Класс | 2 |
Тема | «Русские народные инструменты» |
Цель урока | формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки. |
Задачи | Образовательные задачи: Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов; Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа; Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора. Развивающие задачи: Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов, русские народные песни разных жанров; 2) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности; Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства); Воспитательные задачи: Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности; Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа; |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Оборудование | магнитофон, ряд к музыкальному произведению, портретами композитора, музыкальные инструменты |
Планируемые результаты | Предметные умения: 1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета. 2. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать композиторов. 3. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью; узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики. Метапредметные: Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока. Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения; Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы. |
Формы работы | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УДД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята!(музыкальное приветствие). «Колокольчик нам поёт Всех на музыку зовёт. Слышишь тонкий голосок, Нам пора начать урок» - Проверим готовность к уроку. | Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Личностные: Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
2.Актуализация знаний | -Сейчас мы будем слушать песню, называется «Я живу в России» все слушаем внимательно. -О чем поется в этой песне? - С каким чувством исполняется эта песня? -Как правильно исполнять эту песню? Выберите подходящие слова, записанные на доске (плавно, быстро, протяжно, распевно, игриво, подвижно, грустно, отрывисто, нежно, тревожно, задушевно, весело). - "Я живу в России" - плавно, мелодию вести к опорным звукам, в припеве тянуть длинные нотки, правильно брать дыхание между фразами. (На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов). -Как вы думаете, как связана исполненная нами в начале урока песня и эти инструменты? -Как вы думаете, как будет называться новая тема урока? -Назовите эти инструменты. -Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен. | Слушание музыки «Я живу в России» -О нашей Родине. -С чувством любви к нашей Родине. -Мы слушали России, а здесь инструменты нашей Родины. -Русские народные инструменты. Учащиеся перечисляют названия инструментов. | Личностные: Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Регулятивные: Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока |
3.Осмысления новой информации | -Ребята сейчас мы будем слушать вторую песню то есть называется "Во поле берёза стояла". Все слушаем внимательно потом я задам вам несколько вопросов. Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. Наро́дная пе́сня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи... -Итак, эта композиторская музыка или народная? -Какие инструменты вы услышали? -В каком характере звучит музыка? -Какие народные инструменты вы еще знаете? -На доске вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их. -Как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Во поле берёза стояла"? Изменяется ли она? -Вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным (Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций) | Слушание песни «Светит месяц» -Народная. -Мы услышали голоса балалаек, баяна, домр, трещеток. -В радостном, веселом. - Гармонь, свирель, рожок, ложки. -Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли. -Мелодия повторяется, но каждый раз звучит по-новому. | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества Познавательные: Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать; действия постановки и решения проблем; учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке. Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию |
4. Физминутка | А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) | Выполняют движения за учителем. | |
5.Закрепление изученного | Разучивание и разыгрывание песни. Звучит запись русской народной песни "Калинка". -Как вы думаете, это композиторская или народная песня? -Какому народу принадлежит эта песня? -В этой музыке, помимо жанра песни, есть еще и другой жанр. Жанр танец, а точнее пляска— танец, хождение под музыку, с разными приёмами, телодвижениями. Производится более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением... - Сейчас мы будем слушать произведению, которое называется «Калинка». Все слушаем очень внимательно потом я задам вам несколько вопросов. -Песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Чем отличаются куплеты от припева? -Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, чтобы показать русскую удаль, задор. -Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики? | -Народная. -Русскому. -Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер. Учащиеся размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песне - пляске. | |
6.Контроль знаний | - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат. Маленькие деревянные пластинки, Способные и сыграть, и распугать. И щи хлебают, И «барыню» играют. Стучит, бренчит, звенит А Садко на них играл И душевно распевал. Перебрал он много струн, Вышел из воды Нептун. | - ТРЕЩОТКА -ЛОЖКИ - БУБЕН | |
| У неё есть три струны, Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по-русски приседать. Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего- то три струны Ей для музыки нужны. У неё вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть-не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра. | - БАЛАЛАЙКА - ДОМРА -ГАРМОНЬ | |
7.Рефлексия | Найди ошибку. Слова заранее выписаны на доске. а) Русские народные инструменты - это балалайка, гармонь, ложки, скрипка, гусли. б) "Светит месяц" - украинская песня - пляска, русская народная песня - пляска, французская песня - пляска. в) шумовые инструменты - это ложки, бубен, трещетки, домра, балалайка, свирель? С какими русскими народными песнями познакомился на уроке? ("Светит месяц", "Калинка", "Камаринская") В какой песне используется вариационное развитие? ("Светит месяц") 10. Домашнее задание. -Я прошу вас найти изображения русских народных инструментов и наклеить их на один лист. Или нарисовать их. Это и будет вашим домашним заданием. | Ответы на вопросы. Самоанализ. | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения |