы!

Зима- это самое холодное время года. И солнце греет слабо, и дни короткие и ночи длинные, приходят морозы, земля покрывается снегом. Зимой бывают снегопады, иней, туман ,гололёд, изморозь, вьюги, метели, бураны. Реки скованы льдом

-





Работа по презентации.






Работа в группах.



Работают по карточкам.







Дети называют месяцы.


3 месяца


Работа по презентации.





Отвечают на вопросы.



Называют признаки зимы (дни короткие, солнце не греет, идёт снег, температура ниже 0, мороз, метели, вьюги и т.д)



Работа по презентации.


Неживая природа.


Ответы на вопросы.














Календарь погоды


Учебник
































Игра «Признаки зимы»


Копилка, снежинки


Фронтальная

Инивидуальная






































Индивидуальная











П.; умение составлять ответы на вопросы.

К.; умение выслушать заданный вопрос и инструкции в полном объёме, отвечать на вопросы.

Л.;понимания и сопераживания чувствам других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Р.; умение следовать предложенным учителем плану и алгоритму учебной деятельности.



Активное слушание музыки

Воспроизведение на новом уровне

Сохранения здоровья

Учитель музыки.

- Сейчас мы с вами послушаем произведение «Зима» великого композитора Вивальди. Он очень любил зиму, часто ходил в лес, любовался чудесными картинами зимы и под впечатлением создавал музыкальные произведения.

Учитель музыки раздаёт детям мешочки с крахмалом и предлагает отдохнуть и послушать музыку.

-Слушая музыку поднесите мешочек к ухуи

нажимайте на него пальцами.

- Что вы почувствовали, услышали?А как вы думаете,что спрятано в мешочках? Крахмал. Кто знает, что это? Для чего он нужен?


Выполняют движения под музыку.






Хруст снега.









Ответы детей

Упражнения на основе изученного материала ( или на повторение)

Интеграция с музыкой

Индивидуальная

Р.; последовательное выполнение действий. Выполнение требований поведения на урок.

Л.; выполнение режимных моментов на уроке, саморегуляция

5.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Расширение и уточнение знаний, активизация словаря обучающихся. Воспитания нравственных качеств.

- Ребята, кому в это время года живётся тяжело?

-Конечно, зима — это трудное время для живой природы

- Открываем 2 главу нашей книги «Зима в живой природе» (Слайд 9)

Беседа об изменениях в живой природе.

- Что относится к живой природе?

  • Лиственные и хвойные деревья

  • Травянистые растения.

  • Животные

-Поиграем в игру «Так бывает или нет?»

- Если я скажу правду-вы поднимаете синею карточку, если скажу неправду- красную.

- Зимой на деревьях набухают почки.

- Зимой деревья стоят голые.

- Зимой прилетают птицы из тёплых краёв.

- Зимой трава под снегом.

- Зимой лиса кушает запасы, которые она сделала осенью.

- Зимой лягушки громко квакают.

-Молодцы ребята, работаем по презентации.

(слайд) Хвойные и лиственные деревья и кустарники.

- Скажите мне какие изменения происходят с растениями: деревьями и кустарниками?

- Все ли деревья и кустарники сбрасывают свою листву?

Травянистые растения

- Ребята, а что происходит с травой?

- Замерзает она или нет?

- Почему не замерзает?


Беседа о сезонных изменениях в жизни животных.

- О растениях мы свами поговорили и узнали какие изменения происходят с ними зимой. А теперь поговорим о животных.

- А все ли животные одинаково готовятся к зиме?

- Отгадайте ребята, какие животные пришли к нам в гости?

  • Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

  • Кто зимой холодной

Бродит в лесу

Злой, голодный. (волк)

  • Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…(лису)

  • Шапка бегает в лесу

У стволов грызёт кору (заяц)

  • Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

  • Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Появляются фигурки животных у доски.

Игра «Засели домики»

- Ребята предлагаю этих животных заселить в домики.

Но, их нужно заселить правильно.(Слайд 10)

В 1- домике живут животные, которые делают запасы.

Во 2- те животные, которые зимой спят.

В 3 – животные которые ищут корм зимой.

- У каждой группы на партах лежат цифры с номерами домиков. Заселите животных по номерам домов.

ПРОВЕРКА (Слайд 11)

- Почему у нас ещё остались животные? Молодцы!

- Ребята, какие запасы делает белка? Как же белка спасается от мороза?

- Как называется дом у медведя?

- Как вы думаете какая она?

- Чем медведь её утепляет?

- Как готовится медведь к зиме?

- А если лиса и волк не делают запасы, не впадают в спячку зимой, чем же они питаются, какой корм ищут?

- А где же ребята у нас зимой, насекомые?

- А что вы знаете о жизни лягушек, рыб, змей, зимой.





Работа по презентации




Отвечают на вопросы







Игра «Так бывает или нет»














Называют сезонные изменения у деревьев кустарников и травянистых растений.


Опадают листья, изменяется сока движение.

Нет, хвойные остаются зелёными.



Желтеет.

Не замерзает.

Укрыта снегом, ей под снегом, тепло.


Работа по презентации.


Нет, животные по разному готовятся к зиме.






Отгадывают загадки о животных.






















Работа у доски с фигурками животных.

Дети расставляют животных к домикам с цифрами.











Это домашние животные, о них заботится человек.

Утепляет своё гнездо- мох, веточки, листья)


Берлога.

Сухая, тёплая, уютная.

Осенью очень много ест ягод, грибов, коренья и накапливает жир. Когда приходит время впадает в спячку и живёт за счёт накопленного жира.

Они охотятся на мышей, зайцев, птиц.

Они спрятались в щели, забрались под кору деревьев и уснули.

Зимуют лягушки  на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов.

Зиму рыбы проводят глубоко на дне.

Змеи спят. 
















Сигнальные карточки











































Загадки




















Игра «Засели домик»

Фронтальная

Индивидуальная






























































Индивидуальная















Групповая

П.; умение работать с картинками и игрушками находить нужную картинку и игрушку определять её место, работать с символическими рисунками, отвечать на вопросы, анализировать картинки и игрушки.

К.; умение участвовать в диалоге урока, построить собственное высказывания.

Р.; умение следовать предложенным учителем плану и алгоритму учебной деятельности.

Л.; понимания и сопереживания чувствам других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Физминутка











Сохранения здоровья











Гимнастика для глаз «Снежинки».(Слайд 12)

Без гимнастики друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

(На слайде движутся снежинки, дети глазами следят за ними.)

Выполняют действия:

-глаза на ориентир

- движения ориентира вверх, вниз, по кругу, перед глазами





Релаксация

Индивидуальная

Р.; последовательное выполнение действий.

Выполнение требований поведения на уроке.

Л.; выполнение режимных моментов на уроке, саморегумяция.























Упражнения с элементами логоритмики






















Здоровье сберегающие технологии

- Продолжаем работу, послушайте загадку.

Раздаётся громкий стук. Среди веток: тук-тук-тук!

– Чистишь дерево, приятель?

- Тук-тук-тук, - ответил…

Дятел – это …?

-Остаётся ли он с нами зимой?

-Как называем таких птиц?

- А птиц, которые улетают? Почему некоторые птицы улетают?

-Как мы можем помочь зимующим птицам?

(слайд 13 «Покормите птиц зимой!»)


Учитель музыки.

- Массаж биологически активных точек с элементами логоритмики.

- Ребята, у меня для вас загадка:

Что за нелепый человек пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руке метла, боится солнца и тепла (снеговик)

Снега много у нас, давайте его слепим.

- Раз - рука, два - рука – ( вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика!  ( имитируют лепку снежков)

Три - четыре, три - четыре, ( поглаживают ладонями шею)

Нарисуем рот пошире!  

Пять - найдем морковь для носа, ( кулочками растирают крылья носа )

Угольки найдем для глаз.  ( пальцами делают глаза)

Шесть - наденем шляпу косо. ( ребром ладони растирают лоб )

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь, ( растирают колени )

Мы сплясать его попросим.








Работа по презентации.



Зимующие.

Перелётные.

Им холодно и голодно зимой.

Делать кормушки и подкармливать птиц.

Дети читают стих.








