СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Авторская песня" (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки по теме "Авторская песня" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Авторская песня" (6 класс)»

Технологическая карта урока музыки (6 класс)

Тема урока

Авторская песня: прошлое и настоящее

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Познакомить с историей развития авторской песни от Средневековья до современности, особенностями жанра и исполнителями авторской песни

Задачи урока

Образовательные:

-  познакомить с жанром авторская песня, исполнителями, раскрыть такие понятия как ваганты, скоморохи, барды

-.расширить представление о выразительном исполнении песен, путем осмысления средств музыкальной выразительности, музыкальной и литературной речи в авторской песни.

Воспитательные:

- формировать значимость идеи авторской песни; ориентиров для социальной, культурной свамоидентификации, содействовать в ходе урока способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Развивающие:

-расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем,

-  развитие познавательного интереса учащихся; заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.

-  развитие творческой активности.

Планируемые результаты

Предметные: знать историю развития авторской песни от Средневековья до современности, виды, особенности и исполнителей авторской песни. Уметь анализировать творчество исполнителей авторской песни.

УУД

Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; выражение собственной точки зрения по теме урока;
Метапредметные:

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству.

Основные понятия

Ваганты, авторская песня, бард, скоморохи

Оборудование

Электронная доска, презентация, видео «Посвящение друзьям» слова и музыка Б.Окуджавы, доска, колонки, гитара

Музыкальный материал

Ю.Визбор «Милая моя», О.Митяев «Как здорово!» «Гаудеамус», В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой», Д.Тухманов «Из вагантов», «Посвящение друзьям» Б.Окуджава

УМК

Музыка 6 кл.: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.:Просвещение, 2020




Обобщенные этапы урока

Основные этапы урока

Содержание основных этапов

Вид контроля

Приемы обучения

Время

УДД

Самоопределение к деятельности и актуализация знаний


Организационный момент

Музыкальное приветствие (исполнение хором): «Добрый день! Хорошего дня! Пусть этот день будет лучшим друзья!», Подготовка к началу работы обучающихся, подготовка рабочих мест

Просмотр видео «Посвящение друзьям» слова и музыка Б.Окуджавы (готовит учащихся к пониманию темы урока)

-Среди вас есть ребята, которые любят путешествовать?

-Что делали туристы на видео, когда отдыхали вечером у костра?

-Многие путешественники любят исполнять песни и часто сочиняют их сами, являясь авторами музыки и стихов. Так как называется песня, изучение которой является темой нашего урока?

Формулировка темы урока


Эмоциональное вхождение в урок






























3 мин.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя, правильно отвечают на них; овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами

Регулятивные: осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: высказывают свои предположения, прислушиваются к мнению других



Постановка цели урока мотивация учебной деятельности


Формулировка цели урока

-Что вы хотите узнать об авторских песнях?

(Познакомиться с авторской песней, историей создания песен, авторами и исполнителями, прослушать музыкальные произведения и выразительно исполнить авторскую песню)

- Это задачи, которые мы решим на уроке


Тема-вопрос


2 мин.



Актуализация знаний (УУД)

Решение кроссворда «Самый популярный вокальный жанр» (ключевое слово – ПЕСНЯ)

(Приложение №1)

текущий

Кроссворд

2 мин.



Промежуточные выводы

Учащиеся понимают тему, цель и задачи урока. Запись темы урока в тетрадь.



1 мин.


«Открытие» нового знания


Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Привлечение внимания обучающихся к принципиально новым сведениям

Учащиеся делятся на 2 группы.

1 группа дает интервью (понятие термина «скоморохи»)

- Кого видите на 2 слайде?

(Скоморохов)

- Кто такие скоморохи?

(Учащиеся обращают внимание на костюмы, музыкальные инструменты в руках скоморохов, позы и объясняют значение термина «скоморохи». Странствующие актеры Древней Руси, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах)

- А кого видите на 3 слайде?

(Ваганты)

2 группа учащихся дает интервью, объясняя классу, кем являлись ваганты (заранее прочитав стр. 80 в учебнике)

До нашего времени дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв.

- Какая песня прославляет академию и преподавателей-профессоров и уже несколько лет является Международным студенческим гимном?

- «Гаудеамус». Слушание

-А какая песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра?

- «Из вагантов» автор Давид Тухманов. Слушание

текущий

Пресс-конференция















































Слушание музыкальных произведений


7 мин.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыкального произведения, точно выражают свои мысли.

Регулятивные: выполняют учебные действия, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, находят решение учебной задачи.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать


Промежуточные выводы

- Что общего в прослушанных песнях?

- Жизнерадостный характер этих песен.

- Найдите отличия.

