Технологическая карта урока
Предмет: МУЗЫКА.
Учитель: Рудзик Елена Евгеньевна (г. Курск), учитель музыки высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования РФ.
Программа: рабочая образовательная программа по предмету «Музыка. 1-8» (составитель Е.Е. Рудзик, представлена на сайте школы):
Класс: 5
Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство».
Тема урока: «Картины зимы в музыке Георгия Свиридова».
Тип урока: моно-урок.
Форма урока: урок – посвящение 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова.
Цель урока: знакомство обучающихся с многообразием образов зимы в творчестве одного композитора – Георгия Васильевича Свиридова.
Задачи:
- развитие у обучающихся интеллектуальных умений, творческого воображения, навыка поисковой деятельности, умения работать в команде;
- формирование музыкальной грамотности школьников, совершенствование навыков восприятия и сравнительного анализа произведений искусства, импровизации, вокального и инструментального исполнительства;
- развитие музыкально-эстетической и духовной составляющих личности обучающихся посредством широких междисциплинарных связей и связей музыки с жизнью;
- приобщение школьников к музыкальной культуре Курского края на примере творчества Г.В. Свиридова, мотивирование к осознанному и системному общению с музыкальным искусством;
- расширение музыкального кругозора обучающихся, привитие художественного вкуса, формирование нравственных качеств личности школьников (гражданственности, патриотизма, самоидентификации и др.).
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, хоровое пение, инструментальное музицирование, импровизация);
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и Курского края;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные:
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе.
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину и российский народ, осознание своей национальной принадлежности, знание культуры своего края;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир, на разнообразие состояний природы;
- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метод: деятельностно-практический
Образовательные технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология коллективной мыслительной деятельности;
- технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса;
- игровая технология;
- тестовая технология;
- информационно-коммуникационная технология.
Виды деятельности учащихся:
- восприятие музыки;
- импровизации (ритмическая, мелодическая);
- метро-ритмическая работа;
- хоровое пение;
- игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал:
- Г.В. Свиридов «Поет зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»;
- Г.В. Свиридов «Тройка» и «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»;
- Г.В. Свиридов «Снег идет», 1 ч. из «Маленькой кантаты».
Оборудование и учебно-методические материалы:
- фортепиано;
- доска, магниты;
- компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация;
- детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, маракас);
- нотные материалы (хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004; нотная хрестоматия к учебному комплекту «Музыка». 2 кл. – Таганрог: Айкэн, 2000);
- зрительный ряд (репродукции картин);
- карточки с названиями творческих групп («Музыканты», «Художники», «Композиторы», «1я группа хора», «2я группа хора», «Оркестранты»);
- словари эстетических эмоций (по В.Г. Ражникову);
- заготовки с кармашками (5 шт.) и цветные треугольники;
- карточки с названиями музыкальных произведений;
- фономатериалы (Г.В. Свиридов «Поет зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»; Г.В. Свиридов «Тройка» и «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»; Г.В. Свиридов «Снег идет», 1 ч. из «Маленькой кантаты»).
Содержание урока:
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные | информационные |
Организа-ционный момент | Обучающиеся в начале урока рассаживаются по 2м творческим группам – «Музыканты» и «Художники» (таблички на столах). Учитель: Ребята, я попрошу вас равномерно распределиться на 2 группы – музыкантов и художников – и занять места за «круглыми столами». | | | | - владение навыком взаимодействия в коллективе, развитие лидерских качеств. | |
Вхождение в тему урока | слайд 1 Высвечивается тема урока с пропущенным словом «зима». Вокальное приветствие: в исполнении обучающихся и учителя звучит музыкальное приветствие «Добрый день» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Я. Серпина): Сейчас музыкальный начнется урок, Об этом сказал нам веселый звонок, Сказал, заливаясь, на ноте высокой: «Друзья, поздравляю с началом урока!». Учитель: Ребята, я с вашего позволения дополню наше музыкальное приветствие новыми словами, которые и помогут нам восстановить утерянное в теме урока слово (учитель исполняет вторую часть приветствия на тот же мотив): Зима наступила, мороз за окном. Лес, снегом засыпанный, спит тихим сном. И лыжи, и горки, и санки, и коньки, - Мы весело проводим холодные деньки! Учитель: Какого же слова недостает в теме урока? О чем, по вашему мнению, пойдет речь на уроке? (ответы обучающихся). Ну, что же, давайте посмотрим, какое слово появится на слайде. слайд 1 Высвечивается слово «зима». Учитель: Вы оказались совершенно правы. Молодцы! А какой изобразительный жанр наиболее ярко передает времена года, состояния природы? (ответы