СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему: "Русские народные инструменты".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему: "Русские народные инструменты".»



Технологическая карта урока музыки на тему: «Русские народные инструменты»


Класс

2

Тема

«Русские народные инструменты»

Цель урока

формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Задачи

Образовательные задачи:

  • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;

  • Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;

  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов, русские народные песни разных жанров; 2) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;

  • Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Оборудование

магнитофон, ряд к музыкальному произведению, портретами композитора, музыкальные инструменты

Планируемые результаты

Предметные умения:

1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать композиторов. 3. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью; узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Метапредметные:

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения;

Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.

Формы работы


Индивидуальная, групповая, фронтальная.











ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УДД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!(музыкальное приветствие).

«Колокольчик нам поёт

Всех на музыку зовёт.

Слышишь тонкий голосок,

Нам пора начать урок»

- Проверим готовность к уроку.


Демонстрируют готовность к учебной деятельности.


Личностные:

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости


2.Актуализация знаний

-Сейчас мы будем слушать песню, называется «Я живу в России» все слушаем внимательно.

-О чем поется в этой песне?

- С каким чувством исполняется эта песня?


-Как правильно исполнять эту песню? Выберите подходящие слова, записанные на доске (плавно, быстро, протяжно, распевно, игриво, подвижно, грустно, отрывисто, нежно, тревожно, задушевно, весело).

- "Я живу в России" - плавно, мелодию вести к опорным звукам, в припеве тянуть длинные нотки, правильно брать дыхание между фразами.

(На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов).

-Как вы думаете, как связана исполненная нами в начале урока песня и эти инструменты?


-Как вы думаете, как будет называться новая тема урока?


-Назовите эти инструменты.


-Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен.

Слушание музыки «Я живу в России»





-О нашей Родине.

-С чувством любви к нашей Родине.














-Мы слушали России, а здесь инструменты нашей Родины.

-Русские народные инструменты.

Учащиеся перечисляют названия инструментов.


Личностные:

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные:

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

3.Осмысления новой информации

-Ребята сейчас мы будем слушать вторую песню то есть называется "Во поле берёза стояла". Все слушаем внимательно потом я задам вам несколько вопросов.

Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. Наро́дная пе́сня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи...

-Итак, эта композиторская музыка или народная?

-Какие инструменты вы услышали?



-В каком характере звучит музыка?

-Какие народные инструменты вы еще знаете?


-На доске вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их.

-Как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Во поле берёза стояла"? Изменяется ли она?


-Вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным (Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациямивариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций)


Слушание песни «Светит месяц»







-Народная.

-Мы услышали голоса балалаек, баяна, домр, трещеток.

-В радостном, веселом.

- Гармонь, свирель, рожок, ложки.

-Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.

-Мелодия повторяется, но каждый раз звучит по-новому.


Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать;

действия постановки и решения проблем; учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке.



Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию


4. Физминутка


А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Выполняют движения за учителем.


5.Закрепление изученного

Разучивание и разыгрывание песни.

Звучит запись русской народной песни "Калинка".

-Как вы думаете, это композиторская или народная песня?

-Какому народу принадлежит эта песня?

-В этой музыке, помимо жанра песни, есть еще и другой жанр. Жанр танец, а точнее пляска— танец, хождение под музыку, с разными приёмами, телодвижениями. Производится более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением...

- Сейчас мы будем слушать произведению, которое называется «Калинка». Все слушаем очень внимательно потом я задам вам несколько вопросов.

-Песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Чем отличаются куплеты от припева?




-Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, чтобы показать русскую удаль, задор.

-Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?







































-Народная.

-Русскому.








-Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.



Учащиеся размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песне - пляске.



6.Контроль знаний

- А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.

Маленькие деревянные пластинки,

Способные и сыграть, и распугать.


И щи хлебают,

И «барыню» играют.


Стучит, бренчит, звенит


А Садко на них играл

И душевно распевал.

Перебрал он много струн,

Вышел из воды Нептун.





- ТРЕЩОТКА



-ЛОЖКИ


- БУБЕН





У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать.


Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.


У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть-не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

- Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра.


- БАЛАЛАЙКА






- ДОМРА





-ГАРМОНЬ




7.Рефлексия

Найди ошибку. Слова заранее выписаны на доске.

а) Русские народные инструменты - это балалайка, гармонь, ложки, скрипка, гусли.

б) "Светит месяц" украинская песня - пляска, русская народная песня - пляска, французская песня - пляска.

в) шумовые инструменты - это ложки, бубен, трещетки, домра, балалайка, свирель?

С какими русскими народными песнями познакомился на уроке? ("Светит месяц", "Калинка", "Камаринская")

В какой песне используется вариационное развитие? ("Светит месяц")

10. Домашнее задание.

-Я прошу вас найти изображения русских народных инструментов и наклеить их на один лист. Или нарисовать их. Это и будет вашим домашним заданием.

Ответы на вопросы. Самоанализ.

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки, самоуважения







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!