-Исполнение. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а вторая – сольная.

Запись в тетрадь терминов, названий и авторов прослушанных песен.







Выявление отличий при помощи пластического интонирования


2 мин.


Творческое применение полученных знаний


Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков


Рассказ об истории создания песен Ю.Визбора «Милая моя» и В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой», слушание.

Создание письменного синквейна (выбор песни по желанию ребенка)

Представление синквейнов

текущий

Создание синквейна

9 мин.

Личностные: понимание значения авторской песни в жизни общества, опыт «сотворчества» в процессе выполнения творческой работы;

Коммуникативные: владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания, поиск и использование практической деятельности

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе выполнения работы, прогнозирование результатов деятельности, понимание и оценка воздействия музыки, проявление способности к саморегуляции

Познавательные: формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству.

Углубление сформированных компетенций


Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД


Использование нового содержания совместно с ранее изученным.

Учащиеся заполняют карточки «Линии сравнения»

Вокально-хоровая работа

Разучивание песни «Как здорово» сл. и муз..О.Митяева

текущий

Линии сравнения

9 мин.

Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности, опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования

Регулятивные: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества, самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий

Рефлексия: эмоциональная и оценочная


Контроль за процессом и результатом учебной деятельности обучающихся

Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...


Идеальный опрос

1 мин.

Личностные: передавать полученные музыкальные впечатления, владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Регулятивные:

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать

план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их,

Коммуникативные: давать оценку приобретённому опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, созна-

тельного управления своим психоэмоциональным состоянием,

в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),

отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.


Рефлексия деятельности


Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки, оценивая свое состояние


Лесенка «Моё состояние»


2 мин.


Домашнее задание


Выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей учащихся:

1.Творческая работа «В чем ценность авторской песни?»

2. Подготовить сообщение «История создания песни «Как здорово»

3. Выучить самостоятельно и исполнить авторскую песню



2 мин.



Литература

Алексеева Л. Л., Критская Е. Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5—7 классы: пособие для учителей общеобразоват. ор-

ганизаций / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой,О. Б. Логиновой. — М., 2013.

Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-под-ростков как дидактическая проблема: моногр. / Ю. Б. Алиев. — М., 2012.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и об-разовании / Б. В. Асафьев; ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой. — 2-е изд. —

Л., 1973.

Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред.М. Г. Ярошевского. — М., 2010.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг /В. В. Емельянов. — СПб., 2010.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя /Д. Б. Кабалевский; авт. вступ. ст. И. В. Пигарёва. — 4-е изд., дораб. —

М., 2005.

Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественноговоздействия музыки / В. В. Медушевский. — М., 1976.

Педагогические технологии в дополнительном художественном об-разовании детей: метод. пособие / Е. А. Ермолинская, Е. И. Коротеева,

Е. С. Медкова и др.; под ред. Н. П. Кабковой. — М., 2011.

Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема:пособие для учителя / А. А. Пиличяускас. — М., 1992.

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1—8 классы /под руководством Д. Б. Кабалевского. — М., 2007.

Рудзик М. Ф. Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников: учеб.-метод. пособие / М. Ф. Рудзик. — Курск, 2009.

Сергеева Г. П. Освоение технологий преподавания предмета ≪Музыка≫в последипломном образовании: моногр. / Г. П. Сергеева. — М., 2013.

Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: учеб. пособие для студентоввысших учебных заведений / Г. П. Стулова. — М., 2010.

Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 3 кн. (+ CD). / Г. Р. Тараева. — М., 2007.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — М., 2004.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе:от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Ас-

молов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М., 2011.

Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества / Н. С. Ширяева. — СПб., 2010.

Школяр В. А. Восприятие музыкальной классики как психолого-педагогическая проблема. Методологическая сюита в шестнадцати частях

на тему: ≪Научная школа Д. Б. Кабалевского в педагогике искусства≫ /В. А. Школяр. — М., 2011



Приложение 1

Вопросы:

1)Как называется скорость звучания музыки? 

2) Как называется музыкальный образ, выражающий героические образы? 

3) Венгерский композитор, создатель 19 рапсодий и цикла фортепианных пьес «Годы странствий»?

 4)Как называется вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из пяти исполнителей?

 5)Главная песня героя – это….



1












2











3











4













5











Приложение 2

Соедините линией верные ответы


Авторская песня - это

туристские, военные, лирические, философские

Фамилия исполнителей авторской песни

XX век

Когда появилась авторская песня?

ваганты, барды, скоморохи

Кто назывались ее предшественники

городской фольклор «поэзия под гитару»

Тематика творчества бардов

В.Высоцкий, Ю.Визбор, Б.Окуджава



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!