IV. Первичное усвоение новых знаний | - Звучание каких инструментов вы услышали? Показывает русские народные инструменты или их изображения. - Рассмотрите картину В. Васнецова «Гусляры». - Вспомните, что рассказывали гусляры под раскатистые звуки этого старинного инструмента. (Былины.) - Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, струнные, клавишные, ударные.) - Русские народные инструменты объединяются по группам, так же как и в симфоническом оркестре: духовые -флейта, жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки. Струнные - гусли, гудок, лира. Ударные - деревянные: барабан, литавры, бубен, погремушки, трещотки, ложки (учебник, с. 62). - Непременными участниками праздников и народных гуляний были скоморохи. Они были не только музыкантами, но и стихотворцами, рассказчиками. Популярностью пользовались потешные сцены с русским народным героем Петрушкой. Скоморохи играли на домре, а позже на балалайке. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой. До наших дней сохранилось ее первое название - балалайка. - Рассмотрите иллюстрацию М. Нестерова «Лель» (учебник, с. 63). - Также народными музыкантами считались пастухи. В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке. Организует работу с учебником (с. 64). - Рассмотрите иллюстрации «Гармонисты» (Палех) и «Вечерком» (Федоскино). | Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию. Отвечают на вопросы, рассуждают. Слушают мелодии, исполняемые на народных инструментах. Исполняют простые народные песни с помощью несложного имеющегося набора музыкальных инструментов. Анализируют иллюстрации в учебнике. Анализируют иллюстрации «Гармонисты» (Палех) | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Узнают образцы музыкального фольклора России. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании | Фронтальная. Устный опрос. Инсценированное пение |