Тема урока | « Мировоззрение и его роль в жизни человека» |
Учитель | Воробьёва И.В. |
Дата урока | 24.11.20 |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Сформировать у учащимся представление о мировоззрении и его роли в жизни человека. Продолжить работу по формированию умений и навыков работы с заданиями в формате ЕГЭ |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, школьная доска. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Н. Лазебниковой, В.А. Литвинова; Москва, «Просвещение» 2020г. |
План урока | 1.Актуализация знаний. 2. Изучение нового материала - Что такое «мировоззрение» человека? - пути формирования, уровни и основные типы (формы)мировоззрения. - Мировоззрение и его роль в жизни человека. 3. Закрепление новых знаний. |
Методы и формы обучения | Методы: контроль, беседа, рассказ, проблема «Для меня мировоззренческое самоопределение – это…». Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. |
Основные понятия | Мировоззрение, мораль, нравственность, ценности, идеал, совесть, патриотизм, гражданственность. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
-Знать определения. - Научиться: грамотно давать развернутый ответ на вопрос. - Получить представление о классификации типов мировоззрения. -Понимать влияние духовных ориентиров человека на примере саморазвития и самосовершенст-вования в жизни. - Приводить примеры. - Усвоить новый материал | Выполняют универсальные логические действия такие как: - умение анализировать - осознанное построение речевого высказывания - умение слушать и запоминать - умение находить нужную информацию в тексте - умение корректировать, исправлять, дополнять - выстраивание логической цепи рассуждений - умение правильно записывать значения новых терминов и понимать их - умение делать вывод - умение оценивать результаты труда | - Мобилизация внимания. - Определение цели урока для себя. - Формирование ответственного отношения к учёбе. - Планирование сотрудничества с учителем. - Планирование сотрудничества с одноклассниками. - Выражение собственного отношения к проблеме. - Стремление понять важность собственного мировоззренческого самоопределения в жизни. - Осознание важности полученных знаний. - Формирование активной жизненной позиции. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие задачи этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Ресурсы – основные и дополнительные |
1.Орга-низация начала занятия. | 1минута | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Слушают учителя и настраиваются на учебную деятельность на уроке. | Фрон-тальная работа. | Сотрудничество с учителем. Мобилизация внимания. | 1.Школьная доска. 2.Мультиме-дийная уста-новка. |
2. Подго-товка к основ-ному этапу. | 1 минута | Актуализация знаний. | Сообщение темы урока как составной части главы «Человек ». План урока. | Настраиваются на работу. | Фрон-тальная работа | Понимание темы и цели урока. | 1.Школьная доска. 2.Мультиме-дийная уста-новка. |
3.Про-верка домаш-него задания | 10 минут 15минут | Установление правильности и осознанности усвоения пройденного материала, выявление пробелов, их корректировка. | Учитель проводит индивидуальный письменный и устный опрос по карточкам, фронтальный: задаёт вопросы с целью контроля усвоенных знаний на предыдущем уроке. | 1.Работа с КИМами письменно по определениями. 2.Отвечают устно на вопросы учителя. | Фрон-тальная и инди-видуаль ная работа | Осознанное построение речевого высказывания. Умение слушать устный ответ одноклассника. Умение находить неточности ответа. Умение корректировать, исправлять, дополнять. . | 1. Работа с учебником Л.Н. Боголюбова, 10 класс. 2. Работа с опорным конспектом. |
4.Изу-чение нового мате-риала. | 20 минут | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о мировоззрении человека. | Рассказ учителя сопровождается демонстрацией презентации. Работа с определением. Учитель предлагает: найти в учебнике информацию и дать характеристику типам мировоззрений. Работа с документом. Учитель предлагает продолжить фразу: «Для меня мировоззренческое самоопределение – это ….» | 1.Воспринимают новый материал. 2. Записывают в тетрадь определение «мировоззрение». 3.Знакомятся с классификацией типов мировоззрения. 4.Дают им характеристику. 5.Анализируют документ. 6.Делают вывод о мировоззрении и его роли в жизни человека. | Фрон-тальная работа. Индиви-дуальная работа. Работа в группах. | Умение слушать учителя. Правильно записывать значения новых терминов и понимать их. Умение анализировать документ. Умение находить и выделять необходимую информацию. Умение делать вывод. Умение построения логической цепи рассуждений | 1.Презентация к уроку. 2.Опорный конспект. 3.Учебник Л. Н. Боголюбова, 10 класс. 4.Таблица классификации типов мировоззрения. 5. Документ. |
5.Закреп-ление новых знаний. | 8 минуты | Обеспечение усвоения новых знаний. | Практикум в формате заданий ЕГЭ ( см приложение ) | 1.Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 2.Пользуются опорным конспектом. | Фрон-тальная работа. Индиви-дуальная работа. | Умение пользоваться полученными знаниями на уроке при устном ответе. Умение анализировать. . | 1.Презентация к уроку. 2.Опорный конспект. 3.Учебник Л. Н. Боголюбова, 10 класс. |
6. Реф-лексия. | 3 минуты | Применение способов действия. | Учитель предлагает выполнить тестовое задание. | 1.Учащиеся выполняют тестовое задание. | Индиви-дуальная работа. | Умение пользоваться полученными знаниями на уроке, выполняя тест. | Тестовый лист |
7.Под-ведение итогов урока. | 1 миминуты 3минуты 2 минуты | Анализ и оценка успешности достижения цели. Обобщение полученных на уроке знаний. | Оценивание работы учащихся. | Слушают подведение итогов работы и оценки. | Фрон-тальная работа. | Умение слушать. | |
8 Д.З | 1 минута | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. | Конкретизирует домашнее задание: 1.Параграф 4. Ответить на вопросы. 2.Документ, стр. 44-45. Прочитать, ответить на вопросы. 3.Письменное задание на выбор: написать развёрнутый план или Используя обществоведческие знания, 1.раскройте смысл понятия «мировоззрение»; 2.составьте два предложения: − одно предложение о научном мировоззрении; − одно предложение о роли мировоззрения в деятельности. | 1.Записывают в дневник домашнее задание. 2.Выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей. | Индиви-дуальная работа. | Умение слушать и запоминать алгоритм выполнения домашнего задания. Умение выбрать задание по силам. | 1.Школьная доска. 2.Мультиме-дийная установка. 3.Учебник Л. Н. Боголюбова, 10 класс. |
1 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
Ответ: мировоззрение.
4 Выберите понятие, которое является лишним в цепочке понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения. социализация
5 Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта. Ответ: 235.
6.Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
− одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.
8 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
г) духовные ценности и т.д.
б) осознанное.
3. Основные виды мировоззрения:
г) научное.
4. Роль мировоззрения в жизни человека.