СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Музыкальный портрет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Музыкальный портрет"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Хасанова Ильмира Фаритовна

Предмет: музыка Класс: 5 Дата проведения: 14.03.18

Тема урока «Музыкальный портрет»

Цель урока: научить сравнивать произведения музыки и живописи с помощью средств выразительности

Задачи урока

Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение через работу с музыкальным и изобразительным произведением;

Способствовать освоениюинтонационно-образной природы музыки, особенностей музыкального языка,

взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

Привлечь внимание к музыкальным возможностям скрипки

Актуализировать ранее полученные знания об инструменте

Познакомить с известными скрипачами, скрипичными мастерами

Организовать индивидуальную работу, фронтальный опрос, инд.работу с тестом, контроль выполнения

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научить выявлять средства выразительности разных видов искусств, взаимосвязь музыки и живописи.

научитьработать с учебным текстом, сравнивать возможности разных видов искусств, делать выводы, обобщать

формировать умение высказывать своё отношение

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Выразительные возможности музыки и живописи, виртуоз

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК

Методическое назначение средств ИКТ

иллюстрирование

Музыкальный материал

Каприс № 24.Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

«Вариации на тему Паганини» С.Рахманинова, «Каприс №24 Паганини» Виктора Зинчука. 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы

Результатов

Привлечь внимание к музыкальным возможностям скрипки

Актуализировать ранее полученные знания об инструменте

Орг.момент


Звучит Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классическое исполнение)


-Назовите, какой муз.инструмент звучит? (скрипка)

-Подумайте, можно ли заменить этот инструмент другим? Каким? Обоснуйте свой выбор. (дети аргументируют свой ответ)

-Изменится ли смысл музыкального произведения? Почему? Обоснуйте свой ответ. (дети аргументируют свой ответ)


-Для чего композиторы используют для исполнения своих произведений скрипку?

Предположительный вывод: скрипка может показать характер человека, его настроение, его мысли, его душу.


Вспомните и расскажите, что вы уже знаете о скрипке?




Длительность этапа

5 мин

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Слушать муз.произведение

Узнавать звучание муз.инструмента

Предполагать изменение музыки


Обосновывать свой выбор

Воспроизвести раннее полученные знания

Форма организации деятельности учащихся

Средства ИКТ

фронтал.


Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Привлечь внимание

Корректировать ответы учащихся



Методы обучения, приемы, техники

словесные, наглядно-слуховые, метод «возвращения к пройденному материалу», проблемно-поисковый метод, метод эмоционального воздействия, метод сравнения

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока


Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение анализировать учебный текст

-Посмотрите на экран. В течение 1 мин составьте небольшой рассказ, используя все предложенные слова.

-Зачитайте ваши рассказы (фронт. опрос)

-Заполните колонки «знаю», «хочу узнать» в выданных таблицах.


-прочитайте текст и заполните колонку «узнал»


-Расскажите, что вы узнали (фронт.опрос).


Предположительный вывод: скрипка-старинный инструмент, не все мастера могли его изготовить, во все времена были скрипачи-виртуозы.


Длительность этапа

10 мин

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Составлять рассказ по опорным словам

Заполнить таблицу «ЗХУ»

Маркировать предложенный текст

Систематизировать полученные знания

Форма организации деятельности учащихся

Средства ИКТ





Индив., фронтал.


Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организовать индивидуальную работу

Организовать фронтальный опрос

Методы обучения, приемы, техники

словесные, практические, метод «забегания вперед», метод обобщения, проблемно-поисковый метод


ЭТАП 3. Практикум

Ход урока


Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи


-Подумайте, всех ли исполнителей можно назвать виртуозами? Почему? (исполняют технично)

-А будет ли трогать нашу душу исполнение музыки машиной, компьютером? Почему? (будет музыка без души)


-Вспомните, как называют человека, который сочиняет музыку?, а исполняет?

-Предположите, можно ли увидеть портрет, образ исполнителя, композитора через музыку? (они вкладывают частичку своей души)

Слушая музыку, предположите, каким был человеком Паганини.

Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу – виртуозу разные композиторы. Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Например, музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов.

- Послушайте «Вариации на тему Паганини» С.Рахманинова, «Каприс №24 Паганини» Виктора Зинчука. Назовите, с помощью каких инструментов были исполнены эти переложения? (фортепиано и оркестра, рок-группы)

- Какие черты шедевра Паганини подчеркнуты композиторами и исполнителями?

- Какая из интерпретаций понравилась вам больше и почему?



-Вспомните, в каком ещё виде искусства мы может увидеть портрет? (живопись, ИЗО)

- Рассмотри портрет Никколы Паганини, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым и в живописи Э. Делакруа. С помощью каких средств выразительности художник изобразил


Какой из интерпретаций созвучны эти произведения? Объясни свой ответ.

Длительность этапа

20 мин


Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Слушание муз.произведений,

Сравнение средств муз.выразительности

Умение высказывать и доказывать свою точку зрения

Умение соотносить произведения муз.искусства и живописи


Форма организации деятельности учащихся

Средства ИКТ

фронтал.


Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организовать слушание, фронтальный опрос

Методы обучения, приемы, техники

словесные, наглядные, наглядно-слуховые, метод обобщения, метод эмоционального воздействия, метод сравнения


ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока

Длительность этапа

7


Выполните тест по теме «Выразительные возможности музыки и живописи».


Обменяйтесь работами, проверьте по ключу.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

Выполнение теста

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности


Методы контроля

Взаимоконтроль в парах

Способы коррекции

Соотнесение с ключом

Форма организации деятельности учащихся

Индив.,

групповая

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Организовывает инд.работу с тестом, контроль выполнения


ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание – 3 мин

Ход урока


Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

синквейн

У каждого из вас сложился свой образ Паганини. Составьте синквейн об этом композиторе. Зачитайте полученные варианты.


Сегодня с помощью звуков старинного смычкового инструмента мы совершили путешествие по векам, сопереживали вместе с композиторами, учились понимать музыку, узнали о возможностях скрипки и интерпретации музыкальных произведений, которая даёт им вторую жизнь.


Главной героиней на уроке была скрипка, и мы с помощью скрипки нарисовали портрет композиторов.


Дом.задание: Нарисуйте скрипку для композитора, музыка которого взволновала вас больше всего и пусть она будет особенная, похожая на своего композитора, исполнителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!