Технологическая карта урока музыки (6 класс)
Тема урока | Авторская песня: прошлое и настоящее |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цель урока | Познакомить с историей развития авторской песни от Средневековья до современности, особенностями жанра и исполнителями авторской песни |
Задачи урока | Образовательные: - познакомить с жанром авторская песня, исполнителями, раскрыть такие понятия как ваганты, скоморохи, барды -.расширить представление о выразительном исполнении песен, путем осмысления средств музыкальной выразительности, музыкальной и литературной речи в авторской песни. Воспитательные: - формировать значимость идеи авторской песни; ориентиров для социальной, культурной свамоидентификации, содействовать в ходе урока способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. Развивающие: -расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем, - развитие познавательного интереса учащихся; заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов. - развитие творческой активности. |
Планируемые результаты | Предметные: знать историю развития авторской песни от Средневековья до современности, виды, особенности и исполнителей авторской песни. Уметь анализировать творчество исполнителей авторской песни. |
УУД | Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; выражение собственной точки зрения по теме урока; Метапредметные: Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству. |
Основные понятия | Ваганты, авторская песня, бард, скоморохи |
Оборудование | Электронная доска, презентация, видео «Посвящение друзьям» слова и музыка Б.Окуджавы, доска, колонки, гитара |
Музыкальный материал | Ю.Визбор «Милая моя», О.Митяев «Как здорово!» «Гаудеамус», В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой», Д.Тухманов «Из вагантов», «Посвящение друзьям» Б.Окуджава |
УМК | Музыка 6 кл.: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.:Просвещение, 2020 |
Обобщенные этапы урока | Основные этапы урока | Содержание основных этапов | Вид контроля | Приемы обучения | Время | УДД |
Самоопределение к деятельности и актуализация знаний | Организационный момент | Музыкальное приветствие (исполнение хором): «Добрый день! Хорошего дня! Пусть этот день будет лучшим друзья!», Подготовка к началу работы обучающихся, подготовка рабочих мест Просмотр видео «Посвящение друзьям» слова и музыка Б.Окуджавы (готовит учащихся к пониманию темы урока) -Среди вас есть ребята, которые любят путешествовать? -Что делали туристы на видео, когда отдыхали вечером у костра? -Многие путешественники любят исполнять песни и часто сочиняют их сами, являясь авторами музыки и стихов. Так как называется песня, изучение которой является темой нашего урока? Формулировка темы урока | | Эмоциональное вхождение в урок | 3 мин. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя, правильно отвечают на них; овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами Регулятивные: осуществлять самоконтроль Коммуникативные: высказывают свои предположения, прислушиваются к мнению других |
| Постановка цели урока мотивация учебной деятельности | Формулировка цели урока -Что вы хотите узнать об авторских песнях? (Познакомиться с авторской песней, историей создания песен, авторами и исполнителями, прослушать музыкальные произведения и выразительно исполнить авторскую песню) - Это задачи, которые мы решим на уроке | | Тема-вопрос | 2 мин. | |
| Актуализация знаний (УУД) | Решение кроссворда «Самый популярный вокальный жанр» (ключевое слово – ПЕСНЯ) (Приложение №1) | текущий | Кроссворд | 2 мин. | |
| Промежуточные выводы | Учащиеся понимают тему, цель и задачи урока. Запись темы урока в тетрадь. | | | 1 мин. | |
«Открытие» нового знания | Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Привлечение внимания обучающихся к принципиально новым сведениям Учащиеся делятся на 2 группы. 1 группа дает интервью (понятие термина «скоморохи») - Кого видите на 2 слайде? (Скоморохов) - Кто такие скоморохи? (Учащиеся обращают внимание на костюмы, музыкальные инструменты в руках скоморохов, позы и объясняют значение термина «скоморохи». Странствующие актеры Древней Руси, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах) - А кого видите на 3 слайде? (Ваганты) 2 группа учащихся дает интервью, объясняя классу, кем являлись ваганты (заранее прочитав стр. 80 в учебнике) До нашего времени дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв. - Какая песня прославляет академию и преподавателей-профессоров и уже несколько лет является Международным студенческим гимном? - «Гаудеамус». Слушание -А какая песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра? - «Из вагантов» автор Давид Тухманов. Слушание | текущий | Пресс-конференция Слушание музыкальных произведений | 7 мин. | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыкального произведения, точно выражают свои мысли. Регулятивные: выполняют учебные действия, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, находят решение учебной задачи. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать |
| Промежуточные выводы | - Что общего в прослушанных песнях? - Жизнерадостный характер этих песен. - Найдите отличия. -Исполнение. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а вторая – сольная. Запись в тетрадь терминов, названий и авторов прослушанных песен. | Выявление отличий при помощи пластического интонирования | | 2 мин. | |
