Актуализация знаний | Звучит русская народная песня « Камаринская». -Какая музыка по настроению встретила вас в классе? - Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? - Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют русские народные песни? | -Русская народная песня. -Да, понравилась! Сразу захотелось улыбнуться и пуститься в пляс. Она звучала весело, игриво, подвижно. -Народ. На праздниках, посиделках, на гуляньях. | |
Постановка цели и задач урока | На столе у учителя представлены инструменты: (деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян).На слайде- иллюстрации народных инструментов. Презентация «Народные инструменты» -Как вы думаете, как будет называться новая тема урока? -Обратите внимание на лежащие у меня на столе инструменты (деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян.) -Назовите эти инструменты? Все ли они вам знакомы? -Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, где мы с вами будем не только слушать плясовые наигрыши, но и разучим, и разыграем народные песни. -Сейчас я вам расскажу об особенностях жанра плясовых песен. В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль. Звучит плясовая русская народная песня « Светит месяц». -Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный. -Почему вы так решили ? -В каком характере звучит музыка? -Какие народные инструменты вы ещё знаете? -На экране вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их. -Как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Светит месяц"? Изменяется ли она? | -Наверно русские народные инструменты, может быть разучивание народных песен. -Учащиеся перечисляют названия инструментов. Коротко рассказывают, где их видели. -Оркестр народных инструментов. -Мы услышали голоса балалаек, баяна, трещоток. -В радостном, весёлом. -Гармонь, свирель, рожок, ложки. -Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли. -Мелодия повторяется, но каждый раз звучит по-новому. | |
Первичное усвоение новых знаний | Звучит запись "Светит месяц" и дети "исполняют" это произведение. Светит месяц, светит ясный, Светит белая заря. Осветила путь дорожку Мне до милого двора. Мне не спится, не лежится, И сон меня не берет. Я сходил бы к милой в гости, Да не знаю, где живет. Попросил бы я товарища, Мой товарищ доведет. Мой товарищ меня краше – Боюсь Машу отобьёт. Подхожу я к дому милой, А у милой нет огня. Постучал я под окошком, Моя Маша спать легла. - Стыдно, стыдно тебе, Маша, Со вечера рано спать. - А тебе, мой друг, стыднее, До полуночи гулять! Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов. -А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас на столах находятся музыкальные инструменты. Какие? -Первый раз попробуем подыграть мелодии песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (Первое исполнение оркестра). А теперь исполним еще раз немного смелее. -Молодцы !Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением? | – шумовые (ложки, бубны, трещотки, рубель, колокольчик, треугольник, металлофон) | |
Первичное закрепление | Звучит запись русской народной песни "Калинка". -Как вы думаете это композиторская или народная песня? -Какому народу принадлежит эта песня? -Есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра? -Песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Контрастны ли они, аргументируйте? -Меняется ли темп в припеве, если меняется, то как и зачем? Исполняется песня с ритмическими хлопками. -Вы правильно подметили, что песня - пляска "Калинка" основана на контрасте ее частей. | -Народная. -Русскому. -Да, есть жанр танец, или точнее пляска. -Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер. -Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор. | |