обучающихся). слайд 2 Высвечивается слово «пейзаж». Учитель: Используя три слова «музыка», «зима» и «пейзаж», попробуйте сформулировать нашу основную задачу урока. В чем мы должны разобраться к концу занятия? (ответы обучающихся). А вот насколько схожи или различны пейзажи в музыке и живописи, попробуем узнать об этом в течение урока. И чтобы все получилось, вам сегодня предстоит «примерить» на себя различные роли. И первые роли, на которые нам указывают таблички на столах, – это музыканты и художники. | - выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством и с жизнью. | - устойчивое представление о музыке в ее связи с другими видами искусства; - усвоение словаря терминов и понятий в изобразительном и музыкальном искусствах. | - овладение умением целеполагания в постановке учебных задач; - прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с изобразительным искусством. | | - расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства. |
Работа в творческих группах | Учитель: Сегодня мы прикоснемся к теме зимы, зимнего пейзажа в творчестве большого композитора, нашего земляка Георгия Васильевича Свиридова. слайд 3 Высвечивается портрет Свиридова. Учитель: Так случилось, что композитор довольно часто обращался к теме зимы в своих музыкальных произведениях. Сейчас прозвучат два произведения Георгия Васильевича Свиридова. И во время звучания музыки, каждой из групп будет необходимо выполнить определенные задания. Для группы «Музыканты» приготовлены 2 карточки-таблицы, где нужно охарактеризовать средства музыкальной выразительности, создающие картины зимы, и настроение обоих музыкальных произведений. Также на столах у вас имеются словари эстетических эмоций, которые помогут вам в более точном определении настроения музыки. Для группы «Художники» приготовлены разноцветные треугольники и кармашки, куда эти треугольники можно вставлять. Во время звучания музыки попробуйте составить цветовую палитру каждого музыкального произведения. слайд 4 Восприятие музыки (Г.В. Свиридов «Поёт зима, аукает»), творческая работа по группам. слайд 4 Запись в рабочих тетрадях понятия «кантата» (с итал. «петь», многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера). слайд 5 Восприятие музыки (Г.В. Свиридов «Тройка»), творческая работа по группам, озвучивание результатов работы обучающихся (на доске появляются карточки с названием произведений и цветовые палитры). | - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов; - понимание жизненного содержания музыкальных произведений в процессе освоения музыкальной культуры своего региона; | - расширение словаря музыкальных терминов в процессе восприятия музыки и размышлений о ней. | - планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, участия в поисково-творческой деятельности. | - передача собственных впечатлений о музыке в устной и письменной речи; - совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной информацией; - инициирование взаимодействия в группе. | |
Самостоя-тельная импровиза-ционная работа | Учитель: А теперь, ребята, вы попробуете себя в другой роли – роли композиторов (на столах появляются таблички «Композиторы»). Я предлагаю вам поимпровизировать, т.е. сочинить на ходу мелодию к стихотворению замечательного русского поэта Бориса Пастернака. слайд 6 Высвечивается портрет и текст стихотворения «Снег идет». Учитель: Но прежде, чем появится мелодия, нам необходимо придумать ритм, в котором эта мелодия будет исполняться. Используйте, пожалуйста, четвертные и восьмые длительности для сочинения ритмического рисунка и соответствующие им жесты (кулачки и ладошки) для последующей демонстрации придуманного ритма. Каждая группа представит свой ритмический и рисунок, и наиболее удобный в виде записи на доске для мелодической импровизации. слайд 7 Высвечиваются длительности и жесты для их обозначения. Выполнение задания обучающимися по группам. Запись учителем на доске одного из придуманных ритмов, прохлопывание ритма всеми обучающимися с произношением текста, вокальная импровизация школьников со словами (по строчке по принципу «цепочка»). | - понимание познавательной функции музыки в своей жизни; - использование полученных ранее на уроках музыки способов музыкально-творческой деятельности в процессе самостоятельной работы. | | - планирование собственных действий в процессе создания ритмических и мелодических импровизаций; - осмысленность и обобщенность учебных действий, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности. | - совершенствование учебных действий самостоятельной работы над творческими заданиями; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе музыкальных импровизаций. | - осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании учебно-методического и наглядного оснащения урока. |