Творческое применение полученных знаний | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Рассказ об истории создания песен Ю.Визбора «Милая моя» и В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой», слушание. Создание письменного синквейна (выбор песни по желанию ребенка) Представление синквейнов | текущий | Создание синквейна | 9 мин. | Личностные: понимание значения авторской песни в жизни общества, опыт «сотворчества» в процессе выполнения творческой работы; Коммуникативные: владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания, поиск и использование практической деятельности Регулятивные: планирование собственных действий в процессе выполнения работы, прогнозирование результатов деятельности, понимание и оценка воздействия музыки, проявление способности к саморегуляции Познавательные: формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству. |
Углубление сформированных компетенций | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД | Использование нового содержания совместно с ранее изученным. Учащиеся заполняют карточки «Линии сравнения» Вокально-хоровая работа Разучивание песни «Как здорово» сл. и муз..О.Митяева | текущий | Линии сравнения | 9 мин. | Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности, опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования Регулятивные: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества, самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий |
Рефлексия: эмоциональная и оценочная | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности обучающихся | Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо... | | Идеальный опрос | 1 мин. | Личностные: передавать полученные музыкальные впечатления, владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; Регулятивные: давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, Коммуникативные: давать оценку приобретённому опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, созна- тельного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д. |
| Рефлексия деятельности | Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки, оценивая свое состояние | | Лесенка «Моё состояние» | 2 мин. | |
Домашнее задание | | Выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей учащихся: 1.Творческая работа «В чем ценность авторской песни?» 2. Подготовить сообщение «История создания песни «Как здорово» 3. Выучить самостоятельно и исполнить авторскую песню | | | 2 мин. | |
Литература
Алексеева Л. Л., Критская Е. Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5—7 классы: пособие для учителей общеобразоват. ор-
ганизаций / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой,О. Б. Логиновой. — М., 2013.
Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-под-ростков как дидактическая проблема: моногр. / Ю. Б. Алиев. — М., 2012.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и об-разовании / Б. В. Асафьев; ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой. — 2-е изд. —
Л., 1973.
Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред.М. Г. Ярошевского. — М., 2010.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг /В. В. Емельянов. — СПб., 2010.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя /Д. Б. Кабалевский; авт. вступ. ст. И. В. Пигарёва. — 4-е изд., дораб. —
М., 2005.
Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественноговоздействия музыки / В. В. Медушевский. — М., 1976.
Педагогические технологии в дополнительном художественном об-разовании детей: метод. пособие / Е. А. Ермолинская, Е. И. Коротеева,
Е. С. Медкова и др.; под ред. Н. П. Кабковой. — М., 2011.
Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема:пособие для учителя / А. А. Пиличяускас. — М., 1992.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1—8 классы /под руководством Д. Б. Кабалевского. — М., 2007.
Рудзик М. Ф. Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников: учеб.-метод. пособие / М. Ф. Рудзик. — Курск, 2009.
Сергеева Г. П. Освоение технологий преподавания предмета ≪Музыка≫в последипломном образовании: моногр. / Г. П. Сергеева. — М., 2013.
Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: учеб. пособие для студентоввысших учебных заведений / Г. П. Стулова. — М., 2010.
Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 3 кн. (+ CD). / Г. Р. Тараева. — М., 2007.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — М., 2004.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе:от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Ас-
молов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М., 2011.
Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества / Н. С. Ширяева. — СПб., 2010.
Школяр В. А. Восприятие музыкальной классики как психолого-педагогическая проблема. Методологическая сюита в шестнадцати частях
на тему: ≪Научная школа Д. Б. Кабалевского в педагогике искусства≫ /В. А. Школяр. — М., 2011
Приложение 1
Вопросы:
1)Как называется скорость звучания музыки?
2) Как называется музыкальный образ, выражающий героические образы?
3) Венгерский композитор, создатель 19 рапсодий и цикла фортепианных пьес «Годы странствий»?
4)Как называется вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из пяти исполнителей?
5)Главная песня героя – это….
Приложение 2
Соедините линией верные ответы | |
Авторская песня - это | туристские, военные, лирические, философские |
Фамилия исполнителей авторской песни | XX век |
Когда появилась авторская песня? | ваганты, барды, скоморохи |
Кто назывались ее предшественники | городской фольклор «поэзия под гитару» |
Тематика творчества бардов | В.Высоцкий, Ю.Визбор, Б.Окуджава |