Предмет: Искусство.Музыка.
Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2011 г.
Класс: 4 класс.
Образовательные технологии, методы, приемы: -Технология системно-деятельностного подхода
Оборудование: видеопроекционная аппаратура, компьютер, акустическая система, фортепиано.
Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;2011 г.
Организация пространства: музыкальный класс.
Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация Задачи этапа: Включить учащихся в учебную деятельность Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Музыкальное приветствие. «Мы урок начнем с разминки, Выпрямляем свои спинки, Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь.» Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. | Дети под музыку «Вставайте, люди русские…» С.Прокофьева входят в класс. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, учитель!» | Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое |
Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Задачи этапа: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала |
Слад №1 Изображение полководцев, воинов - исторических личностей (Русские богатыри, А. Невский, А. Суворов, Кутузов, Г. Жуков, И.Сусанин.) Посмотрите на экран. Кто изображен на этом слайде? Что объединяет этих людей? Какими качествами обладают эти люди? | Смотрят презентацию, называют имена героев – защитников В разное время они защищали Родину, других людей, приходили им на помощь. Сила, смелость, отвага, любовь к своей Родине. | Познавательные: - сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. М/П - овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности |
Кого мы можем выделить из этой группы? Он отличается от всех других. Почему? События 1612 года. | Иван Сусанин – не военный, простой человек из народа, костромской крестьянин, который совершил подвиг во имя других людей. |
Как вы о нем узнали? Правильно. Мы вновь посетим музыкальный театр. | Слушали музыку – оперу «Иван Сусанин» М.И.Глинки – русского композитора. |
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Вы все узнали об этой опере? Предложите, какая тема будет на нашем уроке. Запись на доске. Эпиграф «За Русь мы все стеной стоим…» | Изучать дальше оперу. Послушаем новые фрагменты из оперы. Тема: Опера «Иван Сусанин» Запись темы в «Дневниках музыкальных наблюдений» |
Посмотрите на знаки-символы, предлагаю вместе составить план работы на урок. Будьте внимательны, старайтесь запоминать новый материал, активно участвуйте в общей работе, в конце урока вы сами проверите знания друг друга. Зададите друг другу вопросы. | Называют виды деятельности, ориентируясь на знаки ( «Сундучок» – проверка знаний; «Задумчивый смайлик» - размышление, «Наушники» – слушание музыки, «Палитра и кисточка» - творческое задание, «Поющие дети» - вокально-хоровые упражнения, исполнение песни «Рабочая тетрадь») |
Этап урока: 3. Выявление места и причины затруднения. Задачи этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. |
Откройте учебник на странице 97. Новые термины. «Музыкальная драматургия», «Контраст». Вам понятны эти слова? Почему? | ( Потому что мы не знаем и не изучали на уроке.) | Познавательные: -постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
Этап урока: 4. Построение проекта выхода из затруднения. Задача этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. |
Заглянем в «Сундучок наших знаний». Вспомним содержание 2 действия оперы. Таблицы в тетради. Где происходит действие? Какие фрагменты мы слушали? Что чувствуют поляки, о чем мечтают? Слушание фрагментов. | Бал во дворце польского короля. Танцы: полонез и мазурка. Подписывают картинки. «Полонез», «Мазурка». | Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. Познавательной и практической деятельности |
Антракт Дыхательные упражнения «Бабочка» Речевая разминка Вокально-хоровые упражнения | Пение. Один учащийся проводит вокальную разминку. | Личностные: - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования. Предметные: -умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. |
Учебник стр. 99 3 действие оперы. Село Домнино. Разучивание фрагмента оперы «Велик и свят наш край родной» Какие песни вам напоминает этот фрагмент? Близки ли вам такие напевы? | Вокализация фрагмента оперы. «Велик и свят наш край родной» Русские народные песни. В них есть что-то близкое, родное. | предметных результатов обучения - умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. М/П - взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; - овладение логическими действиями сравнения, обобщения; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих музыкально-творческих способностей; -умение размышлять, отвечать на вопросы; -развитие умения осмысливать полученную информацию |
Этап урока: 5.Первичное закрепление. Задачи этапа: Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. |
