1. | Мотивирование к учебной деятельности Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д. 2-3 мин. | Приветствие. Отвечают на вопросы учителя, высказывают мнения | Приветствие. Организует беседу | (Распевка) - Здравствуйте, ребята, здравствуйте! - Вы видите, на уроке присутствуют гитара, палатка, кеды, рюкзак. - Кому принадлежат эти вещи? - Как связаны туристы и музыка? - А какие песни они поют? |
2. | Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели 2-3 мин. | Принимают участие в беседе, формулируют задачи. Ставят цель: познакомиться с жанром авторской песни. | Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи урока. Демонстрация презентации | - А кто эти песни сочиняет? (авторы) - А как вы думаете, музыку и стихи сочиняют разные авторы? - А обязательно ли авторы этих песен являются музыкантам профессионалами? - А может сам автор быть исполнителем таких песен? - А как называют такие песни, когда автор слов, музыки, исполнитель - один и тот же человек? (Авторские песни) - О чем пойдет речь на уроке? (Об авторских песнях) - Тема урока «Авторская песня – прошлое и настоящее» (слайд 1) - Какова цель урока? - Что вы хотите узнать об авторских песнях? (Познакомиться с авторской песней, историей создания, авторами) |
3. | Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации Цель: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. 2 мин. | Отвечают на вопросы учителя | Организует беседу | - Кого видите на 2 слайде? (Скоморохов) - Кто такие скоморохи? (Странствующие актеры Древней Руси, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах) - А кого видите на этом слайде? (3 слайд) (это ваганты) - А кто такие ваганты, вы узнаете, прочитав страницы 80-81 в учебнике. |
5. | Изучение нового материала Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией 5-7 мин. 3 мин. 3 мин. 5 мин. 5 мин. | Работают с учебником, ищут ответы на вопросы, рассказывают классу, дополняют ответы Слушают музыку Отвечают на вопросы, восприятие и анализ произведений Работают в парах, добывание знаний в новой ситуации | Организует самостоятельную работу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации Слушает ответы детей Организует слушание Организует работу в парах | Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы. - Ваганты – шутники, актеры, певцы, рассказчики, акробаты, студенты, монахи, философы. - Ваганты преподавали и учились в университетах, писали стихи на латыни. - Ваганты опирались на традиции церковных песенных и речевых жанров, на опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. - До нашего времени дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв. - Какая песня прославляет академию и преподавателей-профессоров и уже несколько лет является Международным студенческим гимном? - «Гаудеамус». (слушание, слайд 5) -А какая песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра? - «Из вагантов» - Кто автор этой песни? -Давид Тухманов. (слушание) - А что общего в этих песнях? - Жизнерадостный характер этих песен. - А чем отличаются? -Исполнением. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а вторая – сольная. 2. Следующее задание. Работа в парах (стр.82-83) 1 пара выписывает авторов-исполнителей. 2 пара готовят сообщение об авторской песне 3 пара ищут ответ на вопрос: - В чем ценность авторской песни? Заслушивание ответов, которые подготовили пары. Авторы-исполнители: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий, Александр Макаревич и другие. (Обратить внимание на фото в учебнике и на слайд 6) Авторская песня – городской фольклор, который называют бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Раньше их называли студенческими и туристскими, потому что сочиняли их в основном студенты, а распевали в студенческих общежитиях и в туристских походах. Зародилась в середине 20 века. Авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали дружбу. В этих песнях было много шуток, юмора, даже сатиры (7 слайд) Ценность авторской песни в искренности и доверии, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей. Доступность для исполнения. Это настоящая поэзия и музыка (8 слайд) - Обратите внимание на 9 слайд. Это Валерий Грушин – исполнитель бардовской песни. Трагически погиб в 22 года, спасая из речки тонущих детей. И в честь него на берегу реки Волга ежегодно проводится фестиваль авторской песни. |
7. | Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний 2-3 мин. 3 мин. | Узнают авторов песен Отвечают на вопросы учителя Исполняют песню | Объясняет задание Организует вокально-хоровую работу | На листах написаны фамилии бардов: Олег Митяев, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий - Соедините название песни с автором. «Как здорово…» - Олег Митяев «Милая моя» - Юрий Визбор «До свидания, мальчики» - Булат Окуджава «Гимнастика» - В. Высоцкий - Предлагаю спеть песню «Как здорово, что…» (10 слайд) - Как нужно исполнять эту песню? - С душевным теплом, с радостью, нежно, весело, в конце с грустью. - Найдите строчки, раскрывающие смысл песни. - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. - Когда и где ее можно исполнить? (Исполнение, стоя, обнявшись) |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей 2 мин. | Подводят итоги работы. Оценивают работу друг друга | Помогает детям подвести итог, оценить работу на уроке | - Какую цель мы ставили в начале урока? - Мы выполнили задачи, которые ставили? - Песни каких бардов вы хотели бы разучить? -О ком из них хотите узнать больше и рассказать другим? |