СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Музы не молчали" 1 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : Музы не молчали.

Цель урока: Вызвать у детей чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Музы не молчали" 1 класс»

Технологическая карта урока музыки

Учителя музыки МОУ СШ № 1 г. Волгограда

Филатовой Юлии Вячеславовны

Класс: 1.



Предмет

Музыка

Тема урока

Музы не молчали

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Вызвать у детей чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны.

Задачи урока

Обучающие: 

Показать подвиги героев нашей Родины в разные исторические эпохи на примерах произведений разных видов искусства;

Формировать у обучающихся представления о связи музыки, поэзии, живописи.

Прийти к выводу о том, что произведения искусства, воздействуя на человека, обостряют его чувства, вызывая эмоциональный отклик на  запечатленные в них исторические события;

Подвести к пониманию того, что разные виды искусства помогают сохранить память об историческом прошлом нашей Родины и её героических защитниках.

Воспитывающие:

Формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств;

Воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа, ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, сопереживание, умение дружить.

Развивающие: 

Развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов.

Методы организации учебной деятельности

Словесные методы, наглядные методы, практический метод, метод ретроспективы и перспективы, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод, наглядно-образный метод, метод сравнения.

Приёмы

Приём «Эхо»

Формы организации работы

Фронтальная работа. Групповая работа. Индивидуальная работа (высказывания о музыке).

Используемые технологии

Технология развивающего обучения, технология личностно – ориентированного обучения, игровые технологии.

УУД формирующие на данном уроке

Личностные УУД:

Понимание значения музыки в жизни общества, человека;

Усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

Осознание особенностей деятельности композитора, поэта, художника.

Познавательные УУД:

Усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;

Овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;

Осмысление символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;

Выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера

Регулятивные УУД:

Опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;

Планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;

Прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество и коррекция недостатков исполнения);

Оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;

Умение строить речевое высказывание в устной форме («эмоциональный словарь»);

Освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой работе в паре при восприятии и исполнении музыки;

Осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном исполнении музыкальных произведений.


Основные понятия

Песня, симфония, мелодия, аккомпанемент;


Программный материал

«Богатырская» симфония № 2 А.П. Бородина;

«Учил Суворов» музыка А. Новикова;

Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря».

Оборудование

Компьютер, фортепиано.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы на данном этапе урока

УУД, формирую-щие на данном уроке

Этап организации и мотивации учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся.

Дети входят в класс, рассаживаются за парты. Настраиваются на урок.

Фронтальная работа.

Личностные УУД: создание психоэмоциональной стабильности.

Актуализация знаний обучающихся

Сегодня к нам на урок пришла Муза.

Кто она? Вы когда-нибудь слышали о них?



Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.


Словесный метод, иллюстративный метод.

Личностные:

Учатся выстраивать высказывания

Усвоение новых знаний и способов действия


Му́зы— в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины. Это богини — покровительницы искусств и наук.


От муз происходит слово «музыка» первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Какой праздник у нас недавно был?



Кто такие защитники? Как вы понимаете.





Очень давно, чтобы отстоять нашу Родину, многие люди защищали ее от нападения врагов. Враги вступали с нашим народом в бой, желая завладеть нашей страной, нашими землями. 

































День защитника Отечества.




Те, кто защищали нашу родину.









Словесный метод, наглядно-слуховой методы.
















































Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника.

Познавательные УУД: осознанно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью.

Личностные УУД: показ собственных знаний, уважительное отношение к иному мнению.




























Этап осознания и принятия цели урока (основной этап)

Сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве. Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову.

Откройте учебник на стр. 56.

Во все времена, музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.


Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?







Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.


Посмотрите на слова написанные красными буквами, прочитайте их. Как вы понимаете, что означает каждое слово?














Памятник какому полководцу мы видим в учебнике?





А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью.

Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.


Сейчас мы с вами послушаем фрагмент песни «Учил Суворов»

Чему учил этот великий русский полководец?




Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи  хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Нужно было защищать Русь.

-Как вы думаете, кто были первыми защитниками Руси? 




Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?





Об их подвигах слагались сказки и былины, их прославляли в музыке и живописи.

– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

«CИМФОНИЯ» - это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. (на доску). 

В симфонии не поют, а играют на муз. инструментах. В переводе с греческого языка это слово обозначает «созвучие», «согласие».

Этой симфонии друзья Бородина дали название. Но я вам пока его не скажу. Давайте послушаем 1 часть, а вы подумайте какими были герои этой симфонии, и как вам об этом рассказала музыка?








Как звучала музыка?





-Что придаёт музыке мужественность, уверенность?







-В каком регистре звучала тема? (Слово на доску) На какой динамике? (Слово на доску) Это придавало ей дополнительную силу.

-Какое название вы дали бы ей?


Чтобы мы могли почувствовать всю мощь и могущество русских богатырей давайте пропоём гл. тему (наигрываю) На слог «да».




Я, думаю, каждый из вас сейчас ощутил ту силу, которая была у богатырей.


Если бы вы были художниками какую картину нарисовали?





«Богатырская» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.

Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название?
– Каков характер музыки этой темы?
– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?













Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

Т.е. когда стреляет оружие, то стихи и музыка должны отходить на второй план? Вы согласны?


















Одной из самых популярных русских военных строевых песен была песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

Послушайте и скажите это современная песня или старинная?











Какие старинные слова здесь звучат?



В каком характере?



Кто исполняет её-один человек или здесь происходит диалог?





Какая по характеру мелодия вопроса?


А мелодия ответа?




Что необычного вы услышали в исполнении?



Могла бы песня исполняться в современной Российской Армии?


Военные парады сопровождаются обязательно ударными и духовыми инструментами.

Попробуем и мы с вами исполнить эту песню под оркестр. Он будет состоять из девочек, а запевалой у нас будет…


Ребята, кто должен управлять музыкантами в оркестре?

Им будет сегодня…он будет давать чёткое вступление и руководить нашим оркестром.




Как вы думаете, нужна ли была песня воинам?


Можем мы сказать, что люди, которые защищали нашу землю-это герои?









Кого сегодня вспомнили на уроке?










Что слушали?



Что нового узнали на уроке?






Так согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

Нам нельзя забывать ту войну, тех героев и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И мы с вами говорим: «Музы не молчали».

Не молчите, Музы, если пушки злятся.

Если свищут пули, расселяя смерть.

В этот час, напротив, вы должны подняться

Над порочным миром и любовь воспеть.

И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране.


Скажите, какими по характеру должны быть герои нашей страны?


Смогли бы вы встать на защиту нашей Родины, совершить подвиг?


Наш урок подошёл к концу. Вы все были молодцы, были внимательными, активными, сообразительными. 

Выставление отметок в дневник.
















































Память - это то, что мы помним и не забываем, а памятник - это скульптура, герою.




























Задорно - жизнерадостно, оживленно, страстно, радостно.

Мужественно - твердо, решительно, смело, стойко. Браво - красиво, решительно, смело, храбро, лихо.





Александру Васильевичу Суворову.


























































Слушание.


Дети отвечают.























Богатыри.





Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.




































Слушание Гл.темы 1 части симфонии№2 А.П.Бородина.



Очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, стойкостью и отвагой. 



Мощно, сурово, уверенно, строго, мужественно.





Звучание симфонического оркестра, все инструменты оркестра играют одновременно.



Дети отвечают.









«Богатырская»








 Дети поют.













Картину сражения, войны, сильных людей-богатырей.


























Дети отвечают.

Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт мужественность, героичность.












Нет. Во все времена музы не молчали, а воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества.







Слушание.







Это старинная строевая песня- история времён Отечественной войны 1812 года, она дошла до наших дней и стала одной из любимых песен.


Держава, пики, сабли, востры.


Маршевый, боевой, строгий.






В песне звучит вопрос солиста-запевалы, и затем ответ хора.


Размашистая, удалая.


Строгая, собранная.


Песня звучала с инструментами, сопровождение давали барабаны.





Да.



















Дирижёр.





Исполнение «Солдатушки, бравы ребятушки».




Да, она поднимала дух, звала к победе.




Да, они настоящие герои,

ведь они абсолютно не щадили себя, они освобождали нашу страну от врагов.


Защитников Родины, которые воспеты в музыке, изобразительном искусстве.

Пели песню «Солдатушки, бравы ребятушки.


А. Бородин «Богатырская симфония».


Что такое симфония, симфонический оркестр, богатыри, герои.







Нет.




































Мужественными, отважными, добрыми, сильными.




Да.





















Метод наглядно-зрительный.

































































































































Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой метод,

метод эмоционального воздействия и драматургии урока.













































































































































































































Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника.

Познавательные УУД: осознанно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью.

Личностные УУД: показ собственных знаний, уважительное отношение к иному мнению.

































Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной

 форме, сравнивать и анализировать.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, обобщают. Делают выводы.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, умение общаться.

































































































Коммуникативные УУД: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнеров, в коллективном исполнении музыкальных произведений.

Познавательные УУД: выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера.


Домашнее задание

стр.56-57.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!