Слова русского писателя Н.В.Гоголя. «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». Понятно вам, о чем говорит Николай Васильевич? Выполните несколько практических заданий. Карточка «Противоположные слова» Термин «Контраст» Поляки и русские. Польская и русская музыка. Польский и русский акт (Действие) Отношение Глинки к польской музыке. Глинка с уважением относится к польской музыке и польскому народу. | Индивидуальная работа с карточками «Противоположные слова» Делают вывод по значению слова «Контраст». Просмотр видеофрагмента Сравнивают образы польских захватчиков и русского народа. Польская и русская музыка. Захватчики и защитники. 2 действие – польский акт и 3 действие – русский акт. Добро и Зло. «Контраст» - противоположное. | Познавательные: -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: - формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; |
Антракт Физминутка «Раз, два, острова» | Один из учащихся проводит физминутку. | |
«Музыкальная драматургия» В каком действии самый волнительный момент? Что было бы, если бы Иван Сусанин передумал и вывел врагов из леса? Вывод по содержанию оперы. В опере рассказывается о событиях истории нашей страны на примере героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина. Какие чувства вы испытываете по отношению к таким людям? Заканчивается опера хором «Славься» - торжеством победы над польскими захватчиками. Закрывается занавес в музыкальном театре. Давайте мысленно поблагодарим композитора М.И.Глинку за то, что подарил нам такое замечательное произведение. В какие дни в нашей стране чествуют героев Отечества? | «Музыкальная драматургия», заполнив таблицы на карточках. 4 действие «Сцена в лесу». Речитатив и ария Ивана Сусанина Видеофрагмент «Музыкальная драматургия» – последовательность событий, связь разных героев, их взаимоотношений, связанных между собой и завершение , какой-то итог. Выстроенный сюжет. Уважения, гордости, сочувствия. Аплодисменты М.И.Глинке 4 ноября – День народного единства, 9 мая – День Победы, День защитника Отечества, День Героя.
| Познавательные: - знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст); М/П: -умение размышлять, отвечать на вопросы; -развитие умения осмыслить полученную информацию. |
Этап урока: 7этап. Проверка домашнего задания. Задача этапа: Выявить знания учащихся о подобных событиях в истории Отечества. ВОВ. |
Какое домашнее задание было вам задано? Можно будет предложить разучить и исполнить какие - то из этих песен. Ребята, а сейчас я предлагаю спеть знакомую нам песню -Какой характер? -Давайте, в характере исполним песню. | Оформить программу концерта ко Дню Победы. 9 мая. В кругу показывают свои программы, называют песни о ВОВ. Исполнение песни «Мой дедушка – герой» Самооценка исполнения песни (Карточки) | Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. Личностные: - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; Предметные: -формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии Регулятивные: умение оценивать свое исполнение, используя критерии оценивания |
Этап урока: 6этап. Включение в систему знаний и повторение. Задача этапа: Повторить учебное содержание |
В течение урока вы узнали что-то новое. Заполните карточки «Соедини стрелочками» | Заполняют карточки. «Соедини стрелочками». Выявляют, насколько усвоили, новый материал.
| Предметные: - знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст); - освоение начальных форм познавательной деятельности Регулятивные: -развитие умения осмысливать полученную информацию Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках |
Этап урока: 8этап. Рефлексия. Задача этапа: Оценить собственную деятельность на уроке. Обсудить и записать домашнее задание. |
Какая тема нашего урока? Какая цель нашего урока? Оцените свою работу на уроке, заполните карточку самоанализа. Плакат «Россия». Что изображено на плакате? Показываю щит. Что это? Предложите, каким цветом раскрасить щит в соответствии со своей оценкой деятельности на уроке. Прикрепите свои щиты к плакату. Мы с вами продемонстрировали наглядно, как мы готовы защищать свою Родину. «За Русь мы все стеной стоим…» | Познакомились с новыми фрагментами оперы, выучили новые термины: «Контраст» и «Музыкальная драматургия». Закрепили знания по содержанию оперы. Россия. Родина. Природа. Щит - как символ защиты Красный цвет – «У меня все получилось» Синий цвет – «Узнал новое, но не все получалось» Зеленый цвет – «Ничего не понял» Закрепляют на плакате с изображением России. Хором: «Когда мы едины – мы непобедимы» | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии; -самооценка своих музыкально-творческих способностей; Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Домашнее задание. Учебник стр. 98-99 (обязательно) По выбору: - акция «Бессмертный полк. «Сбор информации»; - оформить страницу в «Дневнике музыкальных наблюдений». | | Предметные: -закрепление представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии. Личностные: -реализация творческого потенциала в процессе выполнения домашнего задания; Метапредметные: - умение находить информацию и осмысливать её; |
Оценки за урок. Спасибо за урок. | Музыка. «Славны были наши деды!» | Личностные: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |