СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант Чародей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс "Школа России". Урок 15

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант Чародей"»

Музыка. 4 класс

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ. ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. МУЗЫКАНТ-ЧАРОДЕЙ



Педагогические цели

Ознакомить с народными музыкальными инструментами, особенностями состава, тембра и красотой их звучания; способство­вать развитию умений включаться в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, ор­кестр) и оценивания результатов музыкального творчества; наблюдать за использованием музыки в жизни человека; воспиты­вать любовь к Родине, родному краю

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Ознакомятся с понятиями: народные инструменты, оркестр народных инструментов, наигрыши. Научатся понимать образ­цы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять несколько народных песен


Личностные результаты

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Различать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Узнавать народ­ные мелодии в сочинениях русских композиторов

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения учебных задач; вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; осуществлять поиск необходимой ин­формации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, размышлять о музыке, сравнивать, обоб­щать.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника; обращаться за помощью к учителю, одноклассникам


Основное содержание темы, понятия и термины

Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Гармонь. Баян

Образовательные ресурсы

Учебник (с. 62-67). Музыкальные инструменты или иллюстрации: гусли, балалайка, жалейка, рожок, свирель, трещотки, лож­ки. Кукла Петрушка или иллюстрация. Рабочая тетрадь (с. 18-19)


Музыкальный материал

Народные наигрыши на русских народных инструментах. Хороводная песня «Милый мой хоровод». Пьесы П. Чайковского «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова






Организационная структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы контроля





осуществляемые действия


формируемые умения



1

2

3

f

5

I. Организа­ция начала урока

Приветствует обучающихся. Прозвенел звонок, Начинается урок, Мы за парты сели дружно, Заниматься всем нам нужно!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учи­теля

Фронтальная. Наблюдение

П. Постановка цели и задач урока. Моти­вация учебной деятельности обучающихся

- Вспомните, о чем рассказывается в народных песнях.

- Какие народные песни вы знаете?

- С глубокой древности до наших дней живут рядом

с человеком народные песни и народные инструменты.

- Как появились народные инструменты?


Слушают учителя. Вспоми­нают ранее изученный ма­териал. Настраиваются на изучение нового мате­риала

Высказывают свои предпо­ложения, мнения; прислу­шиваются к мнению других

Фронтальная, индивидуаль­ная. Устный опрос

III. Актуали­зация знаний

- Процесс создания народных инструментов был связан с жизнью. Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, свисту срезанного камыша. Лю­бой природный материал мог зазвучать, если к нему при­касались умелые руки мастера. Наши предки владели секретом изготовления несложных звуковых инструмен­тов и передавали их из поколения в поколение. К сожале­нию, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые народные инструменты.


Слушают учителя, вступа­ют в диалог, отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осущест­вляют актуализацию лич­ного жизненного опыта

Фронтальная. Устный опрос





1

2

3

4

5


- Послушайте народные наигрыши и определите голос русских народных инструментов. (Звучат мелодии, ис­полняемые на народных инструментах,)




IV. Первичное усвоение но­вых знаний

- Звучание каких инструментов вы услышали? Показывает русские народные инструменты или их изображения.

- Рассмотрите картину В. Васнецова «Гусляры».

- Вспомните, что рассказывали гусляры под раскати­стые звуки этого старинного инструмента. (Былины.)

- Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, струнные, клавишные, ударные.)

- Русские народные инструменты объединяются по груп­пам, так же как и в симфоническом оркестре: духовые -флейта, жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки. Струнные - гусли, гудок, лира. Ударные - деревянные: барабан, литавры, бубен, погре­мушки, трещотки, ложки (учебник, с. 62).

- Непременными участниками праздников и народных гуляний были скоморохи. Они были не только музы­кантами, но и стихотворцами, рассказчиками. Популяр­ностью пользовались потешные сцены с русским народ­ным героем Петрушкой. Скоморохи играли на домре,

а позже на балалайке. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой. До наших дней сохрани­лось ее первое название - балалайка.

- Рассмотрите иллюстрацию М. Нестерова «Лель» (учеб­ник, с. 63).

- Также народными музыкантами считались пастухи.

В российских деревнях даже существовал обычай нани­мать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке.

Организует работу с учебником (с. 64).

- Рассмотрите иллюстрации «Гармонисты» (Палех) и «Вечерком» (Федоскино).

Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, выска­зывают свое мнение. Ана­лизируют иллюстрацию. Отвечают на вопросы, рас­суждают.

Слушают мелодии, испол­няемые на народных ин­струментах. Исполняют простые народные песни с помощью несложного имеющегося набора му­зыкальных инструментов. Анализируют иллюстрации в учебнике.

Анализируют иллюстрации «Гармонисты» (Палех)

Осознанно и произвольно строят речевое высказыва­ние в устной форме, раз­мышляют о музыке. Слу­шают и понимают речь других; владеют диалоги­ческой формой речи. Узна­ют образцы музыкального фольклора России. Выра­жают положительное от­ношение к процессу позна­ния: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально вос­принимают народное му­зыкальное творчество и вы­сказывают мнение о его содержании

Фронтальная. Устный опрос. Инсцениро­ванное пение



1

2

3

4

5


- Что изображено на этих иллюстрациях?

- Послушайте обработку русской народной песни «Све­тит месяц» для оркестра народных инструментов.

- Голоса каких инструментов вы услышали?

- В какой форме написана эта песня?

- Расскажите о выразительных особенностях этих ин­струментов.

Включает учеников в процесс исполнения простых народ­ных песен или наигрышей с помощью имеющегося неслож­ного набора музыкальных инструментов (ложки, буб­ны, свистульки, трещотки, колокольчики, бубенцы, ба­рабаны)

и «Вечерком» (Федоскино) в учебнике.

Слушают песню «Светит месяц»



V. Первичная проверка по­нимания

- Вспомните произведения русских композиторов, в ко­торых слышно подражание звучанию народных инстру­ментов.

- Послушайте пьесы «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» П. Чайковского, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

- Сравните их с народными наигрышами. Что их объ­единяет?

- Послушайте хороводную песню «Милый мой хоро­вод».

- Каков характер этой песни? (Плавная, лирическая, нежная, задушевная.)

Вспоминают произведения русских композиторов, в которых слышно подра­жание звучанию народных инструментов. Слушают пьесы «Мужик на гармонике играет», «Ка­маринская» П.Чайковского, «Пляска скоморохов» из опе­ры «Снегурочка» Н. Рим­ского-Корсакова. Слушают и поют хоровод­ную песню «Милый мой хоровод». Вначале поют песню с под­голосками, каноном. Затем инсценируют хороводное движение (круговой, ли­нейный, зигзагообразный хороводы). Сопровождают движения звучанием буб­на, ложек, колокольчиков и других народных инстру­ментов

Выполняют у^бные дей­ствия в громкоречевой и умственной форме; вос­принимают, осмысливают, запоминают материал. Ис­полняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх

Фронтальная. Устный опрос. Коллективное пение. Груп­повая работа



1

2

3

4

5

VI. Первич­ное закреп­ление

- Народные песни, плясовые наигрыши, музыкальные инструменты дошли до нас благодаря искусству народ­ных музыкантов-сказителей. Они были и певцами, и по­этами, и инструменталистами, и актерами. Любовь наро­да к музыкантам запечатлена в сказках, легендах, преда­ниях.

- Вспомните, о каких музыкантах сложил народ леген­ды, мифы, предания?

- В чем сила маленького музыканта-скрипача?

- Вспомните норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

- Что общего между этой песней и народной сказкой?

Отвечают на вопросы учи­теля. Работают с учебни­ком.

Рассуждают, высказывают свое мнение. Слушают произведение с движениями, имитиру­ющими игру на скрипке. Читают белорусскую народную сказку «Музы­кант-чародей» (учебник, с. 64)

Применяют на практике и повторяют новый матери­ал. Осознанно и произволь­но строят речевые выска­зывания в устной форме

Фронтальная. Устный опрос

VII. Информа­ция о домаш­нем задании, инструктаж по его выпол­нению

Вместе с родителями вспомнить и спеть народные песни разных жанров.

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 18-19)

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают и осмысливают учебное задание в соответ­ствии с уровнем своего раз­вития, творчески перераба­тывают информацию

Фронтальная. Слушание

VIII. Рефлек­сия (подведе­ние итогов занятия)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какое у вас настроение?

- Какой народный инструмент вам больше понравился и почему?

- Понравилось ли вам исполнять народные песни и наиг­рыши с движениями?

- Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Оценивают результат рабо­ты; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают каче­ство и уровень усвоения

Фронтальная. Устный опрос