СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 6 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 6 классе. Тема "Авторская песня - прошлое и настоящее".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 6 классе»

Технологическая карта урока музыки в 6 классе


Тема урока

Авторская песня: прошлое и настоящее

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создать условия для знакомства с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторской песней

Задачи урока

Образовательные

-  познакомить с жанром авторская песня, раскрыть такие понятия как ваганты, барды.

Воспитательные

- содействовать в ходе урока способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Развивающие

-  развитие познавательного интереса  учащихся;

-  умение выделять главное, существенное;

-  развитие творческой активности.


Планируемый результат

Предметные: знать исполнителей авторской песни;


Уметь анализировать творчество исполнителей авторской песни.

Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; выражение собственной точки зрения по теме урока;
Метапредметные:

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству.

Основные понятия

Ваганты, авторская песня, бард

Межпредметные связи

История, литература

Оборудование

экран, проектор, ноутбук, презентация, доска, фотографии композиторов авторских песен


Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

УМК

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.



Этапы проведения урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1.

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д.

2-3 мин.


Приветствие. Отвечают на вопросы учителя, высказывают мнения


Приветствие. Организует беседу

(Распевка)

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

- Вы видите, на уроке присутствуют гитара, палатка, кеды, рюкзак.

- Кому принадлежат эти вещи?

- Как связаны туристы и музыка?

- А какие песни они поют?


2.

Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели

2-3 мин.

Принимают участие в беседе, формулируют задачи. Ставят цель: познакомиться с жанром авторской песни.

Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи урока.


Демонстрация презентации

- А кто эти песни сочиняет? (авторы)


- А как вы думаете, музыку и стихи сочиняют разные авторы?

- А обязательно ли авторы этих песен являются музыкантам профессионалами?

- А может сам автор быть исполнителем таких песен?


- А как называют такие песни, когда автор слов, музыки, исполнитель - один и тот же человек?

(Авторские песни)

- О чем пойдет речь на уроке?

(Об авторских песнях)

- Тема урока «Авторская песня – прошлое и настоящее» (слайд 1)

- Какова цель урока?

- Что вы хотите узнать об авторских песнях?

(Познакомиться с авторской песней, историей создания, авторами)




3.

Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации

Цель: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

2 мин.

Отвечают на вопросы учителя

Организует беседу

- Кого видите на 2 слайде?

(Скоморохов)

- Кто такие скоморохи?

(Странствующие актеры Древней Руси, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах)

- А кого видите на этом слайде?

(3 слайд)

(это ваганты)

- А кто такие ваганты, вы узнаете, прочитав страницы 80-81 в учебнике.


4.

Постановка учебной задачи

Цель: постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы.

2 мин.

Знакомятся с планом работы

Знакомит с планом работы

- Читайте внимательно и ответьте на вопросы

( слайд 4)

1. Кто такие ваганты?

2. Чем они прославились?

3. На что опирались в своем творчестве?



5.

Изучение нового материала

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

5-7 мин.








3 мин.






3 мин.








5 мин.







5 мин.

Работают с учебником, ищут ответы на вопросы, рассказывают классу, дополняют ответы



Слушают музыку


Отвечают на вопросы, восприятие и анализ произведений








Работают в парах, добывание знаний в новой ситуации

Организует самостоятельную работу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации










Слушает ответы детей






Организует слушание










Организует работу в парах

  1. Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы.

- Ваганты – шутники, актеры, певцы, рассказчики, акробаты, студенты, монахи, философы.

- Ваганты преподавали и учились в университетах, писали стихи на латыни.

- Ваганты опирались на традиции церковных песенных и речевых жанров, на опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии.


- До нашего времени дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв.

- Какая песня прославляет академию и преподавателей-профессоров и уже несколько лет является Международным студенческим гимном?

- «Гаудеамус».

(слушание, слайд 5)

-А какая песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра?

- «Из вагантов»

- Кто автор этой песни?

-Давид Тухманов.

(слушание)

- А что общего в этих песнях?

- Жизнерадостный характер этих песен.

- А чем отличаются?

-Исполнением. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а вторая – сольная.

2. Следующее задание. Работа в парах (стр.82-83)

1 пара выписывает авторов-исполнителей.

2 пара готовят сообщение об авторской песне

3 пара ищут ответ на вопрос:

- В чем ценность авторской песни?


Заслушивание ответов, которые подготовили пары.

  1. Авторы-исполнители: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий, Александр Макаревич и другие. (Обратить внимание на фото в учебнике и на слайд 6)


  1. Авторская песня – городской фольклор, который называют бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Раньше их называли студенческими и туристскими, потому что сочиняли их в основном студенты, а распевали в студенческих общежитиях и в туристских походах. Зародилась в середине 20 века. Авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали дружбу. В этих песнях было много шуток, юмора, даже сатиры (7 слайд)

  2. Ценность авторской песни в искренности и доверии, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей. Доступность для исполнения. Это настоящая поэзия и музыка (8 слайд)


- Обратите внимание на 9 слайд. Это Валерий Грушин – исполнитель бардовской песни. Трагически погиб в 22 года, спасая из речки тонущих детей. И в честь него на берегу реки Волга ежегодно проводится фестиваль авторской песни.


6.

Закрепление нового материала

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

2 мин.

Узнают мелодии песен

Организует игру

Поиграем в игру «Угадай мелодию».

По началу звучания песни вы должны догадаться, что это за песня.

1 «Как здорово…»

2 «Милая моя»

3 «До свидания, мальчики».

4 «Гимнастика» (физкультминутка)



7.

Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

2-3 мин.
















3 мин.

Узнают авторов песен













Отвечают на вопросы учителя







Исполняют песню


Объясняет задание












Организует вокально-хоровую работу


На листах написаны фамилии бардов:

Олег Митяев,

Булат Окуджава,

Юрий Визбор,

Владимир Высоцкий

- Соедините название песни с автором.


  1. «Как здорово…» - Олег Митяев

  2. «Милая моя» - Юрий Визбор

  3. «До свидания, мальчики» - Булат Окуджава

  4. «Гимнастика» - В. Высоцкий

- Предлагаю спеть песню «Как здорово, что…» (10 слайд)

- Как нужно исполнять эту песню?

- С душевным теплом, с радостью, нежно, весело, в конце с грустью.

- Найдите строчки, раскрывающие смысл песни.

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

- Когда и где ее можно исполнить?

(Исполнение, стоя, обнявшись)

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

2 мин.

Подводят итоги работы. Оценивают работу друг друга

Помогает детям подвести итог, оценить работу на уроке

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Мы выполнили задачи, которые ставили?


- Песни каких бардов вы хотели бы разучить?

-О ком из них хотите узнать больше и рассказать другим?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!