Восприятие музыки, сравнитель-ный анализ музыки и живописи | Учитель: А теперь, ребята, обратите внимание на нотную запись того же стихотворения, которое положил на музыку Георгий Васильевич Свиридов. слайд 8 Высвечивается фрагмент нотного текста песни «Снег идет». Учитель: Сравните свои варианты, представленные ранее, с этой записью. Какие длительности использовал композитор? Как движется мелодия? (ответы обучающихся). Послушайте произведение и подберите созвучные музыке живописные картины, представленные в презентации. слайд 9 Восприятие (Г.В. Свиридов «Снег идет»), высвечивается зрительный ряд из репродукций зимних пейзажей. Обсуждение прослушанного произведения, сопоставление музыки и живописи с опорой на средства выразительности каждого из искусств. | - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов; - понимание жизненного содержания классической музыки, выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством в процессе восприятия. | - устойчивое представление о содержании и языке профессиональной хоровой музыки в ее связях с другими видами искусства; | - владение умением целеполагания в постановке исследовательских задач в процессе восприятия музыкального сочинения разных жанров; - критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке. | | |
Вокально-хоровая работа, инструмен-тальное музициро-вание | Учитель: А сейчас я предлагаю вам самим исполнить произведение Свиридова «Снег идет» и сделать это, поделившись на две группы (появляются таблички «1я группа хора», «2я группа хора»). Текст перед вами. слайд 10 Высвечивается текст песни. Учитель (демонстрирует детские музыкальные инструменты): Как вы думаете, а какой из представленных музыкальных инструментов – бубен, треугольник или маракас – больше всего подойдет к исполнению этой песни? Почему? (ответы обучающихся). Я попрошу кого-то одного стать «оркестрантом» (появляется табличка) и украсить наш аккомпанемент звучанием треугольника на каждой сильной доле песни. Разучивание песни (методом «эхо») и исполнение песни по группам в сопровождении игры на треугольнике. | - понимание коммуникативной функции музыки в жизни людей, в процессе совместного хорового исполнительства. | | - планирование собственных действий в процессе исполнения музыки, участия в художественно-творческой деятельности; - оценка воздействия вокальной музыки на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой коллективной деятельности. | - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе исполнения музыки. | |
Итоги урока, рефлексив-ная оценка | Учитель: Вот и подходит к концу наш «зимний» урок. Благодаря творчеству Георгия Васильевича Свиридова, нам удалось услышать и увидеть такие необычные, такие разные, такие красивые зимние пейзажи. Но это был взгляд на зимнее время года только лишь одного человека. А как «звучит» зима с вашей точки зрения? Попробуйте дома записать свои размышления в рабочих тетрадях по музыке. Создайте мини-сочинение на тему «Музыка зимы», сделав описание любого зимнего пейзажа (изображения вы можете найти в печатных или электронных каталогах). И на следующем уроке у вас будет возможность представить свои «звучащие» картины. слайд 11 Высвечивается домашнее задание, обучающиеся записывают тему мини-сочинения в тетрадь. Учитель: А теперь, внимание! Перед вами «волшебный квадрат», где по вертикали и по горизонтали «спрятались» имена и понятия, звучавшие сегодня на уроке. слайд 12 Высвечивается поле с зашифрованными понятиями. Учитель: Каждая группа попробует в течение 3х минут отыскать как можно больше этих слов. Приступайте (звучит «Вальс» Г.В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»). По окончании работы высвечивается поле с разгаданными словами. слайд 13 (слова по горизонтали) слайд 14 (слова по вертикали) О | П | А | Л | И | Т | Р | А | С | Ю | Ф | П | К | А | Н | Т | А | Т | А | С | П | А | Б | Д | Ж | З | К | Е | Р | Е | У | С | В | И | Р | И | Д | О | В | С | Ш | Т | Е | Н | Ы | М | Т | В | Я | Е | К | Е | Р | А | У | А | Е | Ъ | Г | Н | И | Р | И | М | Ф | И | М | Х | О | И | Н | Н | Д | И | Ц | П | П | Н | Щ | Н | Ы | А | Ш | К | П | Е | Й | З | А | Ж | М | К | С | А | Ъ | Х | Т | О | Ц | Ю | Ответы обучающихся («спрятанные» слова: Свиридов, Пушкин, Пастернак, Есенин, зима, пейзаж, палитра, кантата, лад, темп, динамика). Учитель: Ребята, какие из этих слов и фамилий относятся к музыке, а какие к живописи? Представители какого еще направления в искусстве были зашифрованы в «волшебном квадрате»? (литературы (поэзии)). Спасибо вам, ребята, за вашу работу на уроке и активное творчество. Сегодня я смогу оценить каждого из вас на самый высший балл – «5». слайд 15 Учитель: И последнее, о чем бы мне вас хотелось попросить: составьте, пожалуйста, из оставшихся цветных треугольников цветовую палитру вашего настроения в настоящий момент. Вооружайтесь магнитами и по очереди прикрепляйте «цвет вашего настроения» к доске. Спасибо за активную и творческую работу! Я прощаюсь с вами, но ненадолго. До скорой встречи на уроке! | - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; - понимание жизненного содержания музыки в процессе освоения музыкальной культуры своего региона; - использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира в процессе самообразования. | - усвоение музыкального языка Свиридова в процессе восприятия, размышлений о музыке, хорового пения, музицирования, поисковой деятельности; - применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования. | - прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с изобразительным искусством; - осмысленность и обобщенность учебных действий. | - совершенствование поисковых навыков, навыков учебных действий самостоятельной работы с информацией; - инициирование взаимодействия в группе; - самооценка уровня собственных коммуникативных действий в процессе осуществления разных видов музыкальной деятельности. | - формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; - обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования. |
12