Дети выполняют упражнения по музыку.

















Стих










Массаж

Интеграция с музыкой

Индивидуальная


6.

Работа в группах. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Закрепления знаний.

Какую зимнюю забаву вы сейчас вспомнили?

- Ещё, ребята какие забавы у детворы зимой?(Слайд 14)


- Зимой не мало хлопот. работы и забот у взрослых.

- Каких вы сейчас вспомните, выполнив задания.

Самостоятельная работа.

Возьмите листы с заданиями и прочитайте какое задание нужно выполнить.

  • Выстройте цепочки, что происходило сначала, а что потом.

Задание понятно.

- Проверяем задания,какие цепочки вы выстроили, читайте и рассказывайте.

Проверяем задания, правильно ли вы выстроили цепочки.

Открываем 3 глава нашей книги«Труд людей зимой» (Слайд 15)

-Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Всё стало нарядным, белым, изящным. А у людей прибавилось забот.

- Расскажите чем заняты люди зимой?



Работа по презентации.





Работают по карточкам.


Выбирают предложения.

Высказывают своё мнение.










Работа по презентации.





Люди стали одеваться теплея.

От снега и льда очищаются улицы, крыши, железнодорожные и трамвайные пути. На улицах города работают снегоуборочные машины, чтобы не было пробок на дорогах.

В селе ремонтируют технику, готовятся к весенним полевым работам. Люди ухаживают за домашними животными, кормят их, чистят помещения, следят за температурой воздуха в помещении. В овощехранилищах следят за сохранностью овощей и фруктов, перебирают их, удаляют испорченные, следят за температурой.



Дифференцированная.

Групповая Не читающие дети работают по рисункам.

П.; умение работать с картинками, определить её место, работать с символическими рисунками, отвечать на вопросы, анализировать картинки, умение составлять ответы на вопросы.

Р.; умение следовать предложенным учителем плану и алгоритму учебной деятельности.

Л.; понимания и сопереживания чувствам других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


7.














Подведение итогов.












Оценивание деятельности обучающихся
























Проверить уровень усвоения материала. Проверить настроение, психологическую комфортность.




Оценивание практически всех обучающихся












Скоро прозвенит звонок

И закончится урок!

Так давайте- ка, ребята,

Подведём сейчас итог.

- Книгу зимы мы прочитали. (Слайд 16)

- Что вам запомнилось с урока?

- Что вас удивило?

- Какому времени года был посвящён наш урок?

- Какие знания для себя вы взяли с урока?



Оцениваю работу обучающихся на уроке. Похвала, комплимент.

Работа по оценочным листам «Линеечка».


- Как вы оценили себя за работу на уроке?

- Оцените работу друга.

Молодцы, ребята!
















Ответы на вопросы учителя.


Высказывают своё мнение.






Оценивают свою работу и работу товарища

По оценочным листам.













Вопрос-ответ













Оценочные листы «Линеечка»

Фронтальная














Индивидуальная
















Л.; самооценка

К.; умение высказать своё мнение в социально одобряемой форме








Л.; самооценка

К. умение высказать своё мнение в социально одобряемой форме


8.

Рефлексия.

Интеграция с уроком труда

-Ребята вы хорошо слепили снеговика, и он хочет вам предложить, выразить свое отношение к уроку, с помощью его друзей.



Достаю из конверта апплицированное лицо снеговика, без рта.

- Ребята, посмотрите, а чего не хватает?

Обращаю внимание детей на разнос с манной крупой.

- А на что похожа манка?

Предлагаю.

- Клеем ПВА нарисовать улыбку, если урок понравился, или недовольный рот, если урок не понравился и посыпать манкой на лицо снеговика, как снежком.

- Ребята, когда идёт снег, как называется это явление природы?

- Из чего мы можем устроить снегопад?

- Возьмите каждый по снежинке, подойдите к доске. Дуем на снежинку, отправляем привет снеговику.(Слайд 17)

Спасибо за урок!



Рта у снеговика





На снег.




Обсудит с детьми их отношения к уроку.












Снегопад


Из снежинок, которые в копилки

Улыбка, похвала.


Шаблоны, клей, манка

Индивидуальная